Требуется схема лампового усилителя на 20-30 ватт, без тон-блока, но с регулировкой громкости.

Покупать готовый не интересно, хочется собрать.
Так что, народ, помогите, кто чем может :-)
Желательно схемкой, желательно с обозначенными мощностями резисторов :-)
- -4
- 20 февраля 2013, 03:02
- Fantomas
про вопросы было сказано уже немало.
намного лучше было бы, если соберешь и расскажешь. а так — очередной вопрос.
намного лучше было бы, если соберешь и расскажешь. а так — очередной вопрос.
Ну нихера себе. И кто бы мог подумать что и вопрос и ответ есть здесь. Уму не постижимо. И даже гугл не требуется.
20 ламповых ватт и транзисторных это совсем не одно и то же. По крайней мере субъективно. Для дома 5 ватт будет за глаза.
ax84.com например
ax84.com например
- marvin_yorke
- 20 февраля 2013, 12:04
- ↓
субъективно, 15 «транзисторных» и 5 «ламповых» ватт по громкости в домашних условиях не отличаются. Точно так же на точке спокойно играли вместе 40 «ламповых» и 150 «транзисторных»
- marvin_yorke
- 20 февраля 2013, 12:41
- ↑
- ↓
нет, физику никто не отменял. Поэтому я и пишу «субъективно».
- marvin_yorke
- 20 февраля 2013, 13:00
- ↑
- ↓
субъективно, 15 «транзисторных» и 5 «ламповых» ватт по громкости в домашних условиях не отличаются.Я думал, не отличаются по рассеиваемой мощности
Непонятно, как динамик узнает, откуда на него сигнал подается.
Если с усилителя идет 5 Вт — то это 5 Вт, а если 15 Вт — то 15 Вт.
А лампы и транзисторы — исключительно в голове у слушателя.
Так, что чисты субъективизм и отсутствие научного подхода.
Если с усилителя идет 5 Вт — то это 5 Вт, а если 15 Вт — то 15 Вт.
А лампы и транзисторы — исключительно в голове у слушателя.
Так, что чисты субъективизм и отсутствие научного подхода.
Дык 5Вт от ламп более теплые :)
Вся теплость заключается в некоторых нелинейных искажениях присущих ламповым усилителям хай-энд… да плюс демпфирование динамика выходной обмоткой трансформатора, таког же эффекта можно добиться на транзисторах. Единственное, что в лампах действительно красиво и хорошо это их свечение в темноте :)…
Вся теплость заключается в некоторых нелинейных искажениях присущих ламповым усилителям хай-энд… да плюс демпфирование динамика выходной обмоткой трансформатора, таког же эффекта можно добиться на транзисторах. Единственное, что в лампах действительно красиво и хорошо это их свечение в темноте :)…
Если мне не изменяет память, то у лампового усилителя довольно много второй гармоники и крайне мало гармоник высокого порядка. Поскольку вторая гармоника вполне вписывается в гармонический ряд (который, в свою очередь, построен на специфике психоакустического восприятия человека), то на слух она воспринимается хорошо, в отличие от нечетных гармоник. Так что, как бы, в этом есть свои плюсы (на вкус любителей теплого лампового звука), другой вопрос, что многие слушатели предпочитают оригинальный звук, так как его задумывали музыкант и звукорежиссер, а не то, что из него сделал усилитель.
Транзисторный усилитель демпфирует лучше (у него выходное сопротивление ниже).
А, вообще, если я подключу вольтметр параллельно динамику, и выставлю одинаковое напряжение в ламповом и транзисторном вариантах, то этому динамику будет пофигу, какой усилитель выдает сигнал.
Импульсные характеристики, конечно, будут разные (как и спектры сигналов), но ощутимой разницы в громкости это не даст (5 дБ).
А, вообще, если я подключу вольтметр параллельно динамику, и выставлю одинаковое напряжение в ламповом и транзисторном вариантах, то этому динамику будет пофигу, какой усилитель выдает сигнал.
Импульсные характеристики, конечно, будут разные (как и спектры сигналов), но ощутимой разницы в громкости это не даст (5 дБ).
Непонятно, как динамик узнает, откуда на него сигнал подается.Реальный музыкальный сигнал имеет сильно выраженный большой пикфактор. У транзисторных усилителей — ограничение резкое, и сразу заметна перегрузка, когда средняя мощность еще далека от максимальной.
Если с усилителя идет 5 Вт — то это 5 Вт, а если 15 Вт — то 15 Вт.
У лампового усилителя — ограничение мягкое, не так заметное. И уровень 3 гармоники, придающей резкое звучание при ограничении, в ламповых (как правило, трансформаторных) усилителях — намного меньше, чем у транзисторных, особенно на высоких частотах. Просто она уже не попадает в полосу эффективно усиливаемых частот.
Поэтому лмповый усилитель, например, на 3 ватта, субьективно при перегрузке будет звучать приятнее, чем транзисторный 15-25 ватт, при равной средней мощности (и ощущаемом уровне громкости) прослушиваемой музыки. В этом — одно из главных отличий «лампового» звука. Заставляющее для нормального звучания использовать транзисторные усилители с мощностью намного больше аналогичных ламповых, нагружая их лишь частично.
Вспомните: в бытовой ламповой аппаратуре высшего класса, типичная мощность была 4-6вт. А звучали не хуже и не тише современных ватт на 25-50.
Правда, и акустика у них была более эффективная, некомпрессионная, большого обьема, часто — с открытой задней стенкой, с отдачей порядка 0,25-0,4.
Для сравнения — отдача 10МАС-1 — 0,18, 10МАС-1М (усложнили разделительные фильтры) — 0,15, у распространенных 50-ваттных S-90 — всего лишь 0,08, да еще и с неравномерностью 18 дб! (в 8 раз)!
Чтобы S-90 звучала по громкости как колонка Симфонии или Эстонии-стерео при 6 вт, надо подать на них (0,3: 0,08) ~ в 4 раза большую мощность (порядка 25вт). Причем, для отсутствия заметных искажений, сам транзисторный усилитель для них должен быть рассчитанн как минимум ватт на 50-60 неискаженной мощности. И то — звучание S-90 будет хуже, за счет большей неравномерности.
Вот в этом секрет «лампового» звука, а не в особых конденсаторах и проводах.
Транзисторный усилок с номинальной мощностью в 70-100Вт в ограничение не входит и подобных искажений не вносит. Но звучит иначе. Почему именно так, я написал выше.Причин — много.
Я упоминул лишь одну, наиболее простую.
Про динамические искажения, сложный характер нелинейности транзисторов, особенно биполярных, вынужденно большую из за этого глубину обратных связей, и много чего другого — коротко не скажешь.
Кому надо — пусть читают соответствующие статьи. Только не на сайтах «аудиофилов»…
Ну а для простых, часто самодельных, транзисторных усилителей с мощностями менее 20-25вт, наиболее типично по значимости отмеченное мной. — Почему ламповые усилители при меньшей мощности звучали как бы громче и качественнее…
И — почему сейчас, даже на мощных генераторных лампах, с «правильными» проводами и конденсаторами, при мощностях намного больших, того — «истинно лампового» звука 60х годов, — «аудиофилам» уже не услыхать…
и много чего другого — коротко не скажешьДа и не нужно, вобщем. Желающие могут прочитать все эти дискуссии в журнале Радио 80-х годов. К тому же все эти вопросы давно решены и закрыты, а Суховский УМЗЧ ВВ существует не один десяток лет.
И — почему сейчас, даже на мощных генераторных лампах, с «правильными» проводами и конденсаторами, при мощностях намного больших, того — «истинно лампового» звука 60х годов, — «аудиофилам» уже не услыхать…Аудиофилы вообще народ специфичный, так что ссылаться на них особого смысла нет.
вот не знаю на сколько будет актуальна моя подсказка, но всё же. в ламповых радиолах, приемниках, телеках часто УНЧ был выполнен на отдельной плате, обычно на 6п14п. блок питания из того же агрегата берете, можно и динамик. так что если есть под рукой — можно быстренько попробовать. мощности там правда пару ватт обычно, но вам для комнаты <40 кв.м. хватит. успехов! =)
- prostoRoman
- 20 февраля 2013, 19:47
- ↓
Комментарии (36)
RSS свернуть / развернуть