Паяльные маски - бег по граблям

С тех пор, как сделал себе печку, все платы делаю с паяльной маской (двухкомпонентной). Времени занимает + 3 (одна сторона) или +4.5 часа (если 2-е стороны). Решил зафиксировать несколько граблей и шишек для себя и новичков при работе с двухкомпонентными масками (FSR-8000-G8, IMAGECURE XV501-T4). Для большинства «профессионалов» нового едва-ли что будет. Новичкам, возможно сократит время и нервы.
Осторожно: много буков. Я предупредил )



Оборудование:
  • Печка — термостабилизация и таймер. Таймер дает удобство, термостабилизация — 100% результат. Разница в 3 градуса отделает плату с маской от платы с маской и гемороем, 5 градусов — будет плата с маской или платы не будет (подробнее ниже).
  • Система УФ засветки — с учетом большого времени засветки (25-30 минут) — таймер не обязателен (я пока обхожусь). Тут важно отсутствие бокового засвета и качество (не прозрачность) шаблона.

Виды масок:
  • Однокомпонентная маска (от GoldPart-а) — маска с УФ-отвержением. Технология описана у evsi тут. Здесь речь про нее НЕ ИДЕТ.
  • FSR-8000-G8 — обычная двухкомпонентная маска, зеленого цвета.
  • IMAGECURE XV501-T4 — брал первый раз, для того чтобы иметь маски разных цветов (эта красная). По моим ощущениям — она менее прочная чем FSR: сдирал при пайке кусочки маски. Хотя возможно я просто балбес и сильно давил :) По технологии не отличается от FSR.

Технология (для тех, кто не знает):
З.Ы. Фотки сделаны для примера, на не травленном текстолите. В конце 2 фотки готовых реальных плат.
  1. ГРАБЛЯ 0: Плату нужно сделать с запасом по каждой стороне 1-1.5 см. По краям маска будет не очень (будете проверять липкость маски, просто слой тонкий-толстый и т.д.). После обрезки, центральная часть будет отличная, а края уйдут.
  2. Вытравленную плату мою Cif — ом, с обоих(!!!) сторон специально выделенной губкой для мытья посуды, жесткой стороной, но так, чтобы не содрать тонкие дорожки.
  3. Мою под сильной струей воды из крана в ванне. Споласкиваю питьевой водой (мало-ли что там в кране течет).
  4. Сушу феном для пайки. Важно удалить всю воду, в том числе в отверстиях (она от туда может вытечь «вовремя» и маску придется переделать или выкинуть плату), иначе маска не прилипнет.
  5. Кладу плату на лист бумаги и прям на ней развожу маску 1 часть отвердителя (белая часть) 3 части маски (красная, зелена, синяя — какой пользуетесь). ГРАБЛЯ 1: если перелить отвердителя, то маска до конца застынет только после засветки. При этом шаблон прилипнет к маске и: в тех местах, где маска останется — останутся не красивые неровности, где будет тонер — тонер прилипнет (местами) и когда будете снимать шаблон — часть тонера останется на маске. При смытии — тонер придется аккуратно колупать и сдирать — сам он не смоется и маска под ним останется. РЕШЕНИЕ: По моему опыту, лучше чуть-чуть не доложить отвердителя (как вариант: чуть-чуть переложить маски).
  6. Нанесли компоненты маски
  7. Тщательно размешиваем. Я мешаю лезвием ножа. Им же размазываю готовую смесь по плате. После наложения — аккуратно протираю лезвие ватным тампонов с ацетоном.
  8. ПеремешалиРазмазали маску по плате
  9. Накладываю кусочек безцветной органзы (ткань такая. 60 рублей 1.5 кв.метра). Кусочек одноразовый. Никаких натяжений или прочего. Из-за достаточной густоты маски ткань хорошо держится на плате.
  10. Наложили органзу
  11. Придерживая ткань одной рукой, другой рукой с помощью резинового ракеля разглаживаю маску так, чтобы равномерно покрыть плату.
  12. Держим ткань и разглаживаем
  13. За угол снимаю ткань. Важно равномерно ее «сдирать». Тогда слой получиться ровный, без градиента. Неровности сами выровняются за счет сил поверхностного натяжения.
  14. Сняли сетку. Плата готова к сушке.
  15. Сразу (чтобы меньше пыли собрала) в печь на 82 градуса на 35 минут. ГРАБЛЯ 2: уменьшение температуры увеличивает время полного (чтобы к ней ничего не липло) высыхания маски. Увеличение на 3 градуса — маска плохо смывается после засветки. Приходиться долго отмачивать в растворе клея и сильно тереть. Увеличение еще на 3 градуса — маска запекается и ее уже ничем не смоешь. Я оставлял такую плату в растворе каустической соды, в 10 раз выше чем необходимо для проявки на сутки. Маска кое-где размягчилась (сама не слезла) и я смог ее снять. Но часть платы так и осталась в маске. Выкинул.
  16. После сушки, вынимаем и ждем пока остынет. Нагретая маска может продолжать немного липнуть. После остывания — все становиться нормально. Если все равно маска липнет — ставим еще на 20 минут в печь. Если не помогло — то: или светим шаблоном так (понимая что идеального результат уже не будет и шаблон выкинем после засвета — от облупиться) или смываем маску раствором для проявки (см.ниже) и GO TO пункт 1
  17. Накладываем шаблон и светим 25-30 минут. Как обычно — шаблон должен быть УФ не прозрачным.
  18. Снимаем шаблон. Если маска липла после сушки, то после засвета она полимеризуется полностью (где засветили), и маска легко слезет (кроме падов).
  19. Кладем плату в раствор для проявки (я использую силикатный клей. развожу 1 столовую ложку на стакан воды) на 2 минуты. Когда маска на падах начнет растворяться, помогаем ей ватной палочкой до полной очистки падов. ГРАБЛЯ 3: Если оставить тоненький слой маски на падах (обычно ближе к краям), то она останется после запекания и будет полноценной маской: лудить не получиться. Придется ее механически сдирать с риском повредить маску. РЕШЕНИЕ: после полного смытия маски, прохожу еще раз ватной палочкой по всем падам и смываю раствор под краном. После этого визуально проверяю. Если необходимо — снова в раствор и снимаем остатки. На этом-же этапе прокалываю отверстия зубочисткой или иглой и очищаю от их маски. Если вы сверлите отверстия в конце, то делать ничего не надо :)
  20. Если нужна вторая сторона, то все повторяем со второй стороной. Только смывать маску с падов надо уже с двух сторон (на всякий случай, вдруг заляпали).
  21. После того, как маска и окна в ней готовы, запекаем маску в печи при 130 градусах на 1 час. Маска перестает смываться.
  22. Достаем. Лудим пады.
  23. Смываем флюс.
  24. В печь на 1 час на 170 градусов. ГРАБЛЯ 4: если сразу ставить на 170 градусов, то медь на падах окисляется. Т.к. у меня таймер на печке, то я не стал париться и просто запекаю маску в 2 этапа.

Еще картинки:
Пример готовой платы (другая). Маска: IMAGECURE XV501-T4.
Запаянная плата.

Не решено:
Не могу добиться «глянца» на масках. При смытии маски с падов, верхний тоненький слой вымывается и глянец пропадает. :( Кто подскажет как быть?

Комментарии (144)

RSS свернуть / развернуть
Попробуйте увеличить время экспонирования хотя бы до 45 минут, иногда помогает.
0
Да я пробовал. Не помогает. Через месяц опять чешусь. (с) Из анекдота.
Тут видимо дело в самом механическом воздействии. По краям, где нет падов и я ничего не оттираю, глянец сохраняется.
0
Т.е. вопрос такой: как почистить пады от маски, не применяя механического воздействия?
0
Это ужас.
Пожалуй, закажу у профессионалов.
+3
Что ужасного? Результат?
0
Нет-нет, результат отличный, плюсанул даже.
Но на процесс я, вероятно, никогда не решусь :-)
Тем более нужно кучу дополнительного оборудования.
0
Это поначалу кажется сложно. :) Сейчас мне маску сделать — ни о чем. Основная проблема — высушить при правильной температуре — она решена.
0
Долго и дорого. Где я смогу получить готовые платы за 4 часа за 240 рублей кв. метр (60 грамм маски хватит примерно на столько)?
0
Там, где нужна быстрая плата, обычно маска не требуется, а где нужна плата качественная — там время разработки сравнимо с доставкой из китая, а то и больше. Во всяком случае у меня так.
0
Не соглашусь. Маска дает огромное удобство при пайке. Гарантирует отсутствие КЗ. Если изготовление маски простое — то оно становится обязательным. Это как с машиной, сотовым и прочими радостями: пока нету — и не надо. Как только есть — как раньше жил без этого?
+2
параллельно возникают проблемы с недочетами типа перетрава (там где можно дорожку кинуть сверху проводником, по маске уже не кинешь, или выглядить будет совсем не айс) и переходных отверстий (приходится их тоже от маски зачищать)
0
Речь конечно о прототипировании и единичных экземпряларах.
0
Единичные экземпляры можно и без глянца :)
0
С глянцем красивее ) Я когда делал маску из однокомпонентной — там гланец был. Красиво )
0
Когда-то давно к нам попала маска которая глянцевалась только при экспозиции в 3 (четыре!) раза дольше. Может попробовать минут 60-75 экспонировать?
0
Нде, вот это технология. А без печки никак не обойтись?

Когда-то возился с аэрозольным фоторезистом. Его тоже надо было в печке сушить. Был хак с духовкой. Ее меньше, чем на 100 градусов поставить было нельзя, и я подобрал насколько приоткрыть дверцу, чтобы наглухо не пропекался, но и не смывался проявочным раствором. Альтернатива — сушить сутки. А после засветки, все равно его надо было греть. Ужас. Все к пленочному присматриваюсь.

Да и вообще, какой расворитель у этих масок? Может это удастся вместо чернил в старый принтер отправить, если развести более жидко? И печатать маску в несколько слоев на струйнике! :)
0
С печкой, изготовление маски стало просто этапом. Т.е. нет никаких опасений — получится/не получится (пока не было термостабилизации это была проблема — высушить маску). Я точно знаю что через 3-4.5 маска будет готова. Не хватает пищалки на печке и таймера с пищалкой на засветке. Приходиться ставить будильник на телефоне. Да. И автоматизированной линии тоже очень не хватает. :)
0
А пищалку уже никак не приделать? Навесить маленький динамик, проводком прикуриться к свободной ноге МК, капнуть клея, чтобы не оторвать, и «помигать светодиодом» на большой частоте, в него, как задача выполнится.

Хотя решение не должно быть избыточным. Если мобила таймером спасает, можно и забить.
0
По сути, я сделал пищалку на плате, только напутал выводы у транзистора. Надо плату переделывать — пока руки не дошли…
0
Ну и это поправимо. Тонким проводком к площадкам его подпаять, и опять клей. Мне бы лень было скорее всего переделывать.
+1
Эх, думал найду здесь причину отсутствия глянца… Надо будет попробовать способ с одноразовым куском ткани, а то замаялся с пяльцами, не получается отодрать ровно.
Маска FSR-8000, печи нет, сушу на утюге под колпаком из фольги :)
+4
Как регулируете температуру утюга?
0
В отверстие отпаривателя втыкаю термопару и выставляю необходимую температуру, термостат утюга держит температуру в районе 20 градусов от установленной, но никогда ее не превышает.
0
З.Ы. Правильно говорить: шапочки из фольги :D
З.З.Ы. А глянец хочется )
0
да, точно. без защиты от зомбирующих излучений даже маска не получается.
+3
Использую маску FSR-8000PRO, зелёного цвета.
Тоже была проблема с глянцем. Решил увеличением времени экспонирования, с 25 до 35 минут (свечу УФ лампой 26 вт с расстояния 25 см).
Также поначалу из-за плохого перемешивания на маске появлялись темные разводы. Стал перемешивать моторчиком в течении 5 минут, проблема исчезла.
0
  • avatar
  • esv
  • 18 июня 2014, 11:41
Ещё возможные грабли — после дубления маска в мелких трещинах в которых видна медь. Появились эти грабли только один раз при совокупности следующих обстоятельств:
— маска старая, ей больше двух лет;
— нанесена толстым слоем, дорожек почти не видно;
— отверждена не до конца, ещё немного липла;
При этом эта же маска но тонким слоем и хорошо просушеная ведёт себя нормально.
Для глянца долго экспонирую, у меня это 20 минут при достаточных для засветки 4 минутах, проявка без механического воздействия, опускаю плату в «аквариум» с бурбулятором и включаю компрессор. Но когда-нибудь я таки сделаю ротоспрей :)
Отверстия я сверлю в самом начале ещё до нанесения фоторезиста, поэтому чтобы в отверстия попадало как можно меньше маски наношу её на плату другим способом: Заготовку платы или панели из нескольких плат делаю с запасом по краям около 10мм, на стол леплю кусочки толстого двухстороннего скотча так чтобы плата опиралась на него этими краями, а рабочая поверхность висела над столом. Сверху кладу сетку натянутую на рамку, после этого прямо на сетку клею широкий прозрачный скотч так чтобы открытой осталась только рабочая часть платы + 2-3мм от технологических полей, в результате чего поля тоже будут чистыми и можно легко перевернуть плату для нанесения второй стороны и не испачкаться при этом. Маску замешиваю отдельно и равномерно выливаю на скотч вдоль одной из сторон платы. Затем очень медленно провожу по плате ракелем. Ракель нужен достаточно жёсткий и держать его нужно почти перпендикулярно плате, чем острее угол тем больше попадёт в отверстия. Останавливаюсь когда валик маски толкаемой ракелем окажется на противоположной полоске скотча. Осторожно за один край поднимаю рамку, переворачиваю плату и повторяю для второй стороны.
0
Про долгое экспонирование я тоже думал. Надо попробовать. У меня экспонируется 35 минут. И этого не хватает. В след. раз попробую увеличить до часа. Напишу что получиться.
0
Еще была мысль: т.к. хочется избавиться от механического воздействия, т.е. надо уменьшить силу полимеризации, то просто уменьшить температуру и увеличить время сушки. Как вариант — совместить идеи.
0
Раньше ещё были мысли делать платы с маской, теперь точно не буду. Гемора много. И вот это — «выкинул», как то вообще не кайф.
0
«Выкинул» — это нормальный процесс познования нового, приобретение опыта. Сейчас я маску делаю с первого раза, гарантированно. Единственный критичный момент — сушка. Если есть нагреватель с термостабилизацией +-10 градусов — то все хорошо.
0
Все таки производство плат для коммерческих целей это не домашний вариант. Только на производстве. Производственное качество все равно в домашних условиях не переплюнуть. Дома так для души побаловаться можно ибо производство плат дома, это постоянная грязь. Вот если есть дом частный то да, где нибудь в гараже можно этим по полной заниматься, гараж убить не жалко.
0
Так речь не промышленные масштабы, а для поделки для себя, прототипы…
0
Ну да, я об этом и говорю, если заниматься серьезно коммерческой деятельностью то это вообще не вариант. Заводское качество не переплюнуть ни по срокам ни по масштабам. Для души поковыряться то конечно можно.
+1
Категорически не согласен. Качество — можно получить совсем без напрягов. Плюс сроки. 4 часа от постановки задачи до «повертеть в руках» готовую плату с маской, шелком, металлизацией. Покажите мне такой сервис за приемлемые деньги (~$5/дм я готов заплатить за весь набор), и я сразу выкину всю всю-всю химию и набор оснастки.
Только ОЙ. Не получится. Пичалька…
0
4 часа это чтоб изготовить одну плату??? Если для себя, так по баловаться то без проблем. А мне надо 200 плат. 200*4= 800 часов.Если рабочий день 8 часов то вы на это потратите 100 дней. + плата двухсторонняя. С металлизацией отверстий. И вы хотите сказать что переплюнете производство? Не смешите людей. На производстве такой заказ делают за три недели, если срочно то неделя. Вы сможете хотя бы за месяц изготовить 200 двухсторонних плат?
+1
По моему, подобные партии никто и не предлагает изготавливать дома. А 1-10 — без проблем.
Да и на этом сайте в основном обсуждается любительские изделия для себя. Так-то можно практически что угодно готовое в Китае купить.
0
Ну, 200 плат уже (правда смотря какая там общая площадь. А то вдруг у вас 200 плат 2*2см? ;) ) совсем не уровень даже сид/итеад, а имеет смысл разместить на «взрослом» производстве. С другой стороны есть время собственно производства и наша нежно любимая почта. Что в итоге выльется в 4-6 недель — неделя-две на производство (как правило китайцы делают за 5 рабочих дней) и 3-4 недели на почту.
Теперь посчитаем (можно я придумаю более удобные мне размеры ПП, ок? ;) ).
Дано: плата 60*60мм. На панели 120*120мм (это у меня максимальный размер, ограничение гальваники) помещается 4 платы. Итого уже вашу верхнюю оценку затрат делим на 4 — это 200часов или 200/8=25 рабочих дней. Плюс учитываем, что из этих 4-х часов около полутора часов «пассивного» времени — пока запекается маска и металлизация, и гальваника. В это время можно и нужно не сидеть ровно на попе, а пилить текстолит, накатывать и проявлять и засвечивать ФР, травить плату, наносить маску. В итоге считаем, что эффективного времени изготовление панели требует не 4, а 3 часа за счет эффективного расходования времени.
Итого имеем в сухом остатке: 4 платы каждые 3 часа.
Дано: 200 плат и восьмичасовой рабочий день.
Математика: 200/4/3=16,7 рабочих часов. Это примерно 3-4 рабочих дня с учетом всякой распиловки, упаковки и прочих сопутствующих работ.
+2
В домашних условиях толком не возможно качественно и аккуратно нарезать платы для заготовок, не говоря уже промышленных масштабах. Всякие тут ножницы по металлу и ножи не прокатят. (ну только если у тебя дома есть производственная гильотина то да).
0
Маленький китайский CNC замечательно решает проблему фрезеровки контуров, сверления отверстий.
+1
Можно, и даже инструмента для этого особого не требуется. Правда, времени качественная обработка плат без CNC займет прилично.
0
Я режу ножницами с припуском. Окончательная обработка — CNC
0
Качество — можно получить совсем без напрягов
Да его можно получить, но только не заводского уровня.
-2
Завод заводу рознь, у меня в ящике лежит сотня плат заводского производства, которую мы забраковали и завод их делал заново. Самодельные однозначно лучше этих получаются.
0
Поверьте. Порой такие «заводы» встречаются, что я так не смогу запороть при всем желании.
+1
Категорически не согласен.
Как любое категоричное заявление оно неверно. :)
В среднестстистическом случае через 4 часа хорошо иметь МАКЕТ к-нибудь узла. Попробовать в РЕАЛЕ отмоделированный в симуляторе кусочек схемы. При этом НЕ требуется маска, а уж шелк и подавно.
Кроме того, непонятно, как достичь 4-х часов на
готовую плату с маской, шелком, металлизацией
когда в статье только явно описанное таймирование — 3 часа. И это только на маску.

Для себя я делаю так. (Никому не навязываю, каждый делает как считает необходимым).

1. Для целей макетирования и простеньких приборчиков в единственном экземпляре — использую ЛУТ. Без меттализации. При крайней необходимости — переходные пропаиваются проволокой, но обычно хватает перемычек в виде дополнительных 0 Ом резисторов. Процесс давно поставлен, 0,2/0,2 получается стабильно 100%, из нестандартного оборудования используется только ламинатор с доработкой (термостат на диапазон 100..210 градусов).

2. Для срочных плат использую Резонит/Таберу. Кстати у них есть опция «очень_срочное изготовление», вроде бы — 6 часов.

3. Для серийных плат теперь использую Китай, в частности — SeedStudio. Раньше — тот-же Резонит.

ИМХО: для каждой конкретной задачи — свой конкретный инструмент. Ведь даже молотки разного размера для разных гвоздей. :) А грамотно выбрать инструмент — тоже непросто. И спорить об этом — достаточно бестолковое занятие, случаи они все разные. :)
+1
Вы оба правы. Вы говорите с точки зрения профессионала. Я говорю с точки зрения любителя. Я никогда не буду заказывать платы на заводе. Дорого (мне нужна 1 плата), долго. +Все равно делать прототипы. Вот я их и делаю хорошо. Вы, т.к. все равно будете заказывать платы на заводе, не паритесь при прототипировании. Зачем, если все равно придел отличная плата с завода?
0
Я же выше, в своем посте, написал «ДЛЯ СЕБЯ». Это означает, что так делаю, вне основной работы, дома (то что делаю на основной работе в блогах и конференциях не обсуждаю). Конечно, много, но не все, делаю за деньги (ну не хватает мне зарплаты раздавать по нескольку десятков приборов задаром :) ). Так что можно сказать, что здесь я выступаю как «любитель».
Дорого (мне нужна 1 плата), долго.
См. п.1. в моем предыдущем сообщении.
все равно будете заказывать платы на заводе
Вовсе не обязательно. Некоторые девайсы делаются в единственном экземпляре ЛУТом.

Мне просто гораздо интереснее потратить дома время на нечто нетривиальное на новом МК, чем нетривиально изготавливать дома печатные платы. :) К сожалению с трудом поспеваю за развитием элементной базы. :(
0
Мне просто гораздо интереснее потратить дома время на нечто нетривиальное на новом МК, чем нетривиально изготавливать дома печатные платы.
Маска требует 30 минут дополнительного времени:
размазать 2 раза * 2 минуты
положить сушиться 2 раза * 1 минуту с учетом настройки режима
положить в засветку 2 раза * 3 минуты с совмещением шаблона
промыть пады 2 раза * 10 минут (самое долгое)
запекание 1 минута
Ради хорошего результата не жалко. ИМХО.
Пока сушится, светиться, запекается — можете изучать новое.
0
По поводу засветки: я засвечиваю не более 2-3 минут. Правда, у меня (традиционно) мощный светильник и относительно небольшое расстояние.

P.S. да, я использую сетку для шелкографии на раме и соответствующий ракель, поэтому слой, судя по всему, получается тоньше. ну и проблем с падами у меня никогда не было, все смывается без проблем буквально за 30-40 секунд проявки. если пады плохо смываются, то это, скорее всего, недостаточно плотный шаблон.
0
Знаете, я в детстве смотрел фильм «за жизнь». Там был момент: столяр ремонтировал старый комод и склеил деревянный ящик от него. Налил воды, а она не вытекает. Мальчик спросил: как так? Ответ: А мастер по другому не умеет… Вот я не хочу делать чтобы сделать. Я хочу делать хорошо, как тот мастер.
0
склеил деревянный ящик от него. Налил воды, а она не вытекает
Это замечательно. Только вопрос — «А зачем это нужно?» Все-таки важно найти РАЗУМНЫЙ компромисс между результатом и затраченными усилиями на достижение этого результата.
Я хочу делать хорошо, как тот мастер.
Я тоже. И, по крайней мере пока, получается. Только у каждого свои критерии «ХОРОШО».
ИМХО, если бы печатная плата была конечным изделием, то я бы согласился, что качеству изготовления самой платы надо уделять наибольшее внимание. Но в устройстве все должно быть «хорошо»: схемотехника, ПО, плата (как трассировка так и изготовление), монтаж, корпусирование, сборка, сопровождение. У меня лично получается нормально первые три и последние два пункта. Остальное как раз и стараюсь отдать мастерам своего дела.

PS. Ни в коей случае не хочу сказать, что изготовление маски в домашних условиях — неправильно. Если это позволяет приблизится к нужному результату — это здорово. Более того, всегда вызывает уважение человек, умеющий сделать что-то своими руками. А не пишуший 1001-й «обзор» очередной оценочной платы.
0
затраченными усилиями на достижение этого результата.
Так об этом и речь: свести затраты к такому минимуму, что по-другому просто дольше/дороже/сложнее. Это и есть мастерство…
0
Это и есть мастерство
ИМХО, мастерство — не делать деревянные ящики для воды. :) Именно это я пытаюсь донести.
+1
Дело там не в воде, а в том, что водой проверялось качество склейки. Из ящика, сделанного этим мастером точно дно не выпадет, в отличие от современной фабричной мебели, впариваемой совсем не за дешево. Купил комод, с виду вроде ничего, положил в ящик пару комплектов постельного белья — дно прогнулось, положил третий — дно выпало. И это за 20 штук блин.

P.S. Извините, не выдержал… :)
0
Я никогда не буду заказывать платы на заводе.
не зарекайся. ;)
Дорого (мне нужна 1 плата), долго.
Если уже все отлажено — на заводе заказать партию дешевле. Хоть на тех-же сид/итеад уже 10 плат несмотря на месяц почты выходят выгоднее.
+Все равно делать прототипы. Вот я их и делаю хорошо.
Да!!! Качественные протипы по качеству не уступающие заводским и за 4 часа — наше все.
Вы, т.к. все равно будете заказывать платы на заводе, не паритесь при прототипировании. Зачем, если все равно придел отличная плата с завода?
А когда в проекте таких прототипов десяток. Представим, что каждый нужно ждать неделю и за каждый отдать полста мертвых президентов?.. ДАНУНАХ. Я лучше сдеру с заказчика эти полштуки и поковыряюсь с химией и прочим. А эти бабки детям на мороженое и подруге на цветы пущу. Или еще лучше — выставлю конкурентным преимуществом. А альтернативно мыслящие пусть заказывают прототипы в резонитах и прочих таберу.
Такие дела…
0
Качественные протипы по качеству не уступающие заводским и за 4 часа
Для меня лично является сомнительной необходимость за 4 часа иметь платы «заводского качества». :)
А эти бабки детям на мороженое и подруге на цветы пущу.
А может лучше сводить подругу в кафешку и пообщаться, чем ковыряться в химии? ИМХО. :)
Если уже все отлажено — на заводе заказать партию дешевле. Хоть на тех-же сид/итеад уже 10 плат несмотря на месяц почты выходят выгоднее.
Именно об этом я и хотел сказать.
А когда в проекте таких прототипов десяток. Представим, что каждый нужно ждать неделю
Это означает только одно — неправильно спланирована работа. Перед тем, как что-то начинать делать руками следует подумать головой.
Как-то так… :)
0
А у меня вообще девушки нет… Так что экономия с целью цветов для меня неактуальна. :D

Буду дальше заказывать на заводе. :D
0
Это означает только одно — неправильно спланирована работа. Перед тем, как что-то начинать делать руками следует подумать головой.
Угу. Вот только прототипирования это никак не отменяет. Да, конечно, есть инструменты, которые позволяют промоделировать практически все, включая плату. Вот только стоят они как боинг и рядовому любителю (да и большинству профессионалов) они не доступны. Но даже при их наличии все равно делаются прототипы.
0
прототипирования это никак не отменяет.
Разве я где-нибудь писАл об отмене прототипов/макетов?

А когда в проекте таких прототипов десяток. Представим, что каждый нужно ждать неделю

Это означает только одно — неправильно спланирована работа.

Речь шла про десяток прототипов на одну работу. Тут либо уровень задачи не соответствует уровню исполнителя, либо, например, раскладывать все макетируемые узлы на одной заготовке и запускать процесс один-два раза (не столь важно дома или на заводе).
+1
Верно говорите. Только жалко, что слова ваши мало кто слышит. :)
0
Ну, про уровень задачи и исполнителя не будем, т.к. это нас переведет в область перекидывания какашками.
А про количество прототипов и время… Я очень-очень редко останавливаюсь даже на втором варианте разводки/компоновки — там банально кнопку сдвинуть чтобы под палец легла, там развесовка в итоге неудачная, там просто «не нравится». И под каждую итерацию отводить месяц? Спасибо, наелся.
0
Ну, про уровень задачи и исполнителя не будем, т.к. это нас переведет в область перекидывания какашками.
Каждый беседует как умеет. :)

Приведу пример соответствия из своей практики. Некоторое время назад потребовался нестандартный приемопередатчик на 4ГГц. Мне бы самому двух десятков иттераций не хватило бы точно. :) Хотя бы просто потому, что у меня даже на работе нет приборов выше 1,5 ГГц. Попросил знакомого СВЧиста-радиолюбителя (по совместительству профи :) ). Он за 1 (прописью:«ОДНО») изготовление платы сделал то, что нужно.
Вот что имел ввиду, говоря про уровень соответствия.
0
Речь шла про десяток прототипов на одну работу
Угу. Если вы полагаете, что это редкость у профессионалов, то смею вас огорчить, есть области, где это норма даже не смотря на наличие софта для моделирования и того, что люди занимаются этим многие годы. Скажем, Bungard рекомендует применять некоторые виды своего оборудования для прототипирования всевозможных микрополосковых линий передачи и планарных антенн.
0
Ваша позиция понятна. Приведу свои контраргументы.

Для меня лично является сомнительной необходимость за 4 часа иметь платы «заводского качества». :)

Лично я — сугубо любитель. Я редко делаю что-то более чем в 2-х экземплярах. Поэтому мне не выгодно (в принципе) заказывать заводское изготовление (дело не в деньгах, а во времени). Одновременно — я эстет, я люблю, когда плата выглядит красиво. Я знаю о дешевых китайских сервисах, но пока плата придет по почте — весь энтузиазм пропадет :)

А может лучше сводить подругу в кафешку и пообщаться, чем ковыряться в химии? ИМХО. :)


Одно другому не мешает. Мне вот нравиться возиться со всей этой химией. Я понимаю, что это, возможно, иррационально, но это хобби.

У меня есть похожая ситуация с фотографией. Я очень любил процесс от фотографирования до печати фото. До тех пор, пока это включало «возню с реактивами» и прочие радости. Мне нравился процесс. Сейчас, когда все сводится к выводу цифрового фото на принтер — мне не интересно. Не подумайте, что я настолько «старпер»: я за современные технологии, цифровая фотография рулит и т. д. Это просто пример того, что лично мне нравился сам процесс «возни с реактивами», конечный результат (фото отпечатанное на бумаге) для меня не являлся самоцелью.

Ваша позиция (во многих случаях) рациональна, но не всегда рациональность имеет решающий приоритет.
+3
Мне вот нравиться возиться со всей этой химией. Я понимаю, что это, возможно, иррационально, но это хобби.
Вот теперь все становится на свои места.
Если это занятие доставляет удовольствие — тогда я прекрасно понимаю… Просто здесь многие пытались найти именно рационализм, а его здесь просто нет. И не надо его искать — это хобби.
+1
Почему, собственно, нет? Если целью стоит единичный девайс для себя — то альтернатив самостоятельному изготовлению платы практически нет (завод — и долго, и дорого, и куда еще 9 плат девать?), а сделать хочется хорошо (да и элементарно время на маску окупится при монтаже).
0
Знаете, вот лично я совсем не кайфую ковыряясь с химией. А вот впечатления от изготовления платы сравнимого с заводским качества своими руками за разумное время с минимальной стоимостью — бесценно. Вот только не пытайтесь убедить, что быстро (~4часа), качественно (маска, металлизация, шелкография), недорого (~$1/дм2 — и это еще среднепотолочно-завышенная оценка) — это совсем-совсем не «именно рационализм».
0
Ну вот опять. :) Только расставили все по местам в диалоге с e_mc2, как снова пошла волна.

(маска, металлизация, шелкография), недорого (~$1/дм2 — и это еще среднепотолочно-завышенная оценка)
Только про себестоимость рассказывайте где-нибудь в другом месте, где не знают, что фольгированный стеклотекстолит не растет на деревьях. :)
Идем сюда, смотрим цену, делим на 4 (чтобы получить реальную среднюю розничную цену, другие РОЗНИЧНЫЕ продажи лень искать). Получаем как раз около 1$/дм2. Это только исходный материал. Дальше каждый решает сам.
0
На единичный экземпляр, да еще и срочное изготовление, стоимость исполнения заказа будет в разы выше, чем при самостоятельном изготовлении. Не зависимо от того, прототипирование это или готовая плата. Так что иногда действительно проще и дешевле денек поковыряться с химией, чем заказывать на завод.
0
На единичный экземпляр в срочном изготовлении стоимость изготовления заказа в разы выше относительно серийного производства. А относительно самостоятельного изготовления — там уже разница порядками исчисляется. Плюс, хорошо размышлять в стиле «я лучше закажу на заводе» жителям обоих ДС — там прокатился и забрал. Только чуть в регионы — сразу добавляем к срокам и затратам логистику изготовителя, сроки доставки самой ТК и оплату их (ТК) услуг. И все становится совсем-совсем не так уж и радужно. Потому и воспроизводим «на кухне» что-то похожее на настоящий техпроцесс. Благо все нужное вполне доступно оказывается, стоит только захотеть.
0
Ну ОК. Я последнее время беру этот текстолит — 7 квадратов за 3,5бакса. Или 3,5/7 — 50центов. ФР я брал по 40грн (~$5 по курсу на тот момент когда брал)/метр шириной 300мм — $0.015 за квадрат. Маску сложно посчитать, но тоже примерно на уровне стоимости ФР, примем на порядок дороже — $0.15. Металлизация — там реактивы практически не расходуются. Точнее расходуются, но цена в пересчете на дм2 выходит в доли цента. И можно не будем считать расходы на оборудование и оснастку, т.к. это единоразовые затраты, и тех в пределах пары-тройки сотен если брать «по-богатому» — брать ростер для запекания, ламинатор, специально обученный _новый_ принтер, «настоящую» ванну для гальваники из рекомендуемого пропилена, аноды из фосфоросодержащей меди, и т.д и т.п…
Вот что не учитывается — рабочее время, это да. Но с другой стороны как посчитать время почты и изготовления (4-6недель) на заводе против единиц часов?
0
Вот теперь все становится на свои места.
Если это занятие доставляет удовольствие — тогда я прекрасно понимаю…

Да, в принципе, мы поняли друг друга. Замечу только, что многие слишком буквально восприняли мои слова касательно «возни с реактивами». Мне не нравиться «травиться химией» и маску я делаю не ради «возни с реактивами».

Мне нравится весь процесс — от проектирования до готовой платы. Нанесение маски — один из этапов, который для меня стал обязательным (удобство пайки, эстетика). Особых проблем это не доставляет, наоборот, лично мне интересно экспериментировать и «совершенствовать» процесс в домашних условиях.

Если на каждом углу моего города появятся сервисы по изготовлению ПП со временем изготовления в приделах 12-24 часов (и по адекватной цене, чего уж там, мечтать невредно :) — я буду пользоваться их услугами. Но пока для меня (как для любителя) самый оптимальный вариант это связка фоторезист + маска (да, «на коленке»). Подумываю над металлизацией. Не только ради ПП, всегда хотелось поэкспериментировать с гальваникой.
0
А может лучше сводить подругу в кафешку и пообщаться, чем ковыряться в химии? ИМХО. :)
Вам и правда не кажется, что эти два явления вполне могут мирно сосуществовать?
Именно об этом я и хотел сказать.
Да не совсем. Когда активно перебираешь варианты схемотехники/компоновки — даже китайцы выходят очень дорого и безумно долго.
Намек достаточно понятен? ;)
0
Вам и правда не кажется, что эти два явления вполне могут мирно сосуществовать?
В исходнике обозначено явное противопоставление. :)

Еще замечу, что метод перебора в схемотехнике (а уж в конструировании — тем более) не самый эффективный. :) (Последнее замечание источнику evsi не имеет отношения.)
0
Не всегда то, что выглядит как перебор, им является. Иногда это просто поиск оптимального варианта в рамках заданных требований для случая, когда готового «типового» решения нет. Плюс, как верно заметил traesure, очень часто вполне работающее решение переделывается/доделывается просто потому, что есть более низкоуровневые требования (конструктив, внешний вид и так далее), которые не брались в расчет на начальных этапах.
0
Да. Согласен. Я и излишне категорично высказался, и проморгал
производство плат для коммерческих целей
Но
При этом НЕ требуется маска, а уж шелк и подавно.
Кроме того, непонятно, как достичь 4-х часов на
готовую плату с маской, шелком, металлизацией
когда в статье только явно описанное таймирование — 3 часа. И это только на маску.
Тут такое дело. Аппетит приходит во время еды. Я уже давно не делаю плат без маски. Тем более, что пока маска жарится, я спокойно собираю комплектацию. И как раз когда красивая зелененькая платка готова, у меня на столе уже лежит набор деталек. И какая разница, будет лежать голая (без маски) плата на столе, а я буду бродить и собирать детальки, или я буду бродить и в это время будет запекаться маска? Да никакой. Почти. Кроме эстетического наслаждения и удобства пайки. Впрочем, каждый выбирает для себя.

А металлизация… Возьмем самую обычную плату с сотней ПО. Сверловку и прочие подготовительные операции не счиатем, т.к. это общее для обоих вариантов. Берем чисто разницу в диффе. Рассмотрим три варианта:
1) металлизация и гальваника
2) пропайка
3) расклепка жилой витой пары

1) время не зависит ни от чего — около часа полностью пассивного времени.
2) 15-30сек/точку. Итого на 100виашек 25-50минут полностью занятого времени.
3) 10-20сек/точку. Итого 15-30минут полностью занятого времени.
Плюс прошу заметить, что для вариантов 2 и 3 время полной занятости растет линейно от количества виашек, а для варианта 1 время фиксировано и «пассивно», т.е. в этот час можно заниматься другими делами, а активного времени около пяти минут.
Выводы… Это уже самостоятельно.
0
Все это хорошо, но у металлизации довольно большая статическая часть сложности (в частности, требуемое оборудование).
0
Не смеши. Я свою первую металлизацию запускал из говна и палок:
источник тока — АТХ БП и нагрузочное сопротивление из куска нихромовой спирали с рынка «для утюгов и плиток»
посудина — пищевая емкость «для завтраков»
мешалка — огрызок из старого сидюка
термоудар — пальным феном
вот что пришлось купить — гипофосфит, аммиачную воду, и… и все. хотя на самом деле все что нужно найти — гипофосфит. 25% аммиачную воду вполне можно заменить аптечной 10%.
В общем, кто хочет — ищет возможность. Кто не хочет — придумывает оправдания.
0
Разумется, первопричиной является лень. Но в условиях лени метод с нулевой подготовкой определенно выигрывает.
Опять же, прежде чем металлизировать — нужно поднять ФР-метод, для него тоже нужны телодвижения и материалы.
Для ЛУТа потребовалось только одно телодвижение — прогуляться за новым принтером и бумагой. Для ФР… Ну, пленочку и лампы купил, осталось найти ФР и собрать светильник.
0
Для ЛУТа потребовалось только одно телодвижение — прогуляться за новым принтером и бумагой.
Для ФР…
нужно аж три телодвижения: прогуляться за новым принтером (струйником эпсон на пигменте), пленкой (собсно ФР) и лампами.
0
ааа… ты о пленке, на которой печатать… тогда да — четыре телодвижения. а если еще и собирать светильник, а если… тогда ой.
В общем, дорогу осилит идущий.
0
В общем, дорогу осилит идущий.
Именно, но для голого ЛУТа она несколько короче.
Что до принтера — за ним ходить не пришлось, он ко мне сам пришел :D
0
Ну да. Особенно если учесть что лазерник покупается почти что автоматом последнее время.
Только жопа в том, что на ЛУТе начинается закостевание «мне хватает лута и Х с ней, с маской». А ФР открывает новые перспективы — маска, металлизация. Тут главное первая доза (маска), а там понеслась…
0
Да, маска — это круто. Паял платы с ней. Так что помаленьку собираю требуемый реквизит.
0
Да что там собирать? Считаем, что принтер уже есть и не имеет значения какой. Все что нужно — пленка прозрачная, УФ лампа и сам ФР. Все остальное — технические сложности. Специально обученный (эпсон со всеми чернильницами с черным пигментом) принтер, люстра из пятка EBT-01, вакуумный прижим, ламинатор — это уже личные удобства.
Почитай внимательно посты evsi — лазерник, пара ламп и (ЕМНИП) даже не грел сначала при накатке.
Скажу про себя — специально обученным эпсоном я обзавелся очень недавно. Ламинатор так и не завел — обхожусь утюгом.
Люстра — да, есть такая из пяти ламп.
Вакуумный прижим — есть только потому, что в свое время с работы принес зверских кулеров от одноюнитовых серверов и прижим стеклом мне не нравится на уровне подкорки…
0
Вакуумный прижим — есть только потому, что в свое время с работы принес зверских кулеров от одноюнитовых серверов и прижим стеклом мне не нравится на уровне подкорки…
Я здорово подсел на «конверт» из двух фотошаблонов. Совмещение сторон получается практически идеальным, да и совмещать фотощаблоны между собой так проще. Ну а с «конвертом» проще всего работать именно с парой стекол — плату в «конверт», «конверт» между двух стекол, стекла сжать парой широких канцелярских прищепок и получаем удобную конструкцию, которую легко засвечивать с обеих сторон.
0
Конверт чертовски хорош для фср и прочих, не спорю. И технологично — просто перевернуть пакет. Но так уж сложилось, что у меня годпартовой маски под полкило в холодильнике скопилось. Хоть фср и есть, и она чертовски удобна, но не пропадать-же добру? Да и однокомпонентная быстрее выходит в итоге. И перекалибровывать процесс под стекло (vs пленка) совсем не хочется. А пленка мне сильно больше нравится чем стекло. Считайте это личным заскоком. :D
0
ООпубликуй чтоль конструкцию своего прижима.
0
Да что там публиковать? Местной публике сильно больше нравятся котики vs сам знаешь что. Чего ожидать от продырявленной коробки от техасских инструментов и пары подобных кулеров?
0
Просто смысла не вижу в подобной публикации.
0
Да и хрен с ней, с публикой — опубликуй для тех, кто понимает и ценит. Один плюс гарантирую :D
0
На публику, конечно срать с высокой колокольни.
Лан. Ща у меня под рукой есть как раз подходящий набор материалов — ща изобразим почти что в прямом эфире.
0
Вот без ФР и маски — как-то не получается процесс)
А процесс заказа их помимо лени задерживают еще некоторые причины… Остальное-то я местно купил.
0
ЫЫыыыы… Ну, без ФР (и всего остального сопутствующего оборудования) процесс получиться не может по определению. )))
0
dtkrfv )))
0
в смысле
велкам
0
Что касается ЛУТа — при достаточно плотной разводке (ну люблю я помельчить) доставало прочищать зазоры между всеми элементами. Метод с зубной щеткой или с одежной у меня не давал требуемых результатов: либо дорожки сдирались, либо бумага оставалась.

Сейчас уже приноровился к фоторезисту. Результат более-менее стабильный. Даже 0.15/0.15 получается почти сразу.
0
когда в статье только явно описанное таймирование — 3 часа. И это только на маску.
3 часа это если делать стороны по очереди. Их можно делать одновременно (это требует некоторого «тюнинга» техпроцесса, но вполне достижимо) и тогда это будет 1.5 часа.
0
А засветка сторон по очереди или одновременно?
0
можно одновременно. но только на фср, на однокомпонентной сложно (но можно). и светильник хитрый нужен.
0
Сначала наносится маска (на обе стороны), первая сушка, засветка с двух сторон, проявка, окончательная сушка. Тут хитрость в том, что бы оставить технологические поля чистыми от маски, тогда можно сразу наносить маску на обе стороны. Идея описана вот тут.
0
А зачем оставлять чистыми технологические поля? Ведь по идее рамка с сеткой у нас опирается на саму плату. Соответственно все зазоры у нас считаются от плоскости платы.
Вот что упор на стол должен быть на технологических полях — да. Чтобы не смазать маску на уже нанесенной стороне.
0
Рамка с сеткой на плату не опирается, там есть зазор. Ну и снизу, конечно, нужно поддерживать плату так, что бы не размазать уже нанесенный слой.
0
Сетка — да, есть зазор. А рамку вполне можно опереть на плату. Пусть и через подпорки.
А снизу — то понятно. Фишка в том, что нижняя подпорка никуда не упирается с т.з. расстояния — просто жесткая подпорка.
0
Это примерно понятно. Я спрашивал именно про засветку.
0
После первой сушки плату можно засвечивать как обычно — в «конверт» из двух фотощаблонов, «конверт» между двух стекол и под лампу.
0
Собственно, чем и хороша фср и все остальные двухкомпонентные маски — что их можно подсушить, они твердеют и дальше можно работать с обеими сторонами. С однокомпонентной чуть больше танцев в случае двусторонних плат, да.
0
Согласен, я делаю так же. Проектирование -> Моделирование -> Если необходимо, макетирование отдельных узлов на базе плат, сделанных ЛУТом -> Пилотная партия 5 шт в Резоните -> Тесты/доработка -> Производство.

Совсем для себя делаю ЛУТом. На маску в домашних условиях если когда и замахнусь (что вряд ли), то только ради расширения личностных горизонтов. :)
0
Совсем для себя — уж делать, так делать. Я «для себя» только на шелк забиваю — все равно монтажную карту печатать, а на случай ремонта у мня всегда есть проект в репе.
Плюс отработанная технология ФР-маски-металлизации дает еще одну степень свободы — можно не переключаться в нормах «макет-в_производство», а сразу разводить как разводится, а не думать на тему «тут у меня виашка под корпусом», «тут PLS с обоих сторон запаивается», «тут вообще виашки сильно близко лежат»…
Ну и учитывая что вы все еще лучник — понятно почему сопротивляетесь. Ибо маска требует то-же оборудование, что и для ФР. А оно новое, непонятное, надо тюнить техпроцесс. А все новое всгда сначала пугает.
0
Да не, ФР я тоже ковырял. Но с тех пор, как впервые пощупал заводскую плату, желание мучиться самостоятельно пропало на корню. :)
0
Вот это, на самом деле, главный ответ на все вопросы. :)
+1
Ну, заводские платы мы все щупали. Главный вопрос в том, что быстро и крайне недорого вполне реально получить сравнимое качество. Если вас устраивает $50-100, неделя на итерацию и 90% плат в мусорку — я правда за вас очень рад. Я предпочитаю в проекты для себя заполучить плату максимально быстро, а то запал пройдет, и полтинник отдавать только за плату когда весь набор стоит сильно меньше — я не готов просто морально (читать: жаба во сне придушит).
0
Это все красиво и круто, конечно, но, учитывая трудозатраты, годится только для саморазвития. Разводить такой процесс ради одной-двух плат… Мне проще отдать заказ на завод и забыть про него на неделю, а после получить идеальные платы заводского качества. Да и все равно основная партия будет делаться на заводе, так что это заодно и проверка того, как оно будет выглядеть в серии.

Разумеется, это не отменяет домашнего изготовления плат для тестирования отдельных узлов, но, как правильно заметили выше, там маска и не нужна особо. Так что все подобные заморочки в домашних условиях — исключительно для души. Практической пользы в этом немного. Но круто, да. :)
0
годится только для саморазвития
Так ради это все и затевалось. Я про профессии программист.
+2
Не, для саморазвития это круто, я не спорю.
0
Не знаю, я уже не представляю себе плату без маски. Да и во многих случаях отсутствие маски надо учитывать при разводке, а это не всегда удобно.
+1
Не, никто не спорит, что с маской удобнее. :) Вопрос только, насколько трудозатраты на нее целесообразны в штучных изделиях (не касаясь вопроса саморазвития).
0
После разового изготовления оснастки, которая впрочем большей частью и для фоторезиста нужна, трудозатраты на маску минимальны. А преимуществ много, особенно если монтаж плотный, мелкие СМД компоненты. Особенно некоторые корпуса с падами расположеными полностью под корпусом, да и обычные с шагом 0.5 с маской куда проще паять. Сам процесс пайки удобнее и приятнее с маской. Вобщем имхо оно того стоит.
+1
Просто я не вижу практического (для души — сколько угодно) смысла разворачивать дома производство печатных плат качества, сколь-нибудь близкого к заводскому.
-1
Вы правы.
0
Практический смысл писали уже неоднократно — прототипирование, когда длительность цикла проверить-переделать обусловлена практически на 80-90% временем изготовления плат на стороне.
0
Вы тоже правы.
0
Штучные изделия часто служат годами и правильно (качественно) сделанная плата залог длительной жизни такого устройства.
0
Дополнительных трудозатрат минут пять-десять — нанести маску, смыть. Все остальное — чисто пассивное время «солдат спит — служба идет». Т.е. В это время можно заниматься прочими делами. С металлизацией примерно похожая ситуация. Вот в оснастку и оборудование — да, нужно вложиться. Но там всех затрат максимум на сотню — пяток ламп, рулон лавсана (которого еще и внукам останется), ростер (самое дорогое — около полтинника) и чутка электроники, запаянной в свободное время.
0
Те, кто используют маску говорят, что затраченные на нее усилия с лихвой окупаются при монтаже.
В принципе я согласен, монтировать платы с маской — совсем другое дело.
+1
Да там усилий чуть — буквально минут пять активной работы. А за тот час что она жарится можно спокойно заниматься другими делами. Только с лутом она плохо дружит — провоцирует переход на ФР, благо оборудование одно для обоих процессов.
0
Скажем так: не имеет смысла делать платы лутом вместо ФР и при этом с маской.
Хотя простую плату возможно быстрее сделать лутом и потом маску.
У меня закончился ристон, делал одну плату лутом с маской. Но это конечно исключение.
0
Хотя простую плату возможно быстрее сделать лутом и потом маску.
Не катит — ЛУТ дает невоспроизводимое искажение размеров. Монтажу компонентов оно не мешает, а вот совмещение слоев (как двух сторон платы, так и дорожек с маской) крайне затрудняет.
0
Я делал одностороннюю плату. Вполне норм получилось…
0
Да вот в том и прикол, что лут хорош как раз для односторонних плат в большинстве случаев. Но двустороннюю с нормами 0,25/0,25 (что для отработанного ФР получается как из пушки) и корпусами уровня LQFP64/100 — это уже для эльфов 80-го левела. Даже в одном слое LQFP100 сложно нормально откатать просто в силу термодеформаций носителя тонера при печати и утюжке. А на ФР такое спокойно проходит даже с парой серьезных косяков. Которых в реале практически не бывает, т.к. самые критичные процессы уже в подкорке прописались и идут по категории неосознанного знания как ходить и дышать.
0
Вот и я о том.
0
За ту неделю, что делаются платы на заводе, я занимаюсь другим проектом. А потом, когда платы одного проекта готовы, я отдаю на завод тот проект, который делал, пока делались платы первого, и пока делаются вторые, занимаюсь отладкой первого…

Там где-то звучал аргумент про цветы девушке. Ну, во первых, девушки у меня нет, потому это мне слабоактуально. :D А во вторых, занимаясь описанным выше способом двумя проектами, можно получить гораздо больший доход, чем содрав с заказчика пускай даже и 5 т.р. на изготовление плат и сделав их самому в обход завода…

Так что для саморазвития делать платы с маской дома — нужно, полезно и круто. Но практической пользы в этом нет. Кроме того, изготовление пилотной партии на заводе преследует еще и цель теста правильности дизайна относительно реального техпроцесса.
-1
И вы тоже правы.
0
Но практической пользы в этом нет.
С циклом изготовления плат в 1 неделю вы можете сделать 2 проекта параллельно. С циклом в 4 часа вы смогли бы сделать 4-5 проектов и скорость разработки упиралась бы уже в вас, а не во время изготовления плат.
0
Во-первых, я никогда не жертвую качеством в угоду скорости. Пять проектов за неделю — это не ко мне.

Во-вторых, недельный цикл как раз очень хорошо соответствует скорости моей работы над проектами текущей сложности — на подготовку следующей итерации уходит как раз неделя, включая, при необходимости, моделирование отдельных узлов на платах, сделанных ЛУТом. Эти платы — очевидно одноразовые, так что заморачиваться на маску там смысла нет. А то, что будет представлено заказчику, должно выглядеть и работать на все сто — так что тут только завод, где будет и глянцевая маска, и металлизация отверстий, и шелкография, и еще много плюшек.
0
Во-первых, я никогда не жертвую качеством в угоду скорости. Пять проектов за неделю — это не ко мне.
Я разве что-то говорил о том, что бы жертвовать качеством?
моделирование отдельных узлов на платах, сделанных ЛУТом. Эти платы — очевидно одноразовые, так что заморачиваться на маску там смысла нет
С чего бы вдруг? Время потраченное на маску с лихвой окупается предсказуемостью времени потраченного на сборку и отладку. Сборка платы без маски с плотным монтажом на SMD компонентах практически всегда сопровождается поиском залипух и этот поиск непредсказуем по времени. Второй существенный момент: чем ближе «наколенная» технология к заводской, тем ближе самодельный прототип к заводскому и тем меньше нужно итераций «заводских» прототипов.
0
Там где-то звучал аргумент про цветы девушке. Ну, во первых, девушки у меня нет, потому это мне слабоактуально. :D
Это ваш личный косяк, и ИМХО это совсем не то, чем стоит хвастаться и вспоминать при каждом удобном и не очень случае.
А во вторых, занимаясь описанным выше способом двумя проектами, можно получить гораздо больший доход, чем содрав с заказчика пускай даже и 5 т.р. на изготовление плат и сделав их самому в обход завода…
Вопрос даже не в содранных с заказчика 5тыр, а в реальном конкурентном преимуществе, когда прототип в руках уже через день, а не через неделю-две. А если заказчик говорит «надо передвинуть кнопку на 3мм, и экран на 2мм»? У вас это очередные неделя-две и 5тыр, у меня вечер-сутки.
0
Я всегда обсуждаю с заказчиком все требования к геометрии платы ДО трассировки. Потом проверяем по макету-распечатке 1:1. К моменту ухода плат в производство все согласовано. Потому, если вдруг ему приспичило сдвинуть какие-то компоненты — это его проблемы, конкретно, как уже писалось выше, проблемы планирования. Пускай ждет и платит. Ну или идет к мастерам на все руки, я и так на отсутствие предложений работы не жалуюсь. :)
0
Понятно ведь, что на экране в 3D, да хоть и в картонном макете, и живьем — это три большие разницы. И если есть возможность пойти заказчику навстречу — почему нет?
У вас просто нет такой возможности, потому и цепляетесь к каждой запятой. А при такой возможности лояльность заказчиков растет просто неимоверно. Впрочем, каждый выбирает для себя.
0
Скорее, любое физическое тело старается двигаться по пути наименьшего сопротивления. Вам так удобнее, мне по другому. Кому-то ждать доставки плат месяц, и удобнее сделать рабочий прототип дома. Мне проще заказать на заводе — если в понедельник отправить проект, то в пятницу в 90% случаев я платы уже забираю.

Мне как-то ближе Пушкин. :)
0
+100500. Удобство пайки не вероятное.
0
Здравствуйте! Вы пишите что технология нанесения FSR и IMAGECURVE не отличаются, но разве в IMAGECURVE не другая пропорция, там вроде бы 2 к 1? Я в масках новичок, заказал обе для тренировок, буду рад если проясните!
0
Читайте инструкцию по маске. У меня написано 3:1.
p-plata.ru/product/imagecure-xv501-t4-20g-krasnaja-/
p-plata.ru/product/pajalnaja-maska-fsr-8000-8g-60g-zelenaja-/
При этом на сайте чип-дипа www.chipdip.ru/product/xv-501-t-4-smart/:
— для зеленого и белого цветов в соотношении 2: 1 вес/вес,
— для остальных цветов, в т.ч. красного, синего и черного в соотношении 3: 1 вес/вес.
Но 2:1 это для IMAGECURVE, а не FSR
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.