Sprint Layout — хинты вперемешку с камнями (подводными)

Это не статья, скорее, заметка, врезка, если хотите. На нее я буду потом ссылаться. Итак, открываем программу, начинаем рисовать схему. Не знаю, кому как, а лично меня ломает без крайней нужды рисовать что-то сложнее резистора — существует море готовых шаблонов (макросов). Но их иногда надо править. К примеру, выложил dcoder макрос TSSOP-20, а на нем подпись STM8-bla-bla-bla:



А у нас smt32! Можно, конечно, оставить как есть, но обидно же… Решение до боли простое: зажимаем Alt и щелкаем по верхней надписи:



Как видим, выделилась только она. Теперь можно менять текст (например, на STM32), перемещать эту надпись, а при желании — и вовсе удалить. Точно так же можно выделить/изменить/удалить любой элемент макроса.

Следующий прием, который мне очень нравится — это возможность делать «платы наоборот». То есть, обычно мы рисуем дорожки, а все остальное вытравливаем, а можно делать так:



Здесь «нарисованы» зазоры между дорожками и травятся только они. Это ускоряет сам процесс и существенно экономит травильный раствор. Для примера, разместим на пустой плате TSSOP-20 и несколько дорожек. Привести плату к этому виду можно кнопкой «нанесение общей шины» (Ground plane):



И вот он — косяк. Зазоры нарисовались только вокруг дорожек на слое Ф2 (зеленых), а контакты слоя Ф1 (синие) остались нетронутыми и потому слились с общей землей. То есть, при распечатке получим такое (все черное — медь):



Понятно, что микросхему тут располагать бессмысленно. Логично предположить, что для огибания синих контактов, кнопку «общей шины» нужно нажать на слое Ф1, но тогда получаем такой вот трип:



Нормального решения я тут не нашел (Vga подсказал в комментах нормальный способ, опишу его сразу после этого) есть вполне сносный выход: зажимаем Alt, выделяем только левые ножки и переносим их со слоя Ф2 на Ф1:



То же самое делаем с правыми выводами. Результат налицо:



Однако, есть и более изящное решение: можно выделить всю микросхему, нажать на правую кнопку, но выбрать на один пункт выше:



Также, обратите внимание на кнопку TOP/BOT (в правом углу над эскизом макроса) — она позволяет выводить макрос сразу на нужном слое.

Помимо очевидных преимуществ, метод заливки свободного пространства землей имеет ряд подводных камней. К примеру, есть большое искушение не чертить землю полностью, а просто соединить ее с общей шиной (сопля внизу):



Вроде все логично, GND платы и GND микросхемы соединены. Но вот простейший случай, когда такая простота выходит боком:



Добавили дорожку, потом еще одну… И все перестало работать! Потому что мы заперли землю микросхемы между двумя дорожками. Нужно или постоянно за этим внимательно следить, или прочерчивать все линии GND явно:



Вот, теперь мы точно ничего не запрем по ошибке!

Последний момент, на который хотелось бы обратить внимание — это термобарьер. Добавим к схеме пару произвольных SMD-конденсаторов, которые должны уходить на землю. Получилось так:



Как сделать: зажимаем Alt, щелкаем по тому паду, который должен быть землей, и выставляем галку «Термобарьер» (справа). Получаются такие перемычки. Их количество, порядок и толщину можно регулировать, клацая по снежинке справа.

Над этим конденсатором находится другой SMD-компонент, у которого пад полностью утоплен в землю (нулевая ширина зазора выставляется в окошке справа от кнопки «общая шина»). В чем преимущество варианта с термобарьером? При пайке важно сосредоточить температуру в одном, конкретном месте, особенно, когда речь идет о такой мелюзге, как SMD-компоненты.

Если термобарьера нет, то вся плата представляет из себя эдакий радиатор, который забирает тепло паяльника на себя. Нам нужно олово вооот в этих двух точках, а оно размазывается. Да и феном особо не попаяешь — SMD-детальки придется постоянно поправлять пинцетом, т.к. поверхностное натяжение уже помогать не будет. В общем, термобарьер — вещь хорошая, надо юзать :)

Вспомню еще что-то — добавлю.

Комментарии (19)

RSS свернуть / развернуть
Про фичу с Alt не знал, хотя пользуюсь программой давно, спасибо!
0
  • avatar
  • AntRG
  • 26 декабря 2015, 01:30
Сам наткнулся на нее случайно — и обрадовался :)
0
То есть, при распечатке получим такое (все черное — медь):
Эээ, а нафига печатать оба медных слоя одновременно? И нафига ставить микросхему на Ф2, если трассируешь ее по Ф1? Насколько я вижу, это косяк не программы, а рисующего плату.
+1
  • avatar
  • Vga
  • 26 декабря 2015, 02:01
Если рисуешь микросхему «с нуля», то смысла нет, согласен. Траблы начинаются с применением макросов. Я все рисую на Ф2, но большинство готовых макросов типа smd-микросхем выполнены на Ф1. А бывает и еще слой Ш2 задействован.

Под косяками я как раз имел ввиду косяки рисующего :) И описал, как эти косяки исправить. Да, тру-вей нарисовать все с нуля. А можно взять готовый компонент и перенести все (кроме Ш1) на нужный слой. Ну или не переносить, а печатать сразу все слои (опять-таки, кроме Ш1) на одной стороне.
0
Так макрос-то на правильный слой класть надо (предполагаем, что сам макрос нарисован в правильных слоях — т.е. SMD — в Ф1 и Ш1, THT — Ф1 и Ш2). Кроме того, его можно перекинуть на противоположный слой, при этом макрос автоматически зеркалится.
+1
Гы) только сейчас увидел волшебную кнопочку TOP/BOT :)) надо завтра будет в заметках поправить. Спасибо, буду знать!

P.S. А я-то думаю, чего в макросе dcoder надписи отзеркалены)
0
Обрати еще внимание на пункт «переместить на другую сторону» в меню. Если бросил макрос не на тот слой — просто выделяешь его целиком и применяшь эту функцию.
0
Но если выделить макрос целиком, то на другой слой перенесется и содержимое слоя Ш1.
0
Разумеется. Шелк для SMD должен быть на том же слое, что и контакты, и на противоположном для THT.
0
*На той же стороне
0
Я немного про другое.

Имеем макрос, контакты у него на Ф1, шелк на Ш1.

Если выделить макрос целиком и перенести на слой Ф2, то на этот слой перенесутся не только контакты Ф1, но и шелк Ш1.

В результате шелк (Ш) окажется на слое контактов (Ф):

0
ты не так делаеш
надо выделить компонент на плате и через правую кнопку выбрать change boardside
тогда он перенесется на другую сторону

название этого пункта меню конечно тупо выбрали
правильней было бы что-то типа change to и в зависимости от слоя показывать противоположное название

софт простой, а столько мелочей запрятано
0
ага, уже разобрался)

софт простой, а столько мелочей запрятано
эт да :)
0
Ты не ту кнопку тыкаешь. Надо эту:
+1
а вот так работает, спасибо!
0
Мой страшный сон в Sprint Layout.
0
  • avatar
  • Bonio
  • 29 декабря 2015, 14:58
Вот это:
0
Ему бы схематик сделали с прямой и обратной связью цены бы не было. Что ни говори, а редактор у SL один из самых удобных.
0
Угу, меня еще радует возможность загрузить картинку вторым слоем.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.