Самодельная печатная плата и переходные отверстия

Занимаясь разработкой печатных плат в домашних условиях часто сталкиваешься с проблемой «рельефных» переходных отверстий. Обычно на самодельных двухслойных платах переходный контакт паяется с обеих сторон тонким залуженным проволокой, результат устраивает но не тогда когда нужно сделать переходный контакт под микросхемой с корпусом TQFP48, SOIC16 если контакт очень рельефный то будет просто невозможно аккуратно припаять микросхему так как ее ножки будут висеть в воздухе.
Предлагаю вам свой вариант создания плоских переходных отверстий.



Создание качественной платы начинается с разработки качественного трафарета для засветки фоторезиста. Плату я создаю в программе EAGLE она очень удобна и в сети достаточно библиотек элементов для нее и примеров использования.
1. Плату вырезаем с запасом по 12 мм с каждой стороны от результирующего размера платы.
2. Перед нанесением фоторезиста плату тщательно шлифуем нулевкой (особенно края от заусенцев) моем губкой с порошковым моющим средством типа «Гала»



Поверхность платы обычно грязная и жирная том моем и прополаскивают до тех пор пока порошок на губке перестанет становиться грязного цвета.
3. Тщательно сушим плату, если надо быстро можно использовать фен для пайки SMD.
4. Фоторезист Pozitiv 20 наносим за один раз и на всю поверхность платы.



5. Даем фоторезисту высохнуть в течение 1 часа разместив ее в горизонтальном положении в темном месте.
6. Пора трафарета. Испытав различные методы самостоятельно печатать трафареты, я остановился на варианте промышленного пленочного трафарета.



Заказываю его на фирме производящей визитные карточки и полиграфию, услуга называется «Фотовывод на пленку». Плату печатаю из Eagle через Bullzip pdf printer и импортирует CorelDraw этот файл и отдаю на печать в фирму. Трафарет получается идеальный, у меня получается делать с ним дорожки 0.2 мм. Заказывают обычно пленку формата А4 на нее помещается много платок моих и моих друзей.
7. Трафарет накладываем на плату с фоторезиста и засвечиваем УФ лампой в течение 3 минут.
8. После засветки даем фоторезиста полимеризоваться потом оставляем его в темном месте на 40 минут.
9. Проявляем плату в растворе NAOH (можно также использовать средство для прочистки труб «Крот» это тот же самый NAOH и он доступен в хозяйственных магазинах) в пропорциях указанных на баллоне с фоторезиста.



10. Даем плате высохнуть.
11. Нижнюю часть заклеиваем скотчем.
12. Травим плату в хлорной железе.
13. После того как плата вытравилась для точного позиционирования нижнего слоя сверлим 2-3 контрольные отверстия через них мы выставим нижний трафарет на просвет отверстий. Здесь важно высверлить отверстия перпендикулярно для поверхности платы. Для этого я сделал простой станочек из моторчика от струйного принтера и каретки от CD привода в качестве обратной пружины сейчас используются денежные резинки))))).



14. Для нижней части платы повторяем пункты 2 -12
Получаем такую ​​штуку.


это именно та плата с дорожками 0.2мм. Обратите внимание на отступы по бокам платы они нам еще понадобятся
15. Сверлим остальные отверстия.
16. Лудим плату.
17. Переходим именно к переходным контактов.


17.1 Отрезаем медный проводок 0.2мм диаметром.
17.2 Лудим его.
17.3 Расплющиваем его на расстояние равное радиусу VIA.
17.4 Загибаем расплюснутый кончик на 90 градусов.
17.5 Вставляем в отверстие и запаиваем его с лицевой стороны.
17.6 Запаиваем его с задней стороны (расплюснутый кончик не даст выпасть проволочке).
17.7 Повторяем со всеми отверстиями.
18. Финальный аккорд. Шлифуем рельефные переходные контакты с обеих сторон, с помощью вот такого устройства


сделанного из алюминиевого уголка с наклеенной на него наждачной бумагой (клеится с помощью двойного скотча)
Шлифуем до желаемой высоты переходных контактов.
Вот тут нам и пригодились отступы на плате они берут удар на себя и не дают «Шкурнику» повредить границы результирующей платы.
Вуаля опрятные платы без ляпов и подгибки ножек!
TQFP48

SOIC16


Оригинал статьи на украинском языке

Комментарии (122)

RSS свернуть / развернуть
Сверлилка — оригинально!
+6
аналогично и стопудова, и причем лично мне она показалась интересней чем вся статья с результатом. )
+7
Отчего же, хорошо и качественно выполнена работа. Вот еще занятной показалась приспособа для шлифовки, в свое время «шкурку» крепил на кусок ЛДСП и на нем шлифовал, а сейчас без дремеля никуда — быстро и качественно. Теперь хочу из дремеля еще микроциркулярку замутить с отсосом стружки. Пока в поисках/ожидание хорошей идеи.
0
я ж не спорю, клево, просто я уже таких плат навидался та и наделался похожих, а посему новенького для себя лично из статьи ни чего не отметил, вот разве что кроме дрельки )) а статья годная, забыл сказать, автор молодец.
0
Спасибо за добрые слова.
0
как вариант, возьму на заметку
0
вы вдвоем сильно удивляете. идея ведь на поверхности лежит для любого, кто раскрутил хоть один привод.
и да, покритикую исполнение конкретного экземпляра — малое рабочее поле. максимум, что получится засверлить — примерно 60мм по меньшему размеру платы.
+2
Ну да это решение было сделано на 5 мин. Но как все временное переросло в вечное.
+1
нет ничего более постоянного чем временное. ))))
+4
Я тут вспомнил старую шутку про «илитную проститутку» и три страницы обсуждения холодильника на фотке…
+2
прикольно. это где такое?
0
Видимо, это.
0
ЫЫЫ ))) поржал )))
0
А если бы это был не холодильник, а, скажем, осцил риголовский, или еще хуже — ардуина с кучкой шильдов :))) Или ванна гальваническая…
0
былоб еще смешнее.
0
К ней бы еще соленоид (вкупе с амортизатором из шприца) для плавной подачи, и педальку под стол — ВЕЩЬ! Только за сверлилку ставлю плюс.
По via — от неизбежности конечно вариант… Хотя смысл извращаться только под корпусом, а там если нужно несколько via, можно и гравером шлифануть… На всей плате такие via не нужны всеравно…
+2
Действительно, сверлилка интересная и меня натолкнула на мысль сделать микростолик — прижим с приводом, чтобы плата поднималась перпендикулярно сверлу. Уважаемый Dexterkhm — вот в этой вашей статье есть «изюминка», в отличии от соседней вашей статьи.
0
Подобная сверлилка тут уже проскакивала на самом деле, но особого интереса не вызвала. Видимо потому, что была не столь простая в изготовлении — автор не стал ограничиваться прикручиванием потрохов от дисковода к столу.
0
На самом деле сама сверлилка к столу не прикручена она очень даже мобильная. Просто у нас на работе полки делал один мастер поэтому их возвышение над рабочей поверхностью на 3х столах одинаковое. Сверлилка низом упирается в стол а верхом в полку.
Вот еще фото заветной сверлилки думаю все станет понятно.
s017.radikal.ru/i409/1303/8e/77d06775ec40.jpg
s017.radikal.ru/i411/1303/0b/3aacf2075764.jpg
0
Забавное решение. По фотке так сразу и не заметишь, что стойки сверлилки на самом деле не часть стола.
Ну и та все равно была сложнее в изготовлении, хотя и тоже из остатков сидирома.
0
чтобы плата поднималась перпендикулярно сверлу.
не стоит так делать, подвижный стол — просто ужасно. классическая схема с подвижным сверлом намного удобнее.
0
Чем/как так ровно залужено?
0
Паяльник, припой, спиртовой раствор канифоли, прямые руки)))))
0
Однако очень равномерно получается.
0
Главное, что и запаяно потом аккуратно! ;)
0
Спасибо
0
Немного оффтопа, но думаю, что кстати. Для лужения сплавом Розе в кипящей воде очень удобно припой размазывать силиконовой лопаточкой для еды. Пробовал сначала палками с намотанной тканью, потом резиновым шпателем. Но все-таки лопаточка удобней, плюс еще — ручки разной длины, чтобы руку не ошпарило.
0
А доставь фото лопаточки, плиз.
У меня, впрочем, Розе в кипятке артачится и плавится плохо. Поэтому выделил ему личное жало и лужу дорожки паялом на минимальной температуре (для этого паяльника минимум 150С), а затем кидаю плату в кипяток и в воде только стряхиваю с дорожек излишки припоя шпателем.
0

Купил вот такую вот. Продается их дофига, выбрать есть из чего. Вот эта стоила что-то около 30 рублей.
0
Глицерин и никаких проблем с плавлением + не смывать в конце — флюс для пайки.
0
Насчёт лужения… Помнится evsi грозился, по возвращению из страны волмартов и бестбаев, рассказать сколько шампуньки в раствор жидкого олова добавлять…
0
1-2 грамма на литр. Точное количество не критично. Рецепт вот тут, вместо волгоната жидкое мыло.
0
Ага, спасибо, у меня 100 грамм, короче капну каплю — другую.
0
А какое все таки жидкое мыло — их тьма с различными араматизаторами и еще бот знает с чем?
0
А это пофиг, на процесс они не влияют. Да и толку от названия не будет никакого, я пользуюсь мылом которое под своей торговой маркой выпускает местная сеть супермаркетов.
0
а широкие пятачки на плате с СТМ32 для того, чтобы запаять пинХидер с двух сторон?
0
Да это вот здесь описано we.easyelectronics.ru/STM32/stm32dip40-mini-otladochnaya-plata.html#comment103346
там ее щас паралельно коментируют
0
а я там на этот вопрос, к сожалению, ответа не нашел.
0
Ну вообщем да там есть дорожки которые с ботома подходят. Ну и плата подразумевалась что будет вставлятся в контактную макетку, широкие пады нужны чтоб пины не продавились(может конечно и черезмерно широкие но это фишка Eagle и мне они нравятся)
-1
ну, запаять очень просто — поднимаем обойму и паяем.
и про отрыв можно не особо беспокоиться. 1,6мм и пропаянные обе стороны — полет нормальный. хотя если свободное место есть, чего не перестраховаться.
-1
Немного не в тему. Что-то фиг подпишешся на RSS на вашем сайте. Пишет что:
Your computer IP address 74.125.182.*** is listed at StopForumSpam database so your visit is blocked. You can unblock yourself by entering the following code:
Причем это не мой айпишник, пробовал как с реального, так и через проксю.
0
Даже не знаю это гугловский сервис feedburner.google.com/
0
Подписался, просто добавив адрес сайта в Google Reader.
0
Может быть, кому-то пригодится:
Чтобы сделать переходные отверстия в тех же отверстиях, куда устанавливались панельки для DIP микросхем, я расплющил тонкую проволоку от многожильного провода(примерно 0.4мм) и запаял ее с двух сторон отверстий. Обычная тонкая проволока сильно приподнимала панельки над поверхностью платы, а расплющенная — нет.
0
после пункта 17.5 с с обратной стороны провод откусыватется и потом запаивается или наоборот и какими кусачками, какого размера пятачки делаете для переходных отверстий
0
Запаиваится а потом откусывается так мне удобнее контролировать. VІA диаметр 1мм
0
Не слишком ли много шлифовки, да ещё и наждачкой, хоть и нулёвкой? Для микроконтроллеров некритично, а как оно пойдёт для силовых применений?
Ваше мнение?
Впрочем, там и заравнивать vias нет такой надобности…
0
Как же нет необходимости заравнивать, вот у меня сейчас плата с qfn h-мостом, и два дц-дц в powerSO, тепло от брюха отводится — приходится извращаться.
+1
Быть может, можно и нужно делать не сплошную а выборочную шлифовку под thermal pads?
0
Собственно, что меня смущает, так это истончение фольги и уменьшение допустимого тока.
0
Ну я немного не так делаю — я зенкую просверленное отверстие и плющу проволоку заподлицо с фольгой — получается заклепка с потайной головкой.
0
О! А это мысль!
Настолько очевидная идея, что я до неё не додумался.
0
Рад видеть товарища, который знает толк в употреблении Em Dash.
+1
Дрелька, да, зачётная. Фишка именно в направляющих головки дисковода.
Лучшее, что я видел и использовал, это было железо от школьного микроскопа типа ШМ, УШМ с зубчатой рейкой. Микроскоп круче, это несомненно, но дороговатое получается решение.
0
E меня до сих пор валяются флоппики на 5,25 — там привод еще привлекательней!
0
Е = У
Это проделки пунтосичера, после долгого юзанья, он начинает всякую ахинею подменять. Переустановка вроде лечит. Как буд то в нем накапливается какая та чушь из правил и он начинает сбоить в виде неправильной подмены и где не надо.
0
Правильно он подменил свое название, но я бы немного уточнил — пунтосрачера ;)
0
>7. Трафарет накладываем на плату с фоторезиста и зажигают УФ лампой в течение 3 минут.
Тогда уж зажигаем, раз статья написана от 1л.мн.ч.
0
>8. После засветки даем фоторезиста полимеризоваться том оставляем его в темном месте на 40 минут.
Потом?
0
Заметил что на easyelectronics.ru потом каждому посту работает «штатный филолог» )))) Вам хоть доплачивают здесь???)))
-2
Не, просто глаза режет.
0
В приват ошибки писать будет правильнее. Ошибки в статье тоже режут глаза, но и комментарии с исправлениями не меньше.
+1
Это не специфично для сообщества, я подобное встречал практически везде. Впрочем, да, глаза таки режет.
+2
Я вообще в процессе чтения не мог избавиться от ощущения, что читаю трип-репорт…
0
Завязывайте читать всякую хрень, я вижу у вас потом рождаются нездоровые ассоциации, ну и самолечением не стоит заниматься обратитесь к специалисту.
0
Это Вам лучше орфографию подучить, а заодно не помешает хотя бы раз перечитывать свои говнопосты перед тем, как мучить читателя извратскими склонениями. Ладно Вы себя не уважаете — имеете право, но, может, стоит подумать и о тех людях, которые будут читать Ваши излияния? Ведь они могут оказаться трезвыми, в отличии от аффтара.
Ну и еще: не стоит дерзить каждому, кто не восхваляет твои труды. Научись нормально воспринимать критику — побереги свои нервы и карму.
+2
Если нечего сказать по существу темы лучше промолчать. Мой ник на этом ресурсе DexterkhmУ меня большая просьба впредь воздержитесь от чтения а тем более от комментирования моих тем.
0
Как скажешь, Гена.
0
Меня зовут Евгений и если заметили я с вами на ВЫ.
0
Прошу простить великодушно, ошибся малость. Прекращаю флудить и искренне желаю Вам не только писать интересные посты, но и научиться уважать своего читателя. За сим позвольте откланяться.
0
— Как скажешь, Гена.
— Меня зовут Евгений и если заметили я с вами на ВЫ.
Гена, ой, ЕвГена, — ТЫ самый лучший в мире крокодил!

P.S. «Статью не читал, но осуждаю» наличие очепяток и прочих ошибок. Сам бывает делаю ошибки в сообщениях — жуть, как стыдно, но здесь, как говорится: что написано пером — не вырубишь топором. Но, если пишу в топике — стараюсь вычитать текст раза 3-4 точно, стыдно-с.

P.S. Чел видимо продукт постимперской эпохи. Бывает, что я очень горд, когда где-нибудь в сети по-русски пишет болгарин или серб, с ошибками конечно, но приятно.
0
Слыш ты «продукт вечноимперской эпохи» если ты хотел похвастаться своим дедуктивным методом вычисления национальности, то у тебя не получилось. Так как для таких талантов как ты внизу статьи есть ссылка с подписью «Оригинал статьи на украинском языке».
0
Який буйный хлопец! Не надо здесь разводить комплексов и кидать толстые намеки на диаспорность.
+1
Який буйный хлопец! Не надо здесь разводить комплексов и кидать толстые намеки на диаспорность.
Вы бы перестали собачиться, еще разборок на эту тему тут не хватало.

P.S. постимперскость и диаспорность к грамотности никакого отношения не имеют. тут (и не только тут) полно народу, которые обучались в школе русскому языку (и зачастую это вообще единственный язык, кроме матерного, который они знают), а пишут с такими ошибками, что даже мне глаза режет. И обратные примеры есть. Скажем, моя дочка выросла в той самой «постимперской эпохе», в школе русскому не обучалась ни дня, даже в виде факультатива. Тем не менее, на русском она пишет так же грамотно как на украинском (а на украинском она пишет весьма грамотно, профессия обязывает).
0
а пишут с такими ошибками, что даже мне глаза режет
Поколение «пепси»… оно такое разнообразное. Хуже когда человек вовсе не считает ошибкой свой «ломаный русский». Желание выражать свои мысли грамотно придёт, возможно, с возрастом. А пока ему не до этого;
0
л.мн.ч.
эттооо… что такое?
0
«От первого лица множественного числа» видимо. Типа «забиваем, разжигаем, воскуряем».
0
Точно!
Как говорится, когда не знаешь что написать — дое*ись до орфографии)))))))
Хотя товарищ, видимо, с Украины.
0
Хотя товарищ, видимо, с Украины.
Даже если из Украины, то что?
0
То можно сделать скидку на правописание)
0
Dexterkhm, Вы в статье отметили, что трафарет заказываете на фирме и дорожки получаются 0.2 мм. А какие параметры вывода на пленку у этой фирмы (dpi)? Чтобы знать, что спрашивать ;)
0
Я отдавал файл в CORELDRAW версии 12 это векторный формат
0
Вы отдавали исполнителям векторный формат, а какие параметры вывода на пленку у этой фирмы (dpi)?
0
Вставлю свои пять копеек. Работаю на фирме, производящей пластиковые карты. Процесс изготовления форм для печати очень схож с нашим, потому все трафареты делаю на спец. оборудовании фотовывода на пленку. Так вот дизайнеру отдаю .tiff 300 dpi.
0
Оч. интересно.Сколько стоит изготовить формат А4?
0
Здесь, увы, могу только руками развести, пожимая плечами. Официальной цены не существует у нас — закрытый цикл «только на себя», а неофициальной интересоваться не было нужды:). Могу поинтересоваться на днях, но формата А4 технологически не существует — пленка подается из рулона, ширина которого гораздо больше А4(цифры так же могу уточнить).
0
очень помогло, спасибо!
0
Тенденция однако… Печатные платы и способы их изготовления — одна из наиболее публикуемых и обсуждаемых ЗДЕСЬ тем в последнее время…

Раз пошла такая пьянка — вот идея (по поводу переходных отверстий, нищебродский вОриант): вместо металлизации и готовых покупных пистонов использовать самодельные трубочки из медной фольги. У меня таких остается после приготовления односторонних плат. Текстолит, в основном, двухсторонний, — вот я фольгу с одной стороны и сдираю… Чтобы ХЖ зря не переводить… Не все виа, но те, что под выводы компонентов (выводных, когда переход ч/з ножку) ИМХО пойдет…
0
Для металлизации переходных отверстий использую вывода процессоров.
+1
  • avatar
  • INN
  • 15 марта 2013, 19:09
Хм, прикольное решение. Только надолго ли, например Pentium'а 4-го под 478-й сокет хватит?
0
На 478 дырок. А сабжа на фото — на все 939 :)
0
Гм. Если, конечно, это Socket 939. Вроде Socket 478 тоже без пыстой области в центре, а количество рядов посчитать я не удосужился…
0
0
На 478 дырок.
Хах :) Я имел в виду по времени (ну и количеству плат). А так да, все очевидно :)
0
Отсутствующими ногами были запаяны 3 или 4 платы, да и запас сделал не плохой.
+1
Неслабо И оригинально :)
0
Блджад! Было пару-тройку 486-х на работе, да старьевщикам «на золото» списали…
Таки где вы были раньше?.. :(
0
Те что на керамике не пойдут, у них ноги приварены.
0
Ничо, у мну исчо под S370 есть! ;)
0
Это старая тема времен, когда не было дешевых китайских плат для любителей(или многие просто не знали об этом). Более интересна была многим тема одной немецкой фирмешки, специализирующейся на пр-ве оборудования для быстрого изготовления мелких партий прототипов PCB для КБ. Она продавала эдакий настольный степлер-запрессовыватель медных пистонов за где-то $300-400(что еще как-то терпимо), но сами пистоны уже по совершенно запредельной цене. Мне тогда было интересно, почему никто не наладил пр-во этих самых запрессовывателей и главное пистонов, поскольку вроде раньше и у нас и на Западе они производились десятками тонн — многие старые платы так опрессованы. Интересно еще и то, что эти самые пистоны производятся и сейчас сотнями тонн, только диаметрами от 2 мм и лежат во многих лавках с электро-фурнитурой.
0
Как вариант — можно попробовать для металлизации «серебряные чернила».
0
Это не вариант, учитывая, что есть куда более качественные и надежные способы вполне доступные в любительских условиях.
0
А я думал что вариант, но раз ты говоришь что нет, то и пробовать никому не стоит.
0
Отчего же, желающие могут попробовать. Я с интересом понаблюдаю за бегом по давно пройденным граблям.
0
А еще такой вариант: паяешь как обычно но потом наждачкой сверху проходиль по бугоркам и запаиваешь, для пущей важности можно на брусочек наждачку прибить — профит же ж.
0
Где можно сделать такой трафарет на пленке и сколько это стоит?
А то у меня после принтера оно вроде-как и черное, но в тоже время прозрачное.
0
Заказываю на полиграфической фирме называется фотовывод стоит 50грн за а4 было 40 дорожает рекламшики сказали что технология старая машины фотовывода есть не у всех и постепенно пропадают
0
А на струйном принтере не пробовали печатать? Может дело в краске?
0
Не струйник не пробовал его нет под рукой но былобы интересно узнать про чей то опыт со струйником. Фотовывод радикально черный и дорожки 0.25 выходят в этом его сила
0
Я как-то напишу заметку об этом, когда краску другую попробую.
0
Дорожки легко и 0.15/0.15 получаются, даже без фотовывода.
0
Я печатаю на струйнике. 0.15/0.15 получается легко, 0.1/0.1 надо возиться, но вполне реально. Процесс в деталях описан тут. Подробности по печати шаблонов — тут.
0
Так надо копить на струйник
0
А чего на него копить? Струйники одни из самых дешевых. Только надо брать цветной епсон.
0
ок посоветусь по поводу модели когда созрею
0
Кто юзал медные заклепки 0.9x2.5(3.0) с Ali?



Вот еще дешевле.

Вроде бы даже и инструмент для расклепки на Ali есть, только не понятно на какой диаметр рассчитан.
0
Вот такую штуку видел на выставке в Киеве. Сам по себе пресс дорогой очень но заклепки которые к нему идут более менее доступные, расфасовка 1000 шт я пересчитывал получалось 0.50 украинских копеек штука. Это прошлым летом было, представители фирмы были из России. Зы там еще дрель для плат клевая у них была Variodrill зовется
0
Переходных отверстий с статье так и не увидел, описываются переходные НЕотверстия )))))
0
Напиши лучше. Я оценю.
0
Я к тому, что название топика не совсем корректное
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.