Создание прозрачных наклеек

Данная заметка посвящена созданию наклеек. Но сначала предыстория вопроса…
Некоторое время назад обсуждалось, что удалять бумагу между дорожек после ЛУТа лучше всего скотчем. Я даже снял обучающее видео по этому вопросу. В процессе обсуждения выяснилось, что не всякий скотч подходит для этого процесса, т.к. некоторые «марки» скотча снимают с фольги вместе с бумагой еще и тонер, который должен был остаться на фольге. Среди обсуждений было замечание, что для создания наклеек можно просто приклеить скотч на бумагу с текстом, бумагу смыть, а тонер останется. Тем самым, мы получаем наклейку.

Этот вопрос долго не давал мне покоя. Я попробовал, действительно быстро и бюджетно. Но не все так просто оказалось.
Дело в том, что при смывании бумаги остаются трудноудаляемые остатки в виде белых ниточек. Эти самые «ниточки» портят всю прелесть технологии, т.к. остаются видимыми, особенно когда такая наклейка приклеивается на поверхность.
Проблема была оставлена без внимания, до того, как в разговоре с сыном я упомянул, что смогу сделать подобную наклейку, напечатав на ней любой рисунок. Он загорелся этой идеей, я сделал наклейку. Естественно, с этими белыми «ниточками», которые плохо удаляются. Но наклеив ее на белую дверь в его комнату этого дефекта не заметно, и вроде бы как все хорошо. В гости к нему пришли друзья, и вот когда они увидели, что существуют такие наклейки, им тоже захотелось.
И мой мозг снова заработал в сторону возможностей по удалению бумаги без остатка в домашних условиях. После некоторых раздумий мой взгляд пал на средство для прочистки труб «КРОТ», с помощью которого я попробовал удалить бумагу.
Результат превзошел все ожидания. Экспериментально установлено, что перед удалением бумаги необходимо выдержать в этом средстве заготовку примерно пару минут. После чего бумага снимается одним большим куском в виде слизи, не оставляя за собой вообще никаких следов.
При погружении заготовки в раствор она сворачивается в трубочку. Но это не страшно.

ОСТОРОЖНО!!! Работать желательно в перчатках. Я работал пинцетом. Не смертельно, но пальцы жжет.

Немного про саму технологию.
Порядок действия прост:
  1. Печатаем нужное изображение на обычном листе белой бумаги А4. Обязательно на лазерном принтере
  2. Со стороны печати заклеиваем рисунок скотчем. Скотч можно взять абсолютно любой.
  3. Обрезаем лишнее, и кидаем заготовку в КРОТ
  4. Ждем пару минут, промываем заготовку в воде. Бумага отходит сама, можно помочь ей пальцем. Если отходит плохо — можно еще раз в крот бросить на некоторое время
  5. Заготовку высушить. Сушить клеящим слоем вверх. Обращаю внимание, что приклеиваться на этом этапе на этот слой ничего не будет, заготовка выглядит как просто кусок пленки. Но после высыхания клеящие способности восстанавливаются.
  6. Если хочется сохранить наклейку, то можно наклеить ее на подложку от самоклейки. От нее, впоследствии, можно будет легко отделить наклейку. Именно так я и сделал. Теперь у моего сынишки горка разных наклеек с эмблемами Адидас, Рибок и т.п."
Есть мысль попробовать использовать эту технологию для изготовления шаблонов небольших плат с использованием фоторезиста. Тогда будет удобно, т.к. наклейка приклеивается прям на фоторезист. И отпадает необходимость прижима.

Единственное ограничение, которое я не знаю как обойти — это то, что максимальный размер одного из измерений наклейки ограничен шириной скотча.
  • +1
  • 09 июня 2013, 11:25
  • BigLeha

Комментарии (70)

RSS свернуть / развернуть
• Берегите руки и глаза от едкой щёлочи!
• Надо бы подчеркнуть, что «данная заметка посвящена созданию прозрачных наклеек». В названии темы или в начале статьи.
Когда-то продавалась прозрачная плёнка в рулонах для домашнего ламинирования. Плёнка бывала двух видов: самоклеящаяся типа скотча и требующая проглаживания горячим утюгом. Из самоклеящейся я делал бумажные наклейки. При проглаживании утюгом клейкий слой отлипал от плёнки и прилипал к бумаге. Теперь это не нужно, бумажные наклейки продаются. А вот если бы сейчас нашлась в продаже такая широкая самоклеящаяся плёнка, можно было бы делать большие прозрачные наклейки по вашей технологии.
0
Если сработал щелочной раствор, то можно попробовать что-нибудь менее агрессивное, то же жидкое стекло, например.
0
Это вряд ли. В «Кроте» едкая щёлочь — NaOH или KOH, точно не знаю. Хотя, отчего бы не попробовать?
0
И я о том же.
0
NaOH
0
Буду знать.
0
фоток нет
+2
Проводил следующий эксперимент: вырезал из подложки от самоклейки заготовку размером в четверть листа А4 пускал ее в лазерник в портретной ориентации. Печать прерывал открытием крышки принтера в момент (определяется экспериментально), когда из под фотовала листик уже выехал, а в печку еще не попал. После чего аккуратно, чтобы не смазать распечатку, доставал этот листик из принтера и заклеивал распечатку скточем. Наклейка готова, можно еще через ламинатор прогнать для спекания тонера. Если сделать аккуратно, то шестой размер таймса остается вполне читаемым.
0
А еще бумага после отмачивания замечательно удаляется зубной щеткой и зубной пастой. Волокон бумаги не остается, остается только тонер. Прверено на Lomond 140 г/м^2.
0
Какая паста?
0
без глянца? при каких нормах? мне при 0,2/0,2 скальпелем этот чертов глянец убирать приходиться — даже в чистом концентрированном NaOH не растворяется.
P.S Правда Lomond 150г/м2, но не думаю, что это принципиально
0
Хотя стоп туплю — для перевода надписей глянец не принципиален)
0
Паста — колгейт какой-то, не думаю, что это принципиально. В пасте абразив мелкий есть, он и сошлифовывает бумагу. Нормы у меня обычно 0.25/0.3
0
Вместо пасты можно Cif использовать, там тоже абразив есть.
0
Да, насколько я знаю, абразив есть не во всех зубных пастах.
0
Есть такая штука как decal paper. Бывает для лазерников, струйников, прозрачная, белая и цветная. Microscale производит и ещё некоторые фирмы. Чаще всего используется в стендовом моделизме для перевода опознавательных знаков и маркировки на технику. Чтобы перевести изображение, нужно вырезать кусок бумаги с распечаткой и замочить его в воде.
0
PS: она же water transfer paper
0
хм… а кто-нибудь пробовал плату после лута в кроте отмачивать чтобы глянец убрать? А то при нормах 0.2/0.2 и большом количестве «шин» на плате достает глянец иголкой вычищать. Водой я как только не пробовал. И отмачивал долно и одежной щеткой по методу Ди тер и зубной щеткой тоже. Щетка или ничего не убирает особо, либо портит заодно и тонер. Бумагу пробовал разную от 120г/м2 до 160…
0
Чуть выше написал, что пробовал в конц. NaOH (основа крота), в кроте тоже пробовал.
В обоих случаях ноль эффекта.
0
Если без пасты тереть — то да, ноль эффекта. А в чистящих средствах, типа Cif, абразив крупный, ИМХО, так действительно можно и тонер ободрать.
С иголками тоже намучился, пока не допер про пасту.
0
Вы, похоже, cif с пемолюксом путаете. Попробуйте при случае. Даже если одинаковый результат будет, Cif таки гораздо дешевле получится.

P.S. а вооще с такими заморочками надо или радикально другие подходы искать, или вообще на фоторезист переходить…
0
Так уже все найдено :)
0
Так автор написал, что делал это скотчем. После чего и пришла эта идея. Наклеиваете скотч и аккуратно его отдираете. Глянец остается на скотче, дорожки — на плате. Подтверждаю, работает.
0
тоесть перед приклеиванием скотча я сначала отмываю плату до глянцевого слоя (на сколько возможно), а потом сушу и клею на нее скотч? И какой скотч лучше использовать?
0
Да так. Я пробовал прозрачный и коричневый шириной сантиметра 4 — оба работают.
в гугле по строке «обучающее видео ЛУТ скотч» есть видео. Думаю что там все заснято в подробностях. Сам правда не смотрел.
0
спасибо, надо будет попробовать
0
Я сухую бумагу отдираю (Lomond, глянцевый, 130г/м2). При накатке утюгом это обычно приводило к отваливанию тонера в недоглаженных местах, но после перехода на ламинатор проблемы плохой прикатки исчезли. Глянец остается только на дорожках, где он и так нужен.
0
а поподробней можно?
И кстати прокатываешь на какой температуре? я еще пока своим ЛУТить не пробовал.
0
Температуру на максимум, шаблон на плату, плюс ЕМНИП все заворачиваю в лист А4, свернутый пополам (сгибом вперед), чтобы не рассыпалось. Прогнать через ламинатор 3-5 раз, развернуть, подождать пока остынет, подцепить край бумаги и отодрать. Если на бумаге что-то осталось — дорисовать попорченные дорожки маркером или смыть ацетоном и повторить накатку.
0
Можно еще откалиболвать количество прогонов, что бы перенос был гарантированно 100%-м.
0
Можно, но обычно я катаю, пока не надоест. Одного раза точно мало, трех обычно хватает, дальше — по настроению.
0
а раздавливает дороги сильно? при нормах 0.2/0.2?
0
Когда я экспериментировал с лутом на алюминиевой фольге (которая, вообще говоря, гораздо более теплопроводна и должна быть склонна к раздавливанию), ничего похожего не наблюдалось. Ну и, как я тоже уже упоминал, процесс легко калибруется, после чего его можно делать просто «по счетчику», не заморачиваясь и получая стабильный результат. Собственно, в этом прелесть ламинатора и состоит.
0
Уточню: в тех экспериментах у меня легко получались дорожки 0.15/0.15, а при некотором везении (больше связано с качеством печати самого лазерника) и 0.1/0.1. Травить такое, правда, сложновато. 0.15 — нормально (то есть в вопросе травления лут от фоторезиста ничем не отличается).
0
Не замечал. Правда, на полигонах у меня возникают микродырки (видны только если просвечивать текстолит ярким источником света — лазерной указкой, например). Не знаю, возникают ли они, если не сдирать бумагу, а отмывать под водой. И не знаю, возникают ли при переводе утюгом.
0
с полигонами у меня есть проблема, но она связана с тем, что неродной картридж хуже накладывает сплошные места(получается микросетка). Я их сверху после отмывки маркером зарисовываю, чтоб потом с паяльником не гемороится и внешний вид платы получался лучше. Надо бы опять родной картридж купить, но все нет возможности 3 т.р. на это выделить.
0
с полигонами у меня есть проблема, но она связана с тем, что неродной картридж хуже накладывает сплошные места(получается микросетка).
Некие шаманы и ВЧ-мэны от PCB design вещают, что полигоны надо делать сетчатыми, э-э-э… поскольку такие сетки гасят вихревые токи-с в полигоне — дополнительное препятствие для них(геометрическая-с индуктивностЪ).
0
То что получается у меня, хоть и является фактически микросеткой, но визуально сетчатый полигон даже не напоминает. Больше похоже на хаотическую коррозию. :)
0
Меня больше интересует силовуха, а ей дырки в полигоне нежелательны. Да и то, что получается никоим местом на сетчатый полигон не похоже.
0
Название подправил.
Можно, кончено, и щеткой с пастой, как советовали выше. Но это полный гемор тереть наклейку которая представляет из себя тонкую прозрачную пленку. Это надо ее положить куда-то, прижать чтобы не убежала, потом тереть. Намного проще воспользоваться средством за 100-150 рублей/литр. Главное соблюдать элементарные правила безопасности. Я пинцетом из баночки ее беру, сразу под струю воды. Потом одним движением пальца бумага снимается — и готово.
Да, фоток не хватает. Это недостаток, конечно. Но в ближайшем времени планирую еще наделать стопку наклеек. Сделаю фотки и добавлю сюда ;)
0
а не проще будет печатать на самоклеющейся прозрачной пленке — потом ламинатор?
0
  • avatar
  • kaf
  • 11 июня 2013, 15:56
Может и проще. Только вот ваше предложение требует обязательного наличия ламинатора. А я описывал технологию использующую материалы, которые есть в каждом доме.
0
Ты переоцениваешь распространенность лазерных принтеров. Ну и ламинатор весьма полезная и относительно недорогая штука, стоит обзавестись.
0
Ну не знаю. В нашем городе просто так ламинаторы не продают. Вообще не продают. А то я бы давно купил уже. Зато почти в каждом доме есть лазерный принтер. Тем более, у людей которые обитают на этом сайте, лазерные принтеры есть почти у всех.
0
Возможно. Хотя в нашем мухосранске есть компьютерный магазин с перекосом в оргтехнику (хотя я в него несколько раз сбегал, чтобы ламинатор завезли) и еще один магазинчик, который из московского никса таскает (там ламинаторы тоже есть). И пленку там же брал (кстати, достать ее оказалось чуть ли не проще, чем пленку для шаблонов и ломонд для лута). Возможно, стоит поискать подобное.
Ну я и довольно долго корячился с рейсфедером из-за отсутствия принтера, в основном поэтому и не рассматриваю его как «у всех есть».
0
Даже если дома нет, то на работе есть в любой конторе. И скотч найти проще, чем ту специальную пленку для ламинатора.
0
Тут ещё фишка в том, что на самоклейке рисунок окажется снаружи, а при данном способе — изнутри, со стороны клея. Т.е. рисунок защищен от стирания пленкой. Это большой плюс.
0
Или я чего-то не догнал про ламинатор и пленку?
0
Рисунок печатается на самоклейке. Потом она ламинируется (вместе с подложкой). Потом вырезаете по контуру. Получается бутерброд: пленка для ламинирования — самоклейка с рисунком — подложка самоклейки — пленка для ламинирования. Потом этот бутерброд разделяется и клеится куда надо. Получается сверху пленка для ламинирования — самоклейка с рисунком — панель прибора. Если нет ламинатора можно по идеи заклеить скотчем, но сложно не оставить мусора, отпечатков пальцев и пузырей. Как то так.
0
У вас выходит непрозрачная наклейка, а в статье пишется о прозрачной.
0
Есть прозрачные самоклеющиеся пленки.
0
они есть как для лазерной так и для струйной печати, т.е. картинка может быть цветной
0
А, ну тогда — да.
0
Единственное ограничение, которое я не знаю как обойти — это то, что максимальный размер одного из измерений наклейки ограничен шириной скотча.
Это ограничение тоже уходит (вернее остается ограничение на ширину печати принтера и размеры материалов)
Все чисто и быстро.
0
Благодарю за разъяснение. Надо будет попробовать, только самоклейку купить прозрачную, остальное вроде есть.
0
а еще можно сложить лист в двое или взять 2 листа самоклейки с рисунками (рисунками наружу). Получается более экономичный расход пленки для ламинатора, т.к. на подложке она нафиг не нужна.
0
Можно и разрезать конверт на две пленки и прикатать только одну. Только катать нужно в бумажном конверте, чтобы пленку на валы не намотало.
0
а она наружной стороной к конверту бумажному не пристанет?
0
а она наружной стороной к конверту бумажному не пристанет?
С чего ей приставать, клей только внутри. Иначе оно бы к валам прилипало.
Внутренней, если она торчит за пределы ламинируемого объекта — прилипнет, но там просто срезать можно.
если одну пленку — то лучше ее тоже пополам складывать. Тогда точно никуда не намотает
Тогда опять возвращаемся к тому, что подложка ламинируется. Смысл?
0
так исходная бумага тоже может быть пополам сложена :)
0
После ламинирования от сгиба ты уже не избавишься. Канает только если наклеек более одной.
0
я про то и говорю.
0
Тогда можно и в конверте как он есть ламинировать — не придется в бумагу заворачивать и прочей дурью маяться.
0
если одну пленку — то лучше ее тоже пополам складывать. Тогда точно никуда не намотает
0
Плёнку можно утюгом прихватывать, тогда не намотает, но заламинируется плёнка на плёнку не ровно, с пузырями и искривлением.
Всё делается намного проще, не нужно никакой химией тереть и колдовать с ламинатором, идем в первую попавшуюся рекламную фирму и покупаем там прозрачную самоклейку, ещё там-же можете попросить подложку от самоклейки для проб распечатки на принтере, будте готовы к тому, что вам всучат метров 10 погонных.
Дома на принтере выбираем режим печати на тонкой бумаге или на плёнке, рекомендую попробовать разные режимы для выбора оптимального под ваш принтер.
Печатаем на глянцевой стороне подложки, после распечатки вырезаем нужный кусок самоклейки и наклеиваем на распечатанный лист, в местах печати трём слегка ногтём пальца по всему тонеру, после этого вырезаем, снимаем плёнку и наклеиваем.
P.S. Один и тот-же кусок подложки можно можно использовать для печати несколько раз.
0
по опыту, тонер на подложке крайне плохо держится, потому очень легко закосячить. А так конечно можно.

По поводу «пленка на пленку» — должно нормально ламинироваться, т.к. пленки довольно толстые и пузырям браться вроде как неоткуда.
0
про ширину — а если скотч клеить полосками, с нахлестом 3-5мм? не пробовал?
0
Смысл пробовать? Она приклеится, но эстетического вида не будет.
0
для фр например
0
Были такие мысли. Но пока что платы делать не буду, времени особо нет электроникой заниматься. При случае обязательно попробую.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.