Мои поделки: ЛАТР 2А, вх.127,220В вых.0..250В, стандартный советский (восстановлен) [зима 2013]

Этот маленький топик является своеобразным дополнением к предыдущему (про ЛАТР переделанный из ручного стабилизатора)… Он тоже про ЛАТР, но уже про обычный — советский лабораторный автотрансформатор. Его я тоже нашёл у себя в подвале (в довольно плачевном состоянии) — ума не приложу, кто его, когда, и откуда, в своё время, стибрил. %)



Далее, будет много фоток (все кликабельны и ведут на полноразмерное изображение)...

Вот как выглядит восстановленный ЛАТР















Восстановленная панелька


Примечание: на этом фото, через отверстия в корпусе, виднеется часть обмотки, где было межвитковое КЗ — толсто перемотана белой ниткой...



Перечень устранённых поломок

Извините, фоток внутренностей нет и сделать их трудно (нужно было делать их ещё во время ремонта, когда всё было разобрано; но тогда были грязные руки и не было фотоаппарата)...

Конструкция ЛАТРа внутри — довольно простая, обычная и не интересная. Я просто восстановил то, что было, и как должно работать, без особых переделок:
  • Устранил обрыв в обмотке катушки.
    Анамнез: провод перетёрся подстроечным ползунком, на верхней части катушки.
    Лечение: Решил не мудрить дотачивая провод, а пожертвовать одним витком — размотал провод, по полвитка от разрыва. Где-то внизу магнитопровода концы встретились/пересеклись — сделал там скрутку, пропаял, заизолировал термоусадкой (тут главное — изоляцию бдеть).
  • Часть обмотки имела коротко замкнутые витки — они моментально и сильно перегревались, при включении автотрансформатора даже на холостом ходу, начинали дымить и вонять (подозреваю, что именно это и стало главной причиной отбраковки ЛАТРа).
    Анамнез: Замыкания образовались из-за неудачной (неровной) намотки проволоки на магнитопроводе — в следствие чего, со временем, подстроечный ползунок механически содрал изоляцию и расплющил проволоку так, что соседние витки соприкоснулись.
    Лечение: Наудачу, эти замыкания оказались сосредоточены в самом начале обмотки (там где была неровная намотка) — поэтому я починил так: Первые 30-40 витков катушки размотал и перезамотал обратно, «гармошкой» проложив между витками тонкую фторопластовую (изолирующую) ленту; Затем, этот участок ещё сверху обильно примотал толстой натуральной х/б нитью, чтобы подстроечный ползунок туда больше не заходил (это диапазон ~0..10VAC, никому не нужен).
  • Ещё, наверное самое интересное: отсутствовал контакт подстроечного ползунка, который скользит по медной катушке — взамен я выточил хитрую детальку (см. «круглый медный контакт» на схеме, ниже) из старого медного паяльного жала (цилиндрического прутка 3мм толщиной) — работает хорошо.
    Схема устройства ползункового контакта ЛАТРа
    Примечание: Детальку я выточил на своём «точильном станочке» — супер полезный и универсальный инструмент...
  • Также был отбит верх пластмассовой регулировочной ручки. Обнажился металлический стержень, на котором крепится ручка, и зажимная шайба фиксирующая ручку на стержне потерялась…
    Лечение: Зажимную шайбу сделал из обычной шайбы подходящего диаметра, прорезав с одной стороны (на своём «точильном станочке», о котором уже упоминал). Далее, плоскогубцами развёл прорез, одел на стержень и свёл шайбу — практически как cooler фиксируется на валу, только масштаб деталей другой…
    Далее, одел сверху пробку от ПЕТ-бутылки, посадив её на термоклей… На самом деле, там конструкция чуток хитрее: внутри маленькой пробочкой я прикрыл стержень, снаружи большая пробка от ПЕТ-бутылки, а пространство между ними — задул термоклеем. (Термоклей — классная и универсальная штука: он гарантированно не электропроводен; и работать с ним легко...)
  • Ещё была разбита пластиковая панелька, к которой крепятся бананы-зажимы входов/выходов (это видно на фото).
    Анамнез: Панелька была разбита на две части — верхнюю и нижнюю. Каждую из частей крепят сверху и снизу по два болта… Часть фрагментов панельки была утеряна.
    Лечение: Сначала подумывал выпилить эту панельку с нуля, из какой-нибудь фанеры — так было бы надёжно, но слишком хлопотно, да и результат выглядел бы «уже не совсем не так»… А конструкция здесь не силовая, да ещё и болты держат — поэтому решил панельку просто склеить: вырезал заплатку из левой пластмасски; подпилил дремелом фрагменты панели с тыльной стороны; наложил заплатку (довольно крупную, широко перекрывающую разлом), в ней же и отверстия под два верхних вывода не забыл проделать… И всё склеил тем же чёрным термоклеем! Сбоку, где отсутствует фрагмент панельки — также термоклеем заполнил (универсально).
  • Крепления защитного (зелёного) кожуха износились, винтовая резьба была сорвана — вкрутил толстые короткие шурупы (которыми компьютерный HDD крепится). Один из трёх кронштейнов так вообще был разбит — не мудрствуя лукаво, в этом месте скрутил медной проволокой (специально собрал ЛАТР так, чтобы это оказался центральный, задний кронштейн).
  • Ну, и наконец, навёл марафет: так как встроенного вольтметра в этом ЛАТРе нет, то на ручке подстройки нарисовал фломастером стрелочку, а на корпусе — ориентировочную шкалу выходных напряжений (тестируя прибор, мерил напряжение мультиметром, по факту — и рисочку рисовал, соответствующую)...

Самый интерес здесь, конечно, представляет то, КАК я это исправлял? (передать опыт) Но фотками передать этот процесс довольно трудно...

  • +1
  • 19 марта 2013, 22:55
  • Celeron

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
Примечание: Детальку я выточил на своём «точильном станочке», о котором напишу чуть позже — супер полезный и универсальный инструмент...
Это, пожалуй, было бы поинтересней, чем еще один латр.
+2
  • avatar
  • Vga
  • 20 марта 2013, 06:08
Неужели я так и не увижу остальные статьи цикла?!

«Восстанавливаем абонентский громкоговоритель Нева»
«Замена шнура электрочайника своими руками»
«Реставрируем ЭПСН-60»
«Восстановление спирали электрической лампочки»
«Из чего состоит батарейка»

:)
+2
«Реставрируем ЭПСН-60»
Вот это я бы посмотрел. Ну не перемолотый шнур, разумеется, а восстановление перегоревшей грелки.
«Восстановление спирали электрической лампочки»
А вот по этой теме мне мама мастер-класс показывала)
0
1-я часть на шнур, 2-я часть статьи на перемотку грелки нихромом и перекладку слюды :)
а спираль — эт все знают, но смотря как сгорела :)
0
Данный топик был посвящён уходящей классике прошлой эпохи («старому железу»): советскому ЛАТРу.
Ну и ещё — некоторым идеям по ремонту автотрансформатора.
Статьи этого цикла ещё будут — запланировано ещё несколько топиков… :)
0
Dude: Hey guys, I don't understand(«nevkuril») about this LATR gadget. Is this a potentiometer or transformer?
0
This is Autotransformer.
Thing alike a transformer, but with just only one coil…
0
One coil… hm-m, and what? One Bucho says me thats like potentiometer. Seems I must go to Cambridge and asking there…
0
… и тут Штирлиц понял, что спалился =))

«um-m» а не «hm-m»
0
And where is the second coil if it's transformer? As seen it's self-facking thing but looks like potentiometer.
0
харе троллить.
Хотя не, продолжай :)
0
Ещё, наверное самое интересное: отсутствовал контакт подстроечного ползунка, который скользит по медной катушке — взамен я выточил хитрую детальку (эх, не хватает фотки) из старого медного паяльного жала (цилиндрического прутка 3мм толщиной) — работает хорошо.


А конструкция осталась та же? Или вы сделали ролик?

У меня почти такой (по виду такой-же, только тип РНО 250-05). Дымит ужасно :) Но ремонт того стоит, у нас новый такой же около 40$ стоит.
0
Конструкция осталась прежняя — приложил к статье схему, как примерно устроен ползунок.
Контакт на ролик не переделывал — скользит хорошо: медный контакт по медной катушке… (Хуже чем ролик, конечно, но удовлетворительно, для устройств подобного класса.)
Гладко и хорошо обточенный круглый медный контакт не заедает в гильзе, плотно ходит по катушке — тут важно отрегулировать силу прижима, чтобы контакт излишне не дёр катушку (прижим регулируется высотой фиксации всей центральной оси: она зажимается двумя гайками, сверху и снизу катушки, нужно ими поиграть).

Если дымит — значит явно перегревается. Надо запустить ЛАТР в холостом режим и пощупать обмотку, какие витки перегреваются — там наверняка есть замыкания. «Щупать», разумеется, надо при отключенном питании: включить на полминуты; как дымок пойдёт — выключить и щупать.
Только осторожно: я сразу пальцы пожёг, когда дотронулся «до тех самых витков» — они очень сильно перегреваются! и никакого прибора даже не нужно для обнаружения…
У меня сильно дымили тряпки, которыми обмотана катушка снаружи — на них тоже явно видны подпалины, в критических местах.
0
Большое спасибо за столь быстрый ответ (странно, куда я в прошлый раз смотрел когда читал эту статью). Идея хорошая, я сразу не подумал)

Дымит электрокартон, из которого сделана прокладка под верхний прижимом трансформатора к основанию.
Если убрать ползунок и включить — ничего не греется, проверял пол часа где-то. Как только устанавливаю токосъемник — через две-три минуты идет слабый дымок. Отключал, сразу же снимал токосъемник — греются витки под ним.
Контактную поверхность ползунка решил закруглить, что бы так уменьшить площадь контакта. Но в итоге все равно греется так, что идет дым.

Подумываю теперь на счет графитового ползунка.

P.S. ЛАТР оставил на работе, в ПН сделаю фото того ползунка, который там был. Думаю он изначально там был.
0
К слову о прижиме. Меня давно интересует, как в этих ЛАТРах обеспечивается контакт только с одним витком, чтобы ползун не коротил витки?

Ну и насчет поиска КЗВ. Можно обернуть трансформатор термоиндикатором — проще всего полоской факсовой бумаги или чековой ленты (или даже просто длинным ненужным чеком, каковые нахаляву выдаются в магазинах). Как только витки прогреются градусов до 70 — их сразу станет видно.
0
  • avatar
  • Vga
  • 29 марта 2013, 04:42
как в этих ЛАТРах обеспечивается контакт только с одним витком, чтобы ползун не коротил витки?
Никак! Увы, пару-тройку соседних витков коротит, непосредственно под ползунком.

Погуглил... Вот пара интересных цитат:
При любых положениях движка регулятора, поверхность этого колесика замыкает сразу два витка обмотки. Но напряжение между соседними витками невелико (в 8 амперном ЛАТРе меньше вольта), а ролик не зря сделан графитовый (не металлический). Т.о. ток в этом, замкнутом на ролик витке и близко не достигает допустимого тока обмотки (8А). Кроме того, соседние витки из-за хорошей теплопроводности оттягивают часть нагрева...

Из опыта убиения ЛАТРов: сгубил на работе несколько штук, самое неприятное для него это работа на участке 0-30...50вольт при номинальном токе, что уж там присходит не знаю но обмотка выгорает.
0
Гм. А у тебя как раз медный ползун. Не перегревается?
0
Потестировал только что: подключил в нагрузку 75Вт лампочку накаливания, установил ~175VAC, подождал 5мин, 10мин, 30мин. Заметил:
* Несколько витков, непосредственно под установленным ползунком, греются ощутимо (палец удержать можно… хотя нет, пожалуй не удержу, без лёгких ожогов) — как cooler на процессоре, при интенсивной работе (70-80 гадусов?). Но никакого дыма нет, лишь легкий запах разогретого лака и пыли.
* Соседние витки и магнитопровод забирают на себя тепло и работают как радиатор.
* Вся остальная обмотка — вообще холодная. Постепенно нагревается через магнитопровод/основание: через пол часа — весь ЛАТР станет слабо тёплый.
* Примечание: А ещё, я обнаружил, что большое значение имеет удача — в какое положение провернёшь ползунок, сколько витков он закоротит: нагрев может идти или интенсивнее, или его даже совсем не будет! А есть такие места, неудачные, что уже через несколько минут ЛАТР начинает ощутимо пованивать перегретым лаком (хотя дыма нет).

Медный ползунок, как я понял, не усиливает перегрев/замыкания. Графит используют, потому что он лучше скользит по меди (не царапает медь, а сам стирается), и не вызывает искр при перемещении ползунка (это важно: чтобы не искрило при перемещении контакта).

Хотя у меня медь-по-меди — искр пока не замечал. Да и токи, на которые рассчитан ЛАТР, небольшие: до 2А. Тут только время покажет: после длительной эксплуатации, если появится копоть на дорожке под контактом (?)…
0
Графит все же имеет более высокое сопротивление, так что нагрев КЗВ будет ниже. И 70-80С — это при ненагруженном трансформаторе. А если еще добавить нагрев от загруженного под завязку транса? Ну и скольжение тоже важный фактор, так что на твоем месте ползун я бы заменил на графитовый.
0
Действительно: удельное электрическое сопротивление Графита (13 мкОм*м), а Меди (0.017 мкОм*м). Графит на три порядка меньше электропроводен, чем медь… В общем, с любой стороны — графит использовать для ползунка лучше!

Смущают только механические свойства Графита: он не такой вязкий и крепкий, как медь; и к тому же хрупкий — поэтому из него нельзя выточить деталь такой же формы, как получилось из меди.
Значит, прийдётся переделывать конструкцию ползункового кронштейна… А это уже сложно и нерентабельно, для данного случая: этот ЛАТР вспомогательный и редко используется.
К тому же, даже с медным контактом — этот ЛАТР работает, хотя и перегревается… И вообще, ЛАТРы с ползунковыми контактами считаются только «лабораторными» инструментами — они обычно не рассчитаны на длительную работу под нагрузкой.

А вот в серьёзных, мощных и ответственных ЛАТРах — следует делать правильно, с графитом, согласен.
Думаю, если бы мне попалась подходящая заготовка (графитовый стержень диаметром 3мм, или что-то похожее), то я бы попробовал, на досуге, сварганить ползунок — примерно такой конструкции:
0
Можно посмотреть на предмет стержня подходящего диаметра в солевых АА или ААА батарейках. Ну или таки попробовать обточить надфилем подходящего размера угольную щетку.
0
Токосъёмники троллейбусов бывают графитовые, а бывают медно-графитовые. У мощных электродвигателей также медно-графитовые щётки. Можно сходить куда-нибудь на разворотное кольцо троллейбуса, там щётки часто валяются прямо на асфальте.
0
хитрую детальку из старого медного паяльного жала
Медью всю обмотку ЛАТР-а «изъездишь». Поищи графитовые щётки для мощных электродвигателей, из графита модно выточить колечко. И лучше если оно будет перекатываться по виткам ЛАТР-а.
0
модно
можно
0
Медью всю обмотку ЛАТР-а «изъездишь».
Да, это актуально, при интенсивной работе.
Но колёсико туда никак не поставить: зазор между «гильзой кронштейна» и верхом обмотки — всего около 5мм. Туда никак не втулить сложную конструкцию (это маленький ЛАТР).
Жаль, я не видел исходной заводской конструкции — вероятно там была какая-то графитовая щётка, в металлической основе (как тут).

Но если вспомнить дешёвые моторчики — то в них тоже применяются, в качестве щёток, скользящие подпружиненные металлические контакты. Главное, чтобы прижим щётки не был сильным, а контакт не был острозаточенным — попробую поработать с таким, время покажет…
0
Автор топика запретил добавлять комментарии