Химическое лужение

После получения неудачной платы фотоспособом из-за неправильной экспозиции, я решил потренироваться на ней с химическим лужением. Состав для лужения я выбрал без синильной кислоты:

на 100гр воды —
0.8гр двухлористого олова,
5гр тиомочевины и
20мл концентрированной серной кислоты.

Купить все это можно в хим.магазине (я брал в Русхиме), серную кислоту — продают по документам. Для данного применения должна подойти и аккумуляторная, с пересчетом по концентрации.


Я размешивал вещества по списку, и тиомочевина никак не хотела растворятся до добавления серной кислоты. Так что я подозреваю, сначала нужно серную кислоту растворять (раствор нагревается!), потом тиомочевину, и наконец двухлористое олово. Температура раствора для лужения — комнатная, греть не нужно. И да, раствор пахнет сероводородом. Так что держим в закрытой посуде.

Плату нужно чистить перед обработкой, но я решил попробовать немного окисленную кинуть — серная кислота должна окисел снять в любом случае. И действительно, залудилось все. Не окисленные места — секунды за 3, окисленные — за минуту. Впрочем, на окисленных местах олово не так прочно «держится», и его легче отцарапать.

Слой олова в любом случае очень тонкий, за час его больше не нарастет — т.к. выделяется он только при контакте с медью. Но паяется очень легко, этого микрона вполне достаточно.

Так выглядела плата до лужения:


А вот так после (все покрыто флюсом ЛТИ-120). Видно некоторые места, залуженные по старинке. Там где видна медь — это я отцарапал слой олова, покрыто им было все. Слой олова выглядит серым, без блеска. Это конечно печально, но повторюсь, паяется свежая отлично.


Ложка дёгтя:

Для проверки платы в боевых условиях прогрел феном до 340 градусов. Паяться с ЛТИ-120 стало намного хуже, особенно там, где плата изначально была окисленная (т.е. более рыхлый слой олова). Оно и понятно, при температуре выше 150 градусов Олово окисляется. Но для ручной пайки паяльником по идее это не должно стать проблемой. В случае фена вероятно без-свинцовыми пастами паять будет трудно.

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
Не стоит переживать насчет отсутствия блеска. Это, все же, не защитное покрытие, а только способ улучшить смачивание при пайке. Для защиты платы нужно паяльную маску наносить, благо это теперь вполне доступная процедура, как по расходникам, так и по затратам сил/времени.
+1
  • avatar
  • evsi
  • 06 февраля 2012, 10:28
А мелкие дорожки, например, у края платы, где место под микросхему, не слипаются?
+1
  • avatar
  • yars
  • 06 февраля 2012, 10:54
Нет, способ химический и слой олова там значительно тоньше любой дорожки которую вы можете получить дома (да и на производстве тоже))
+1
Я как-то забыл плату в лудилке на двое суток. Дорожки на вид стали мохнатыми, но все равно ничего не слиплось.
+2
А это покрытие серое на олове — окисел? Т.е. не получится сделать кнопки чтобы они резинкой замыкались, как в пультах?
0
Нет, это олово само по себе серое )
0
Точно. В добавок кристаллы ориентированы хаотично, поэтому поверхность матовая. При обычном лужении кристаллизация происходит достаточно упорядоченно и поверхность получается блестящая.
0
Для кнопок можно химически никель осадить. Он не окисляется.
+1
По чистому олову — не очень паяется, я пробовал нитрат висмута добавлять, получается лучше :)
Но, с висмутом очень сложно, у меня выпадает осадок металлического висмута.
Лучший результат, как говорят, с синильной кислотой, но я пока боюсь :)
Кстати, меня чрезвычайно интригует своей простотой раствор на основе лактата натрия. Я даже по этому поводу купил себе литр молочной кислоты(непосредственно лактата не нашел). Смешал это дело с NaOH, развел по пропорции — но ничего не получилось.
Я, к сожалению, к химии никакого отношения не имею…
Спросил на xumuk.ru — посоветовали не с щелочью, а с содой смешивать, но я еще не пробовал.

Еще по отзывам, лучше электролитического осаждения ПОС-60 в тетрафтороборатном электролите — ничего нету. Говорят, даже отверстия металлизируются :) Я уже все реактивы, кроме активаторов прикупил, как до активаторов доберусь — попробую.
Правда минус в том, что придется делать промежуточный негативный шаблон для электролизера.

А вообще, все эти закидоны с химическим лужением, а то и с металлизацией(коплю на слиток палладия:)) совершенно избыточны для домашней технологии. Это так, отдельное хобби, на стыке электроники и химии :)
0
  • avatar
  • iv_s
  • 06 марта 2012, 21:40
А, еще забыл, при химическом осаждении могут вырасти слишком длинные оловянные «усы», и возможны перемычки между дорожками.
По-хорошему, плату после такого лужения нужно оплавлять в печке.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.