Крепление тонкого сверла: безлюфтовое и самоцентрирующееся

Данный способ предназначен для крепления без патрона тонких свёрл с прямым хвостовиком непосредственно в валу электродвигателя.
  1. Высверливаем вал двигателя.
  2. Разогреваем конец вала паяльником.
  3. Заполняем отверстие расплавленной канифолью.
  4. Вставляем хвостовик сверла на канифоли.
  5. Включаем малые обороты и центрируем сверло.
  6. Ждём остывания и затвердевания канифоли.
  7. ?..
  8. Profit!!!
Под тонким сверлом я подразумеваю диаметр менее одного миллиметра.
Данное описание было навеяно вот этой статьёй.

Я таки помню время, когда ничего не было. Ну, то есть не совсем уж ничего, бывало что-то кое-где у нас порой, но «дремеля» не было и цанговые патроны тоже не продавались. Только если попросить знакомого «дядю Васю» выточить элементарный цанговый зажим. Но такого дяди Васи лично у меня тоже не было. Поэтому я, увы, отлично помню все эти мучения с центровкой сверла. И однажды мне подсказали изящный способ безлюфтового самоцентрирующегося крепления свёрл малых диаметров.

А теперь поподробнее.
  1. Высверливаем вал двигателя. Глубину и диаметр отверстия выбираем исходя из имеющихся свёрл и двигателя, пусть вам подскажет здравый смысл. Неразумно сверлить отверстие диаметром более половины диаметра вала, пусть будет примерно от ¹/₃ до, максимум, ¹/₂ диаметра. Слишком большая глубина тоже ни к чему, около 10 мм будет достаточно. В большом отверстии можно будет крепить тонкие и короткие свёрла, здесь проблем не будет. Сверлить можно самим же мотором: включаем мотор, приставляем конец сверла к концу вала и — вперёд. Часто на конце вала есть центровочное углубление, что облегчает задачу, если же конец скруглён или заострён, торец можно сделать плоским шлифовкой на точиле. Начинать сверление можно сверлом малого диаметра, а продолжить более толстым.
  2. Разогреваем конец вала паяльником. Температура — до плавления канифоли, строго на глаз, чтобы канифоль стала жидкой, но не кипела.
  3. Заполняем отверстие расплавленной канифолью. Бросаем в отверстие крошки канифоли, помогаем им проваливаться при помощи лески, проволочки или, опять же, тонкого сверла. По необходимости, при остывании вала снова подогреваем его.
  4. Вставляем хвостовик сверла в канифоль. Пузырьки воздуха в канифоли нежелательны.
  5. Включаем малые обороты и центрируем сверло, придерживаея его двумя пальцами или пинцетом если горячо. Скорость вращения — строго на глаз, чтобы канифоль не разлеталась, но и чтобы сверло не плавало, а центрировалось за счёт достаточно быстрой скорости вращения. Следите, чтобы сверло было отцентрировано и у вала и на кончике.
  6. Ждём гудкаостывания и затвердевания канифоли. Мотор не выключаем, продолжаем придерживать сверло и следим за правильной центровкой вплоть до застывания канифоли. Включаем большие обороты и проверяем центровку: спираль сверла не должна быть видна, всё сверло должно видеться сплошным однородным цилиндром. Если есть биения — подогреваем, повторяем. Видимые биения возможны из‑за вибрации несбалансированного двигателя.
  7. ?..
  8. Profit!!!


Данный способ наиболее подходит для крепления тонких свёрл с прямым (не утолщённым) хвостовиком. Почему именно тонкие свёрла с прямым хвостовиком? Ведь так можно крепить любые вращающиеся насадки: свёрла с утолщённым 3,2 мм хвостовиком, боры, маленькие абразивные круги и дисковые пилки на таких валах, даже метчики. Просто потому, что вызывает наибольшие трудности именно крепление тонких хвостовиков от  0,1 до 1,0 мм, а этот метод подойдёт наилучшим образом. Для 3,2 мм хвостовиков потребуется вал диаметром от 8 мм, массивный мотор, разогрев-остывание займёт довольно много времени и, в общем, выйдет не слишком удобно. Качественный цанговый патрон в этом случае подойдёт намного лучше.

Почему крепление самоцентрирующееся, ведь его нужно центрировать пока канифоль мягкая? Ну, во‑­первых, во время этого процесса оно центрируется почти само (никаких регулировочных винтов!), а во­‑вторых, потом, во время работы сверло никуда не «убежит» и от возможных боковых нагрузок центровка не нарушится.

Достоинства:
  • Дёшево, почти бесплатно. Только ножницы и клеймотор и собственно сами свёрла.
  • Исключены некоторые источники биений: посадка вал-патрон и патрон-сверло. Отсюда высокая точность, биений нет.
  • Никаких винтов, настроек и регулировок.
  • Можно сверлить металлы, канифоль держит нагрузку.


Недостатки:
  • Нужен паяльник. Да, а есть ли у вас паяльник?
  • Невозможная быстрая смена: разогрев-остывание потребует 1‒2‒3 минуты.
  • Частый нагрев вала может привести к осмолению смазки в подшипнике мотора, то есть смазка может затвердеть.
  • Желательно иметь 2‒3 мотора с предустановленными самыми ходовыми свёрлами, например, 0,6, 0,8 и 1,2 мм. При использовании сверлильной оснастки (т. е. штатива, станка, станины) желательны одинаковые моторы и возможность их быстрой смены.


Не я изобрёл этот способ, мне его когда‑­то подсказали. Более того, он был опубликован в журнале «Радио» № 4 за 1989 г. на с. 78.

Фотографии? Да, собственно, зачем они? Возможно, я добавлю пару картинок позже.

Комментируйте, обсуждайте, критикуйте, спрашивайте, предлагайте.

  • +1
  • 22 марта 2013, 16:15
  • EW1UA

Комментарии (32)

RSS свернуть / развернуть
Ага, сверлишь ПП и на отверстии N+1 канифоль размягчается, свело бодренько ломается и отлетает в глаз. Лучше купить недодремель(аки, гравер 135Вт). Здоровье и качество работы дороже.
+2
1. Канифоль не размягчается. С чего бы это вдруг?
2. В недопатронах недодремелей сверла ломаются надёжней и чаще во много раз.
0
Пользуюсь своим гравером уже 10 лет. Даже твердосплавные сверла не ломаются, если не косячить.
0
Опять же, мне про ваш гравёр ничего не известно.
Марка? Модель? Цена? Штатив есть? Какой патрон? И т. д.
0
«Книгу не читал, но осуждаю.»
0
Лучше купить недодремель
Это сейчас пошел в магазин, выбрал, купил. Или даже не вставая с кресла, залез на ebay, оплатил, получил посылку. А тогда способ имел полное право на жизнь, да и сейчас «на безрыбье»… ИМХО, на всякий пожарный, пусть будет. Автору спасибо.
+1
Как то сомнения есть, что канифоль сможет удержать тонкое сверло. При «вскрытии» меди, на финальном выходе сверла из текстолита или при черезмерном давлении его не сорвет.
0
Подтверждаю, — метод работает. Сам его когда-то для себя «открыл», использовал когда ещё не купил мотор с насадкой и цангами.
0
Сомнения — это неплохо. Мотор остаётся применимым для других приложений, почему бы не попробовать, ежели бесплатно?
0
Если глубина отверстия достаточная, то держит нормально. Была у меня такая сверлилка.
0
Желательно иметь 2‒3 мотора ...
мотор у нас стоит 800-1200, за такиедень можно хороший дремель взять!
0
берём бэушный мотор печки отопителя автомобиля (необязательно исправный, ведь можно и починить!), делаем всё по инструкции. профит!
0
Желательно бы уточнить, где «у вас» и в каких единицах у вас измеряется стоимость.
А вообще, всегда можно найти дороже, как в анекдоте про двоих новых русских и галстук.
0
Несколько моторов не обязательно, а желательно для скорости смены диаметров сверления, только и всего. Одинаковые нужны лишь при креплении в штативе.
0
Данная статья была навеяна вот этой статьёй, а опубликовать побудил этот комментарий.
0
Достаточно было там же в комментарии ответить что метод — посадка на канифоль. Опционально привести первый вариант инструкции.
На мой взгляд, в те времена метод был оправдан, но на сегодня это слишком неудобно. Цанговые патроны вполне решают задачу крепления тонких сверел.
Алсо, сверло при работе некисло нагревается, зачастую выше 100С. Канифоль не размягчается?
0
В те времена метод был вполне годным, а сейчас выбор вариантов намного богаче, но тем не менее, и теперь находятся любители рассверливать цанги и центрировать так называемый «патрон» четырьмя винтами.
У меня не было случаев размягчения канифоли, впрочем, не было и необходимости сверлить сотни отверстий без передыху.
0
Отвод-позиционирование-подвод — времени остыть после сверления одного отверстия вполне хватает.
0
Когда нужда припрёт, будете сверло скотчем к велосипеду прикручивать ради пары дырок. Понятное дело что средней руки дремель кажется космической технологией по сравнению с таким колхозом. Но знать способ полезно — никогда не знаешь, когда понадобится. Для меня интересна идея использования канифоли как термоклея, я о таком не думал.
+3
Извените, но статья совершенно бредовая.
Лично мне в голову сразу полез вопрос «Как просверлить без токарного станка каленый вал двигателя??» Ну пусть даже он не всегда каленый. И канифоль вместо клея?? Тогда уж как в детстве, пластилином залепить, ефект тот же. При таком «дешовом» способе затратой станет время потраченое на сверления вала. Уж проще пойти на рынок и купить дешевою цангу.
0
Тут, вероятно, вся суть в центровке. Ту же дешёвую цангу центровать выйдет не быстрее.
0
Да, разумеется. Сверлить лучше на токарном станке, а можно лепить пластилин вместо канифоли или купить цангу.
И что?
0
Как просверлить без токарного станка каленый вал двигателя??
Просто. Фиксируем движок, включаем, сверло ручками в торец вращающегося вала. Как ни странно, но центруется само, да и не нужна тут абсолютная точность — отверстие с запасом по диаметру, сверло отцентруется в канифоли.
0
Блин, привычка читать топик через строку :) Не доглядел и продублировал. Но способ рабочий, проверено.
0
я в детстве делал по-другому: высверливал болт сверлом нужного диаметра, потом вгонял это сверло в отверстие. входило очень туго и не вылетало. болт потом зажимал в патроне.
0
я в детстве
ну блин, времена тотального фифицита уже прошли, да и мы не дети-школьники. вполне можно пожертвовать вечерним_пивком-сигареткой и купить нормальный инструмент (>100W, 10K-30K RPM со стандартным хвостовиком) за жалкие <50 баксов.
вот честно, маянипанимать целесообразности подобных извращений.
0
Для такой операции просто необходим токарный станок… Счастливое, надо сказать, детство!
0
А я в свое время для закрепления цилиндрических стальных сверл в обычный кулачковый патрон (для сверл ф от 1мм) наматывал на хвостовик медную проволочку. Плотно, виток к витку.
0
Я тоже так делал. Если пропаять с паяльной кислотой, получится утолщённый хвостовик.
0
Было и такое, да.
0
Хотелось бы видео по изготовлению пунктов 1 и 5.
На словах охуенно просто выглядит. В реале — не верится. Не имея верстака проще купить шуруповерт — миллимитровые сверла держит идеально. А малые отверстия 0,7...0,4 мм единичны и их можно ручной цангой-отверткой высверлить.
0
1. Видео сделать не смогу потому, что мне его нечем снимать.
2. По пункту № 1: это всё‑таки нужен новый моторчик, как-никак.
3. По пункту № 5: это немного попроще. Возможно, я возьму видеокамеру для этого, но вероятность мала и ожидать не стоит.
4. Более высока вероятность, что я всё‑таки добавлю фотографии. Но это попозже.
5. Ручная сверлилка (какая бы то ни была) — это совсем уж безысходный вариант. IMHO, то есть, по моему скромному мнению. Впрочем, когда‑то мне и к такому приходилось прибегать. А ведь в давние времена и часовые станки были с лучковым приводом, или ножным по типу швейной машинки.
0
Автор топика запретил добавлять комментарии