Плата-переходник TQFP=>DIP для микроконтроллеров AVR ATMega16x, ATMega32x, ATMegaxx4x (СМК-ММК-01П1)

AVR
Продолжаю цикл заметок «Проекты-малыши».

В ходе разработки очередного мегапроекта возникла острая необходимость быстро вставлять и выковыривать из печатной платы микроконтроллеры типа ATMegaxx4 в корпусе TQFP-44. Ибо найти данные камни в корпусе DIP-40 оказалось не так то просто (во всяком случае, в г. Горький). Да еще надо было, чтобы вышеупомянутые микроконтроллеры вставлялись взамен их собратьев в DIPе. Т.е., в идеале – в ту же самую панельку, в которую втыкались кирпичи с индексом PU/PI. Но в любом случае: пусть даже переходник получится и шире панельки – конфигурация выводов должна совпадать.



Само собой, решение данной задачи просто, как апельсин: кладем паттерн TQFP-44 на плату, рисуем в два ряда штыри PLS-20 и соединяем нужные выводы микроконтроллера с соответствующим штырем одной из линеек PLS-20. (Сразу скажу – из-за размеров чипа в корпусе TQFP-44 и из-за односторонности печатной платы штыри пришлось расположить на 5,08мм шире, чем того требует совместимость со стандартной панелькой SCL-40/SCLM-40. Ну да это не беда – главное, чтобы выводы были совместимы). Соответственно, схема «устройства» будет такой (схему привожу только ради приличия):



Схема «устройства» доступна в архиве СМК-ММК-01П1_Hardware.zip (файл СМК-ММК-01П1.pdf). Справа от схемы для сравнения приведена цоколевка микроконтроллера ATMega16-20PU. Также на схеме приведен список моделей микроконтроллеров AVR, внутри которого соблюдается pin-to-pin совместимость (по портам) между камнями в одинаковом типе корпуса. При изготовлении рассматриваемого переходника допускается применять перечисленные модели МК с индексом AU или AI на конце (обозначают корпус TQFP-44).

Немедленно была разведена



и изготовлена печатная плата (чертеж печатной платы доступен в архиве СМК-ММК-01П1_Hardware.zip; файл СМК-ММК-01П1_ЛУТ.LAY – для «утюжников», файл СМК-ММК-01П1_ФР.LAY – для «шаблонщиков»):



Отмечу наличие двух проволочных перемычек на плате. Это – дань уже осточертевшей традиции Атмела совать в TQFP-корпуса по два и более выводов Vcc и GND.

Габаритные и установочные (посадочные) размеры получившегося переходника:



Ну и вид «устройства» на фоне корпуса DIP-40:



Вообще, сначала я переходник спаял, проверил и закинул в ящик:). Заметку про него писАть даже и не думал – больно уж мелок формат. Но затем подумал и решил-таки потратить время на написание сего матерьяла. Если уж вот такое может быть серийным изделием, то, возможно, и рассмотренный переходник будет кому-то полезен. Тем более, что по посадочным размерам он совместим с широко распространенными макетными платами:



На сегодня всё. Желаю удачи в работе с микроконтроллерами!

P.S. Как обычно, при изготовлении различной мелочи остаются лишние печатные платы. В настоящий момент есть в наличии 4 «голых» платы. Желающим спаять – могу отдать/выслать.

Содержание архивов:

SMK-MMK-01P1_Hardware.zip:
СМК-ММК-01П1.pdf – схема электрическая принципиальная «устройства»;
СМК-ММК-01П1_ЛУТ.LAY – файл печатной платы для «утюжников»;
СМК-ММК-01П1_ФР.LAY – файл печатной платы для «шаблонщиков».

Печатная плата нарисована в программе «Sprint Layout 5.0».
Файлы в топике: СМК-ММК-01П1_Hardware.zip

Комментарии (149)

RSS свернуть / развернуть
как всегда очень аккуратно
0
особенно пластмассовая макетная плата!!!:)
0
кстати вопрос, почему у вас на кругляшах под пайку такой странный круглый контур? вы после протравки еще немного подтравливаете с «маской» под пайку?
0
[чешет репу] не совсем понял вопрос. на фото платы: то, что более фиолетовое — «маска» (именно так, такую маску надо в кавычки брать:), то, что пожелтее/пооранжевее — медь. вот:) контур — это наверное край «маски» из фоторезиста.
0
так этом маска? просто такая светлая-светлая
0
это «маска» из фоторезиста:)
0
я просто привык к более фиолетовому фоторезисту (запамятовал его название)
0
ПНФ-ВЩ. он и есть сначала фиолетовый. но с момента рождения он, собака, по-ходу только и делает, что прозрачневеет:) чем дальше — тем прозрачнее.
0
советую FSR-8000
0
да я к этому как-то привык. у него есть охеренный плюс — его рулонами продают у нас в городе:) кончился — поехал и купил.
0
Гораздо лучше, чем у меня из Фотека получается. Видать как маска он лучше.
0
а такая маска не отваливается со временем? И как прочно держится?
0
ну, с настоящей, конечно, не сравнить:) но всё же — если фоторезист нормально накатан, то держится относительно прочно:



все мегаперемычки, дублирующие дорожки, пропаяны 100Вт-ным паяльником. маска не отвалилась. насчет «отвливается со временем» — ни разу не замечал
0
кстати, чтобы понять температуру, при которой паялись перемычки — вот фото другой стороны платы:



пожелтевшие от жары места на плате — это как раз там, где мегаперемычки
0
Что это за монстр?)
0
вроде импульсный БП
0
Больно мощный. Я склняюсь к варианту «импульсный сварочник». Хотя это тоже сорт оф БП.
0
источник 12В=>45В уж и не помню на сколько ватт:) судя по названию — на 400.
0
Чет больно могучий. ATX на 600 поменьше будет, хотя токи по вторичке у него не менее солидные (12В 48А ЕМНИП). И дорожки там не такие… суровые.
0
ну, как заказчик приказал, так и сделал:) да и вообще — хер знает, работает данный дывайс или нет. заказчик как в воду канул:)
0
А в качестве перемычек что использовалось — оплетка -какая?
0
перемычки — провод ПЩ (провод щеточный). в смысле — не весь провод целиком (в сечении), а более тонкие его составляющие (их там штук 5-6 получается когда целиковый провод распустишь)
0
Для подобных ситуаций оказалось очень удобно подвешивать фен над платой, что бы он прогревал полигон в месте пайки, а паять самым обычным паяльником (точнее станцией, но не суть). На фене температуру выставляю не очень высокую (~210-220 градусов) так что когда убираешь паяльник припой застывает. Ну и поскольку перегрева нет, то стеклотекстолит остается жив, а не желтеет. Вообще есть специальные столики с подогревом как раз для подобных задач (а еще для демонтажа и ремонта плат с BGA корпусами), но они кусаются по цене.
0
будем запомнить сей способ!:)
0
Вообще есть специальные столики с подогревом как раз для подобных задач (а еще для демонтажа и ремонта плат с BGA корпусами), но они кусаются по цене.
Да не, китайский термовоздушный нижний подогрев стоит довольно недорого, ЕМНИП в районе до $70, а то и меньше. Примерно как паяльная станция. Алсо можно греть 150-ваттным галогеновым прожектором, он тоже неплохо греет, только уже инфракрасным излучением.
А фен держать надо, да и поток горячего воздуха от него мешает.
0
Я фен просто на ногу линзы вешаю. Довольно удобно. Поток горячего воздуха да, мешает, если совсем близко подлезать голыми руками.
0
Почему бы тебе не попробовать сделать платодержатель с подогреваом? Он еще и при паяке феном очень полезная вещь. Во первых, плата не коробится, во вторых пайка будет куда быстрее проходить.
А нам потом о конструкции расскажешь)
0
Хотя бы потому, что на это нет времени :( Да и пайка силовухи, надеюсь, закончится с окончанием работы над источником тока.
0
Ну подогрев вообще для всех SMD-шек полезен, феном паяемых, чтобы плату не корежило.
0
Если я правильно понял о чем речь, то это окна в маске. Сама маска прозрачная и потому ее практически не видно.
+1
угу
0
А под 45 градусов пробовали камешек поставить? По идее должно компактнее выйти.
0
  • avatar
  • NCCat
  • 16 октября 2012, 23:03
пробовал. не получается компактнее, только еще хуже:) хотя бы поттому, что диагональ квадрата всегда будет больше его стороны:) ну и по плате если посмотреть — на дорожки надо будет больше места (в ширину).
0
Затупил, ваша правда. =_=
0
Красиво! А дорожки какие олдскульные!: )
0
  • avatar
  • _YS_
  • 16 октября 2012, 23:22
там в архиве есть файл с нормальными дорожками:)
0
Не, олдскул — это труЪ. :)
0
а… ну, олдскульный вариант файла тоже в архиве есть:)
0
на заводских платах встречал варианты, когда дорожки разведены под tqfp камень и дальше дороги разведены на такой модулёк — не на дип корпус, а именно шире чутка. Мучал поставщиков вопросом — что за колхоз, не верю что производитель оборудования с миллионными партиями перестраховывается и делает под разные корпуса в пределах одной версии платы. Они потом сами позвонили и говорят «нашли ответ на твой вопрос» — показывают плату, а на ней не впаян tqfp, а воткнут именно такой переходник с напаянным чипом. Говорят, прислали тестовую версию, вроде альфы — поиграйтесь мол, скажите как оно. Мы тогда остановились на версии, что они в случае доработок вышлют новый модулёк с зашитым чипом.
Так что штука востребована даже у крупных производителей.
0
  • avatar
  • ZPS
  • 17 октября 2012, 01:03
podkassetnik, напишите пожалуйста статью про работу с фоторезистом, от и до. я понимаю, что в интернете полно материала по данной тематике, и на этом сайте — тоже. Но думаю, многие захотели бы увидеть и Ваш подробный процесс.
0
считаешь — действительно надо?:) просто в интернете и впрямь материала по данной теме — горы. есть ли смысл тратить время на данную заметку?

ну и к остальным членам сообщества, читающим данный топик — тот же вопрос. надо ли писАть заметку про то, как некто подкассетник делится «секретами» изготовления ПП?:)
0
Почему бы и нет? Хотя в принципе тут уже есть курс evsi, устаревший правда.
0
ну вот именно:)
0
я не считаю, что мои платы настолько мегаохеренные, что по ним обязательно надо отдельный курс лекций делать:)
0
Опиши хотя бы кратко. Тем более evsi работает только с кошерным импортным резистом, вроде Photec и Riston. А у тебя технология под отечественный.
0
Опиши хотя бы кратко

кратко, увы, не получается. прям болезнь, блин:( обычно как: хочешь чего-то вкратце объяснить, пишешь соответствующее краткое описание. перечитываешь его — ага, вот здесь можно бы поподробнее, и вот тут чуть пошире пояснить. ну и понеслось. если бы не выгонял себя из-за компа буквально пинками, на одну заметку уходили бы, наверное, месяцы:)
0
Надо. Как малоопытный паяльщик, хотел бы видеть больше статей даже по уже описанному от разных людей, тем более с таким опытом и качеством изготовления. В данном случае не важно насколько ещё круче можно сделать — текущие платы уже просят статьи =)
Информации, даже по одной теме, много не бывает, особенно практической.

Та и вообще хотелось бы видеть поболее статей от вам ;) хоть сам аналоговые педальки для гитар делаю, но много любопытного по технологии и оформлению замечаю.
0
Ну, хороших статей много не бывает.
0
Тут многие восхищаются Вашим качеством. Качественная изготовленная плата (+ изделие) всегда радует глаз и вдохновляет на новые достижения. А когда у молодого инженера-электронщика получается не очень и при этом испытывает некоторый дискомфорт, то нередко после серии «неудач», желание что-то делать в данной области постепенно убавляется.
Да, статей много, но у Вас очень хорошо получается излогать и доносить материал до слушателя. Поэтому Ваша статья даст не меньше (а то и больше) пользы, чем изготовленные Вами платы. Цель у нас общая: показать, что «сложные» технологические процессы не такие уж и служные и доступны любому желающему (но учится конечно же надо). У меня знакомый пенсионер даже электроникой на МК занялся. И с помощью профессионалов и любителей, дело всегда будет интересным, вдохновляюшим и двигающимся вперед. Ради этого уже стоит написать статью. А если Вам еще спасибо скажут или как-то отблагодарят, то вопрос «о нужности — не нужности» уже возникать не будет. :)
P.S. я даже подарил бы тебе камеру по такому делу, но у самого нет ни одной, т.к. ими просто не пользуюсь. А вот скинутся тебе на камеру — я только за, только скажи как. Думаю тут найдется еще один-два человека, которые захотят поддержать в этом вопросе.
0
ого!:) спасибо за отзыв:) деньгами скидываться не надо. камеры/фотоаппарата нет не потому, что не на что купить, а потому, что до недавнего времени на хер не нужны были. если так и буду продолжать строчить заметки на сайт — прикуплю, не вопрос:)
0
и да, к написанию заметки приступил. но всё там относительно непросто (в смысле изложения материалу). однако, прорвемся:)
0
ОК, будем поискать время на заметку про изготовление ПП.

тут кроме поиска свободного времени еще вот какая проблема — фотографировать мне нечем, придется полдня таскать за собой человека с фотиком. так что, заметка будет, но конкретных сроков указать не могу.
0
Я как только начинающий участник данного сообщества очень хотел бы увидеть данный способ. Может тогда и у меня платы будут нормальные)))
0
flaksirus, переживать о текущем качестве плат совсем не стоит. :)
но стремится и улучшать… если есть желание — стоит. podkassetnik показал чего можно добится при желании, но даже не имея такого опыта надо помнить: только готовые и доведенные изделения понастоящему радуют и мотивируют на дальнейшие шаги. А за погоней идеала можно разочароваться и опустить руки — а это уже не редкость :)
Шлифуй свой скил и делай, а опыт с мастерством прийдет со временем — согласись, что так было всегда и другого пути пока нету :)
0
А в чем проблема? Ничего особенного в этих пдатах нет, кроме аккуратной трассировки в стиле старых плат (дорожки переменной ширины) и аккуратной пайки (этому нужно учиться, плюс нужна маска, иначе аккуратные пайки на полигонах не получатся, а медь со временем будет окисляться и терять вид).
Вот вручную, рейсфедером такие платы рисовать, как руководитель радиокружка, куда я ходил — это сильно.
0
Мне в данном случае интересно именно нанесение маски таким образом тем более, что фоторизст такой у меня со вчерашнего дня валяется) А попаяв немного смд, стало ясно, что маска очень желательна, как и фен) Да и как выяснилось одной из проблем моих кривых плат было отсутствие нормальной дрели с вертикальной подачи — вот думаю соорудить.
0
Маска из фоторезиста делается очень просто — на вытравленную плату накатывается еще раз фоторезист, экспонируется и проявляется. Только фотошаблон другой — со слоем маски, а не дорожек. И да, маска это не роскошь и не для красоты, это именно насущная необходимость, причем чем плотнее разводка и мельче компоненты — тем она нужнее.
0
То что не роскошь я понимаю) Мне тут чип пришел BGA, вот его я думаю без маски будет нереально запаять) Мне в данном случае интересен весь процесс от и до в мелочах. А на словах я бы тоже так объяснил) Опыта при этом нет, да.
0
Мне вот интересно, обязателен ли ламинатор или утюга хватит, и какой ламинатор брать? И при каком освещении наносить фоторезист и как и пр. пр.
0
ламинатор лучше, поскольку результат практически не зависит от криворукости. ламинатор у меня Fellowes Mars A4. Освещение — обычное комнатное, под прямые лучи солнца, конечно, соваться не стоит.
0
А тот факт, что в описании указана «максимальная толщина документа» равная 1мм — это никак не мешает? У меня платы 1мм всего одна и та двусторонняя.
0
Не мешает. У меня он нормально накатывает фоторезист на заготовки 1.5 и 2мм
0
Тогда пожалуй куплю) Естественно как только жабу задушу)))
0
Вот только нескромный вопрос: где его можно купить, так чтобы за наличные и сразу, причём в нерабочее время?
0
Я когда-то брал в Метро.
0
можно и так и так. мне после лута ламинатор никак не давался, сволочь. привык к утюгу. однако ж, заборол его всё-таки:) и теперь утюг за пять лет покрылся таким слоем пыли, что на нем можно картинки рисовать.
0
Не, утюгом так быстро и просто (а главное — предсказуемо) как ламинатором накатать не получится.
0
ну, сейчас-то да:) а вот сначала…
0
весь техпроцесс описан в моем блоге
0
Надписи на плате как сделаны?
0
обычный ЛУТ, как обычно. Только не на медь, а на текстолит. Технология та же — распечатал, приложил, нагрел, снял бумагу.
0
не совсем ЛУТ. при изготовлении фотошаблонов для плат использую связку «тонер+затемнитель тонера». каким бы ни был старым принтер (типа можно накрутить так, что сыпет тонер килограммами), ни на одном я не сделал действительно хорошего шаблона. и как-то раз наткнулся на такую вот хрень (затемнитель). оказалось — чудесная вещь. не знаю, как он повышает плотность, но после того, как им попшыкать на шаблон, тонер на некоторое короткое время размягчается. ну и вот, надписи делаю так: зеркально печатаю на простой бумаге слой с «шелкографией», бумагу приклеиваю на плату двухсторонним скотчем (предварительно совместив слои), затем сую этот бутерброд в горячий ламинатор и по мере того, как ламинатор потихоньку жрет бутер — пшыкаю затемнителем на бумагу (в том месте, где она ужЕ затягивается в ламинатор). пару паз так прокатываю, жду, чтобы бутер чуть-чуть остыл и отрываю бумагу. вот и всё:)
0
podkassetnik , скажи, а почему маска на bottom слое. Одно дело когда сторона монтажа совпадает с Bottom и уж совсем другое когда нет. Неудобно ж. Переворачивать придется чтобы прочитать что-либо. Или дело в том что основание для «шелкографии» (кавычки эт как в твоём примере с «маской» :)) должно быть без переходов, даже на величину дорожки?
0
почему маска на bottom слое

наверное, вопрос про «шелкографию»?:) маска находится на слое ТОР, там же где и дорожки:)
0
в принципе, тонер нормально липнет к фоторезисту. одна беда — там, где есть перепад высот (на границе дорожка/голый текстолит), тонер не липнет, ибо не к чему:) ну и конкретно для этого случая — больно уж мелкие буквы на слое ТОР получились бы.
0
Да, про шелкографию :)
А зачем тонер на фоторезист?
Если место позволяет можно сделать плате уши чтобы надписи кашерные и видимые были, но похоже эта мелочь только меня тронула. А в остальном — как всегда в твоём стиле. Ощущение что статья нормоконтроль проходит перед публикацией, а устройство ОТК :) Внушает уважение.
0
про «тонер на фоторезист». фоторезист — это «маска». и если требуется нанести маркировку на маску — тогда приходится наносить тонер на фоторезист. вот — за этим:)
0
Собственно мне и непонятно чем определяется именно такая последовательность? Почему сначала «маска» а затем «шелкография». Маска же прозрачная. Можно и в обратной последовательности делать.
0
а, вон ты про что:) вообще, никогда даже не задумывался про это, хотя идея отличная и валяется на поверхности:) надо будет попробовать.
0
Дарю. Безвозмездно:)
0
Чета я не догоняю… Требовалось заменить камень в стандартной панельке. Но получился переходник на 5!!! мм шире. И где профит? Как теперь его туда вставлять???
0
в заметке написано:

Т.е., в идеале – в ту же самую панельку, в которую втыкались кирпичи с индексом PU/PI. Но в любом случае: пусть даже переходник получится и шире панельки – конфигурация выводов должна совпадать.
0
т.е., в панельку он должен влазить именно в идеале. если чуть шире — ничего страшного (а на практике оказалось, что так даже лучше, ибо штырями типа PLS контакты панельки расшибаются в хлам).
0
Сделай фото того как получилось в итоге, если есть такая возможность.
0
пока такой возможности нет, увы:( но когда-нибудь такая возможность точно появится!:)
0
Что бы получить такой же как DIP ширины обычно делают либо бутерброд:


Либо используют с PLS-*R и паяют боком на плату.
www.proto-advantage.com/store/product_info.php?products_id=2200039
0
Сверлите вручную? Очень ровно.
0
на станке, конечно:) чтобы так просверлить вручную надо как минимум сверла точить каждые три отверстия.
0
Есть же твердосплавные сверла.
0
ты ими вручную сверлил?:) мне одного сверла больше чем на 10 дырок не хватило:) больно уж ломкие
0
Вручную. Ни одного не сломал, но одно уже затупил. Правда, у меня сверла на 0.8 и 1.0, т.е. довольно толстые. На 0.6 есть только обычные, их хватает на одну небольшую плату в среднем.
Учитывая, что я обзавелся станиной для дремеля — надо купить весь необходимый ассортимент твердосплава.
0
Со станиной проблем нет, я даже 0.2 сверлил, хотя такой диаметр уже сложно даже со станиной сверлить. От 0.4 и выше — легко.
0
Станок ЧПУ или ручной, можно модель и фото, любопытно, собираю инфу, хочу для дома сделать, но определился что.
0
с ЧПУ, вот такой
0
Сколь стоит сие удовольствие?
0
честно говоря, не знаю. оплатой снабжение занималось, не я:) но почему-то с этим станком у меня ассоциируется цифра чуть менее 10 тонн долларов. но вот почему именно такая сумма — затрудняюсь сказать:)
0
Мдась. Эт тебе не для домашнего радиогубительства. :)
0
да напарник загорелся идеей — а давай, мол, приобретем станок для гравировки/фрезеровки печатных плат. а я чо?:) бегай с бумажками, говорю, да покупай, я не против. ну вот — купили. сразу скажу — платы он делать умеет. только там всё не так просто. определенный скилл надо нарабатывать. и плата должна быть очень ровная. на самое главное — кривой кетайский софт, который херово понимает полигоны, может ровную дорожку в станок экспортировать криво, с квадратными падами у него беда. это были бы мелочи, если б станок понимал нормальные файлы, типа hgpl. но нет, китайцы изобрели свой собственный стандарт, который нигде не описывается.

короче, мне станок не очень нравится, и ненужную медь с платы я уничтожаю по старинке — травлением. но есть у него все-таки охеренный плюс — он умеет сверлить и фрезеровать (щели в платах делать). вот за это я его люблю:) а в целом — посоветовал бы брать что-либо посерьезнее.
0
Честно говоря, решил что ты ресурс режущего инструмента бережешь, потому и травишь.
0
инструмент должен работать!!!:) даже если куплен на твои кровные деньги. ну а уж если инструмент приобретает контора — вообще никакого смысла трястись над ним нет:) просто лично для меня удобнее оказалось использовать станок именно для сверления дырок и фрезерования щелей, а ненужную медь удалять традиционным способом. а вот напарник — тот вообще больше к хлорному железу не подходит, всё делает на станке. каждому, как говорится, своё:)
0
Вообще-то именно для домашнего (в том числе). Но закрытый софт, конечно, убивает идею покупки именно такого станка на корню. Да и дороговато, как по мне. За значительно меньшие деньги можно купить сравнимый по функциональности станок работающий с открытыми протоколами/типовым софтом. Мороки в настройке будет чуть больше, но явно не настолько больше, что бы оправдать переплату в 10 раз.
0
Похоже на правду. Аналогичного плана «протомат» (б/у) стал в районе 7000 евро. Но тому ещё дополнительно пылесос нужен, в комплект не входит.
0
этому тоже нужен (и тоже в комплект поставки не входит). успешно пользуем мегааппарат «циклон-м» на протяжении ужЕ двух лет:)
0
ATMega8A в корпусе TQFP также шьется в параллельном режиме с помощью «такого же» переходничка. Сам несколько раз разлочивал меги в TQFP у которых FUSE были неправильно выставлены
0
Глянув на картинку угадал кто автор :)
0
  • avatar
  • ploop
  • 17 октября 2012, 10:51
+1. Почерк авторский.
0
Это – дань уже осточертевшей традиции Атмела совать в TQFP-корпуса по два и более выводов Vcc и GND.
И не только Atmel) Да и вообще, этому есть вполне рациональное объяснение.
0
да я знаю:) плюс на двухсторонней плате это обычно вообще никаких удобств не доставляет. но вот на односторонних — да:)
0
Толи тут, то ли на хабре в комментариях проскакивал лэйаут под stm32 в 48 ног, где красиво соединили все питания и все земли и остальные ноги были доступны. Но я как то потерял, а у самого не получалось это в 0.2/0.2 сделать(
0
Да там зигзаг обычный был. На хабре, но выкладывал кто-то из местных.
0
Ну просто ну офигеть как нравится мне ваша маска. Благодарю за идею, пошел искать ПНР-ВЩ
0
внимание! ПНФ-ВЩ:) вообще, он не для маски предназначен, а для переноса рисунка ПП на фольгу:) маска (в моем случае) пошла довеском к необходимости юзать вместо «нормальных» дорожек полигоны. ибо припой по полигонам растекается — мама не горюй:) и я ее, честно говоря, раньше после монтажа платы убирал (отмачивал в ацетоне). ну а поскольку процесс отмачивания был довольно геморрным (надо было не искупать в ацетоне запаянные на плату детали), то мне это дело быстро надоело, и я стал оставлять маску на плате. мол, есть и есть, хер с ней, хлеба не просит. а оказалось, что это — мегафича:)
0
Ага, ПНФ-ВЩ, ачипятался. Собственно тоже хочу использовать, чтобы припой аккуратненько был
0
Не лучше ли купить маску у китайцев? Она няшно-зеленая (синяя/красная/желтая/белая) и вроде получше держит температуру.
0
Мне эта маска понравилась именно тем, что она прозрачная!
Китайская маска это хорошо, но фоторезист этот в магазине под рукой есть.
Да и как утверждает podkassetnik, температуру она тоже держит неплохо, а значит тот функционал её, который мне нужен, удовлетворяет.
0
Я слышал, что маска из пленочного ФР довольно плохая — имеет невысокую механическую прочность, не очень хорошую адгезию и не слишком хорошо держит температуру.
0
это ты слышал и от меня в том числе:). я ж говорю: «маска» из фоторезиста, по большому счету — говно. равно как и «шелкография» из тонера (при любом способе переноса тонера на текстолит). но надо понимать, что нужно людям, делающим платы в домашних условиях (тут речь, конечно, не про гигантов типа evsi, а про рядового любителя). а нужно-то всего лишь чтоб паять удобно было плюс чтоб выглядело не убого. и «маска» из фоторезиста вполне с данной ролью справляется (не знаю насчет пайки фЕном — как она к этому отнесется). если же где-то она и отвалится, ее вообще после монтажа можно удалить при помощи ацетона, а сторону фольги покрыть лаком.

зы. это не похвалы «маске» из резиста (мое отношение к ней как «профессионала» указано выше). это просто мои мысли по поводу того, почему люди вдруг внезапно заинтересовались — из чего сделана маска.
0
Я это понимаю, но маска по методу evsi не менее доступна. Забавно, но сам я маску добыл, а вот резист пока еще нет)
0
ну ты ж понимаешь, что тут всё зависит от кучи факторов:) вон, у человека фоторезист в магазине продается. так он его пошел и купил:) а маска из китая еще когдааа доедет:) а может же всё быть с точностью до наоборот:)
0
но надо понимать, что нужно людям, делающим платы в домашних условиях (тут речь, конечно, не про гигантов типа evsi, а про рядового любителя)
Не надо обзываться. Я такой же рядовой любитель.
0
больше не буду:)
0
Добавлю, что платы я тоже делаю в домашних условиях. Да и тот техпроцесс, который у меня сложился, далеко не предел достижимого в домашних условиях.
0
не, ну тут же отписываются люди, как я понял, в большей массе начинающие. а что ни говори — чем качественнее печатные платы, тем сложней технология. а это по сумме начальных вложений ужЕ относительно немало:)
0
Я вот до сих пор не могу определиться, начинающий я или нет. Я начал заниматься радиолюбительством давно, году эдак в 79-м. Но начиная с начала 90-х я практически не брал в руки паяльник, разве что изредка. Полноценно возобновил заниматься этим делом года, примерно, полтора назад. Естественно, пришлось осваивать все технологии с нуля. Комплектуха тоже за это время сменилась чуть более чем полностью и не один раз, так что тоже пришлось разбираться с нуля. Чуть меньше года назад я уже делал платы 0.15/0.15 с маской. Исходя из этого, я склоняюсь к мысли, что платы это достаточно просто, в том числе для начинающих. И статьи с подробным описанием я писал, как раз, что бы максимально сократить время постановки процесса тем, кому не так интересно колупаться именно в технологиях, а просто нужны платы.

По поводу затрат: да, постановка процесса с нуля, при полном отсутствии оборудования и материалов стоит заметных денег. Но, все же, не настолько больших, что бы сделать изготовление плат в домашних условиях недоступным.
0
платы это достаточно просто, в том числе для начинающих

не могу не согласиться:)

не настолько больших, что бы сделать изготовление плат в домашних условиях недоступным

я вообще считаю, что начинать надо с ЛУТа. чтобы почувствовать, так сказать, вкус. берешь мегапростую плату (чтоб дороги по миллиметру и зазоры по два) и пробуешь. лазерник найти — не проблема. утюг есть у каждого. мелованные журналы можно на крайняк где-нибудь стащить. и из всех расходов — лишь покупка текстолита и ацетона. а дальше — раз за разом наносишь рисунок и снова его смываешь (на начальном этапе травить даже не надо). и удивляешься — с каждым разом получается всё лучше. ну а затем — пытаешься вытравить ужЕ нужную плату. ну а если действительно войдешь во вкус — тогда и фоторезист, и маска и т.д. А расходы — они ужЕ не сильно будут напрягать, ибо они — для занятия любимым делом
0
еще забыл покупку шкурки и ваты для ЛУТа:)
0
Я как-то пропустил этот этап. Позже из (нездорового) любопытства поигрался, но этим все и ограничилось, даже простую плату мне сейчас удобнее делать фоторезистом.
0
даже простую плату мне сейчас удобнее делать фоторезистом

аналогично. более привычно, что ли. однако, я честно прошел все этапы — маркер, лак (вроде бы), лут, фоторезист:)
0
Лак (и чернила Кальмаар, причем обязательно красные) были в далеком прошлом…
0
Да, кстати, после (относительно недавнего) перехода на влажный способ накатки фоторезиста, печать фотошаблонов пигментными чернилами и еще некоторых небольших оптимизаций техпроцесса, время изготовления платы сократилось настолько, что лут в моих глазах потерял последние преимущества…
0
Главная проблема с маской из фоторезиста это то, что обычный фоторезист достаточно тонкий и не расчитан на накатку на существенно неровную поверхность (а вытравленная плата это именно тот случай). В итоге между дорожками зачастую маска не прилегает к стеклотекстолиту и имеет тенденцию крошиться и осыпаться.
Вообще говоря существует сухая пленочная маска (по сути — тот же фоторезист), которая имеет существенно бОльшую толщину фоторезиста и в процессе накатки в ламинаторе гораздо лучше растекается и прилегает к плате. Проблема только в том, что она достаточно редко встречается, поэтому утрачивается главное свойство — доступность.
0
В итоге между дорожками зачастую маска не прилегает к стеклотекстолиту и имеет тенденцию крошиться и осыпаться

именно так. причем, накатать второй слой фоторезиста на первый для увеличения толщины маски у меня толком не получилось. видимо, жутко липкий, зараза
0
Так отож. Потому проще купить китайскую однокомпонентную маску и не морочить себе голову с фоторезистом в качестве маски.
0
вот только найти бы прозрачную однокомпонентную маску =) Подчеркну, что главное в маске из ФР, это прозрачность, чисто с эстетической точки зрения. Зеленая, красная, синяя, жёлтая маска на ПП у меня уже была (делал на заказ)
0
Прозрачная получится далеко не из всякого фоторезиста. Скажем, Ристон после дубления дает глубокий фиолетовый цвет и этот цвет уже практически не меняется ни от температуры, ни со временем. Впрочем, однокомпонентную можно наносить очень тонким слоем (не так что бы сильно просто, но можно). Тогда она дает только тон, а сама остается практически прозрачной.
0
Почти невидимый слой светло-фиолетового цвета дает POSITIV 20. Но его наносить сложно, он недешев и имеет довольно скромный срок годности.
0
А дорожки переменной ширины в Sprint Layout сделаны? Т.е. всё вручную изменением ширины?
0
  • avatar
  • Flint
  • 17 октября 2012, 19:33
это полигоны. вручную, да:)
+1
Делал раньше подобные вещи, только ещё кварц ставил. В принципе, оно и под стандартную ширину DIP-40 разведётся. Надо выложить свой адаптер TQFP-32 на DIP-28.
0
ага, выложи, будь добр:) интересно же!:)
0
Пару лет назад делал такой же. Только с немольной доработкой: сверху сделал прастину с резьбой и винтом, которая фиксирует контроллер на переходнике. Самый непритный и неудобный момент — это совмещение ножек. При пайке можно запаять одну ножку, а потом поправить все остальные. В переходнике такое делать не имеет смысла. Пытался ограничители наклеить, что бы садился чип точно в гнездо для ножек. но это очень точная и мелкая работа. потому оставил как есть.
0
  • avatar
  • svd71
  • 17 октября 2012, 21:21

Не могу удержаться :)
0
С такой длинной выводов, хотя бы блокировочные конденсаторы и кварц нужно на плате поближе к камню сажать.
0
Есть подозрение что внутри dip корпуса длина выводов ничуть не меньше и основные габариты определяются количеством и размером выводов.
0
ну, это когда речь не идет о корпусе DIP-100:)
0
Да, но питание и кварц в дипе расположены в центре корпуса.
0
Для этого банально нет места :)
Конденсаторы кстати напаяны были потом между ножками разъемов прям.
0
Огромное спасибо автору за проделанную работу. Все хорошо продуманно. Спасибо
0
на здоровье:)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.