Крепление тонкого сверла: безлюфтовое и самоцентрирующееся

Данный способ предназначен для крепления без патрона тонких свёрл с прямым хвостовиком непосредственно в валу электродвигателя.
- Высверливаем вал двигателя.
- Разогреваем конец вала паяльником.
- Заполняем отверстие расплавленной канифолью.
- Вставляем хвостовик сверла на канифоли.
- Включаем малые обороты и центрируем сверло.
- Ждём остывания и затвердевания канифоли.
- ?..
- Profit!!!
Данное описание было навеяно вот этой статьёй.
Я таки помню время, когда ничего не было. Ну, то есть не совсем уж ничего, бывало что-то кое-где у нас порой, но «дремеля» не было и цанговые патроны тоже не продавались. Только если попросить знакомого «дядю Васю» выточить элементарный цанговый зажим. Но такого дяди Васи лично у меня тоже не было. Поэтому я, увы, отлично помню все эти мучения с центровкой сверла. И однажды мне подсказали изящный способ безлюфтового самоцентрирующегося крепления свёрл малых диаметров.
А теперь поподробнее.
- Высверливаем вал двигателя. Глубину и диаметр отверстия выбираем исходя из имеющихся свёрл и двигателя, пусть вам подскажет здравый смысл. Неразумно сверлить отверстие диаметром более половины диаметра вала, пусть будет примерно от
¹/₃ до, максимум,¹/₂ диаметра. Слишком большая глубина тоже ни к чему, около 10 мм будет достаточно. В большом отверстии можно будет крепить тонкие и короткие свёрла, здесь проблем не будет. Сверлить можно самим же мотором: включаем мотор, приставляем конец сверла к концу вала и — вперёд. Часто на конце вала есть центровочное углубление, что облегчает задачу, если же конец скруглён или заострён, торец можно сделать плоским шлифовкой на точиле. Начинать сверление можно сверлом малого диаметра, а продолжить более толстым. - Разогреваем конец вала паяльником. Температура — до плавления канифоли, строго на глаз, чтобы канифоль стала жидкой, но не кипела.
- Заполняем отверстие расплавленной канифолью. Бросаем в отверстие крошки канифоли, помогаем им проваливаться при помощи лески, проволочки или, опять же, тонкого сверла. По необходимости, при остывании вала снова подогреваем его.
- Вставляем хвостовик сверла в канифоль. Пузырьки воздуха в канифоли нежелательны.
- Включаем малые обороты и центрируем сверло, придерживаея его двумя пальцами или пинцетом если горячо. Скорость вращения — строго на глаз, чтобы канифоль не разлеталась, но и чтобы сверло не плавало, а центрировалось за счёт достаточно быстрой скорости вращения. Следите, чтобы сверло было отцентрировано и у вала и на кончике.
- Ждём
гудкаостывания и затвердевания канифоли. Мотор не выключаем, продолжаем придерживать сверло и следим за правильной центровкой вплоть до застывания канифоли. Включаем большие обороты и проверяем центровку: спираль сверла не должна быть видна, всё сверло должно видеться сплошным однородным цилиндром. Если есть биения — подогреваем, повторяем. Видимые биения возможны из‑за вибрации несбалансированного двигателя. - ?..
- Profit!!!
Данный способ наиболее подходит для крепления тонких свёрл с прямым (не утолщённым) хвостовиком. Почему именно тонкие свёрла с прямым хвостовиком? Ведь так можно крепить любые вращающиеся насадки: свёрла с утолщённым 3,2 мм хвостовиком, боры, маленькие абразивные круги и дисковые пилки на таких валах, даже метчики. Просто потому, что вызывает наибольшие трудности именно крепление тонких хвостовиков от 0,1 до 1,0 мм, а этот метод подойдёт наилучшим образом. Для 3,2 мм хвостовиков потребуется вал диаметром от 8 мм, массивный мотор, разогрев-остывание займёт довольно много времени и, в общем, выйдет не слишком удобно. Качественный цанговый патрон в этом случае подойдёт намного лучше.
Почему крепление самоцентрирующееся, ведь его нужно центрировать пока канифоль мягкая? Ну, во‑первых, во время этого процесса оно центрируется почти само (никаких регулировочных винтов!), а во‑вторых, потом, во время работы сверло никуда не «убежит» и от возможных боковых нагрузок центровка не нарушится.
Достоинства:
- Дёшево, почти бесплатно. Только
ножницы и клеймотор и собственно сами свёрла. - Исключены некоторые источники биений: посадка вал-патрон и патрон-сверло. Отсюда высокая точность, биений нет.
- Никаких винтов, настроек и регулировок.
- Можно сверлить металлы, канифоль держит нагрузку.
Недостатки:
- Нужен паяльник. Да, а есть ли у вас паяльник?
- Невозможная быстрая смена: разогрев-остывание потребует 1‒2‒3 минуты.
- Частый нагрев вала может привести к осмолению смазки в подшипнике мотора, то есть смазка может затвердеть.
- Желательно иметь 2‒3 мотора с предустановленными самыми ходовыми свёрлами, например, 0,6, 0,8 и 1,2 мм. При использовании сверлильной оснастки (т. е. штатива, станка, станины) желательны одинаковые моторы и возможность их быстрой смены.
Не я изобрёл этот способ, мне его когда‑то подсказали. Более того, он был опубликован в журнале «Радио» № 4 за 1989 г. на с. 78.
Фотографии? Да, собственно, зачем они? Возможно, я добавлю пару картинок позже.
Комментируйте, обсуждайте, критикуйте, спрашивайте, предлагайте.
- +1
- 22 марта 2013, 16:15
- EW1UA
Ага, сверлишь ПП и на отверстии N+1 канифоль размягчается, свело бодренько ломается и отлетает в глаз. Лучше купить недодремель(аки, гравер 135Вт). Здоровье и качество работы дороже.
- TheLongRunSmoke
- 22 марта 2013, 16:33
- ↓
Как то сомнения есть, что канифоль сможет удержать тонкое сверло. При «вскрытии» меди, на финальном выходе сверла из текстолита или при черезмерном давлении его не сорвет.
- JeckDigger
- 22 марта 2013, 16:34
- ↓
Подтверждаю, — метод работает. Сам его когда-то для себя «открыл», использовал когда ещё не купил мотор с насадкой и цангами.
- shluzzzoid
- 22 марта 2013, 16:38
- ↑
- ↓
Желательно иметь 2‒3 мотора ...мотор у нас стоит 800-1200, за такиедень можно хороший дремель взять!
- JeckDigger
- 22 марта 2013, 16:36
- ↓
берём бэушный мотор печки отопителя автомобиля (необязательно исправный, ведь можно и починить!), делаем всё по инструкции. профит!
- shluzzzoid
- 22 марта 2013, 16:39
- ↑
- ↓
Данная статья была навеяна вот этой статьёй, а опубликовать побудил этот комментарий.
Достаточно было там же в комментарии ответить что метод — посадка на канифоль. Опционально привести первый вариант инструкции.
На мой взгляд, в те времена метод был оправдан, но на сегодня это слишком неудобно. Цанговые патроны вполне решают задачу крепления тонких сверел.
Алсо, сверло при работе некисло нагревается, зачастую выше 100С. Канифоль не размягчается?
На мой взгляд, в те времена метод был оправдан, но на сегодня это слишком неудобно. Цанговые патроны вполне решают задачу крепления тонких сверел.
Алсо, сверло при работе некисло нагревается, зачастую выше 100С. Канифоль не размягчается?
В те времена метод был вполне годным, а сейчас выбор вариантов намного богаче, но тем не менее, и теперь находятся любители рассверливать цанги и центрировать так называемый «патрон» четырьмя винтами.
У меня не было случаев размягчения канифоли, впрочем, не было и необходимости сверлить сотни отверстий без передыху.
У меня не было случаев размягчения канифоли, впрочем, не было и необходимости сверлить сотни отверстий без передыху.
Когда нужда припрёт, будете сверло скотчем к велосипеду прикручивать ради пары дырок. Понятное дело что средней руки дремель кажется космической технологией по сравнению с таким колхозом. Но знать способ полезно — никогда не знаешь, когда понадобится. Для меня интересна идея использования канифоли как термоклея, я о таком не думал.
- count_enable
- 22 марта 2013, 19:23
- ↓
Извените, но статья совершенно бредовая.
Лично мне в голову сразу полез вопрос «Как просверлить без токарного станка каленый вал двигателя??» Ну пусть даже он не всегда каленый. И канифоль вместо клея?? Тогда уж как в детстве, пластилином залепить, ефект тот же. При таком «дешовом» способе затратой станет время потраченое на сверления вала. Уж проще пойти на рынок и купить дешевою цангу.
Лично мне в голову сразу полез вопрос «Как просверлить без токарного станка каленый вал двигателя??» Ну пусть даже он не всегда каленый. И канифоль вместо клея?? Тогда уж как в детстве, пластилином залепить, ефект тот же. При таком «дешовом» способе затратой станет время потраченое на сверления вала. Уж проще пойти на рынок и купить дешевою цангу.
я в детстве делал по-другому: высверливал болт сверлом нужного диаметра, потом вгонял это сверло в отверстие. входило очень туго и не вылетало. болт потом зажимал в патроне.
я в детствену блин, времена тотального фифицита уже прошли, да и мы не дети-школьники. вполне можно пожертвовать вечерним_пивком-сигареткой и купить нормальный инструмент (>100W, 10K-30K RPM со стандартным хвостовиком) за жалкие <50 баксов.
вот честно, маянипанимать целесообразности подобных извращений.
Для такой операции просто необходим токарный станок… Счастливое, надо сказать, детство!
- SINtheTHICK
- 23 марта 2013, 20:35
- ↑
- ↓
А я в свое время для закрепления цилиндрических стальных сверл в обычный кулачковый патрон (для сверл ф от 1мм) наматывал на хвостовик медную проволочку. Плотно, виток к витку.
- SINtheTHICK
- 23 марта 2013, 20:33
- ↓
Хотелось бы видео по изготовлению пунктов 1 и 5.
На словах охуенно просто выглядит. В реале — не верится. Не имея верстака проще купить шуруповерт — миллимитровые сверла держит идеально. А малые отверстия 0,7...0,4 мм единичны и их можно ручной цангой-отверткой высверлить.
На словах охуенно просто выглядит. В реале — не верится. Не имея верстака проще купить шуруповерт — миллимитровые сверла держит идеально. А малые отверстия 0,7...0,4 мм единичны и их можно ручной цангой-отверткой высверлить.
1. Видео сделать не смогу потому, что мне его нечем снимать.
2. По пункту № 1: это всё‑таки нужен новый моторчик, как-никак.
3. По пункту № 5: это немного попроще. Возможно, я возьму видеокамеру для этого, но вероятность мала и ожидать не стоит.
4. Более высока вероятность, что я всё‑таки добавлю фотографии. Но это попозже.
5. Ручная сверлилка (какая бы то ни была) — это совсем уж безысходный вариант. IMHO, то есть, по моему скромному мнению. Впрочем, когда‑то мне и к такому приходилось прибегать. А ведь в давние времена и часовые станки были с лучковым приводом, или ножным по типу швейной машинки.
2. По пункту № 1: это всё‑таки нужен новый моторчик, как-никак.
3. По пункту № 5: это немного попроще. Возможно, я возьму видеокамеру для этого, но вероятность мала и ожидать не стоит.
4. Более высока вероятность, что я всё‑таки добавлю фотографии. Но это попозже.
5. Ручная сверлилка (какая бы то ни была) — это совсем уж безысходный вариант. IMHO, то есть, по моему скромному мнению. Впрочем, когда‑то мне и к такому приходилось прибегать. А ведь в давние времена и часовые станки были с лучковым приводом, или ножным по типу швейной машинки.
Комментарии (32)
RSS свернуть / развернуть