CS32F103C8T6 - китайский клон STM32F103C8T6 за ~$0.80

Сегодня наткнулся на такое чудо: https://ru.aliexpress.com/item/CS32F103C8T6-Completely-replace-STM32F103C8T6-STM32F103-LQFP-48-In-Stock-ARM-based-32-bit-MCU-with-Flash/32952782064.html
Известный китайский продавец «улучшенных» микроконтроллеров соблазняет ценой и уверяет что оно полностью совместимо с STM32F103C8T6.
При поверхностном знакомстве с даташитом создается впечатление что вроде бы так оно и есть.

Интересно что же у него внутри?
Я вангую что китайцы «одалживают» неразрезанные кремниевые пластины с фабрики где делают STM32 и сами их корпусируют. Да и продавец у себя на сейте пишет что они electronic technology research company and SMT production plant.
Хотелось бы подтвердить или опровергнуть эту версию. Дайте знать в комментариях если найдете фото кристалла этого CS32F103C8T6.

Кноны встречаются также под именем «GD32F130C8T6» но это реверс инжиниронгованные мк: у них выше частота, есть чипы с большим объемом флеш и многие другие отличия.

Фото кристалла Giga Devices GD32F103CBT6:


больше фото на сайте zeptobars.com
Giga Devices уже довольно давно является производителем serial flash. Когда они запустили свою линейку ARM Cortex M3 (с некоторым уровнем совместимости с двоичными файлами STM32), вместо того, чтобы идти обычным путем их подход (чип отдельно, serial flash отдельно) позволяет не платить лицензионный сбор за дизайн (поскольку дизайн чипа один) и таким образом снизить цену.
Это также позволило увеличить максимальный размер флеш-памяти до 3MiB.
  • ?
  • 06 ноября 2018, 16:24
  • UR5SIX

Комментарии (51)

RSS свернуть / развернуть
реверс инжиниронгованные мк: у них выше частота, есть чипы с большим объемом флеш и многие другие отличия
Реверс-инженеринг — это как раз когда сдирают готовое. У GigaDevices, по-видимому, именно совместимые МК собственной разработки.
0
  • avatar
  • Vga
  • 06 ноября 2018, 19:28
Однако у GigaDevices они совместимы на уровне регистров, потому я и назвал это реверс-инженерингом.
Интересно, а все ли ошибки из errata они скопировали?
Ядро у STM32 довольно сложное и там полно ошибок. А если не скопировали то как их вообще можно где то применять?

Похоже пора уходить от использования STM32F103C8T6 в серьезных проектах на что то менее популярное.
У официальных поставщиков они слишком дорогие, а к китайцам доверия больше нет.
Или придется расковыривать по одной микросхеме из каждой партии чтобы убедиться что прислали не подделку.
+1
А 100й серии не хватит?
0
Хватит, и даже есть пару вариантов в загашнике. Сама тенденция не радует, такими темпами они все популярные камни скопируют.
Похоже китайцам дали команду сверху догнать и перегнать америку в полупроводниковой промышленности.

Лучше бы они свой RISC-V по $5-10 сделали.
Тот же ESP8266 быстро пошел в народ, RISC-V выстрелил бы не хуже, но похоже китайский менталитет все копировать не дает им развиваться.

П.С. Кстати а вот таких тараканов по 3 цента уже кто то использует?
А то я давно искал аналог аттини в SOT-23-6
0
В том то и дело, что есп пошел только в народ, а вот всерьез его никто не воспринимает. Нормальной документации нет, внятного роадмапа тоже. Так, баловство для ардуинщиков.
0
В том то и дело, что есп пошел только в народ, а вот всерьез его никто не воспринимает.
Это не совсем так. Я неоднократно встречал упоминания этого чипа во вполне профессиональных изданиях типа EETimes/EDN Europe.
-1
А ты видел его хоть в одном серьезном изделии? Толку то от изданий. Тут чуваки уже говна с ними поели, больше не хотят. Заложили его в устройство, все было хорошо. А потом что-то там в консерватории изменилось и те же еспшки стали немного не теми. И вся серийка нагнулась. И им пришлось срочно это реверсить и понимать, что это вдруг у них не так и что надо изменить. Не, пока не будет внятного и хорошо документированного сдк, подробностей реализации, нормальной эрраты и внятного роадмапа лет на 10 оно так и останется уделом ардуинщиков и прочих любителей.
0
А ты видел его хоть в одном серьезном изделии?
А как определить, что именно он стоит в конкретном устройстве?
0
П.С. Кстати а вот таких тараканов по 3 цента уже кто то использует?
У них какое-то свое ядро? Неясен вопрос девтулзов (тулчейн, программатор), да и для отладки ОТР чип не сильно удобен.
0
Сделал отдельный пост про них. Есть и программатор за 60 баксов и эмулятор собранный на ПЛИС.
По для написания прошивок внешне выглядит так как будто китайцы до сих пор работают в Windows 95
0
За эти 60 баксов я как радиолюбитель тини10-х на всю жизнь накупить могу… Для серийки это более интересно, да.
0
Реверс-инженеринг — это про другое. Для создания совместимого по API девайса достаточно документации.
100%-й совместимости может и не быть, и периферия вполне может работать нормально, без косяков (по большей части то, что следует эррате от СТМ на нормально работающей периферии будет работать тоже).
0
А в каком месте он ценой соблазняет?
Не знаю как CS32 а вот с GigaDevices мы говорили, когда они только на рынок выползли со своими клонами.
Цена для Китая были на 15-20% дешевле чем от STM. Проблем у ччипов больше. Отзывы не фонтан. Встревать в такие риски за жалкие 15% на дешевом чипе — это безумие.
Не понятно на чем они хотят делать деньги. То есть ощущение, что пацаны отлаживают линии и технологию на производстве а не пытаются заместить STM.
0
Не хотят китайцы платить STM, а хотят поиграть в импортозамещение.
А всякие любители халявы с aliexpress будут у них за бетатестеров и даже errata они сами напишут
0
Не хотят китайцы платить STM
Так и не должны. Все, что они должны — заплатить ARM-у за лицензию.
0
У GigaDevices есть лицензия на некоторые ядра ARM, но тут прикол в том что STM платит еще и роялти с каждого проданного чипа, а китайцы вряд ли.
Кроме того не знаю как насчет STM, но микрочип патентует корпус+расположение выводов и делать pip-to-pin совместимые микросхемы не совсем легально.
0
У GigaDevices есть лицензия на некоторые ядра ARM, но тут прикол в том что STM платит еще и роялти с каждого проданного чипа, а китайцы вряд ли.
Насколько я знаю, лицензионная политика арма не предусматривает роялти, только лицензирование.
Кроме того не знаю как насчет STM, но микрочип патентует корпус+расположение выводов и делать pip-to-pin совместимые микросхемы не совсем легально.
Патентовать они могут, но подобные бредовые патенты возможны далеко не во всех странах, а уж заэнфорсить выполнение штатовского патента в какой-либо другой стране вообще не реально. Более того, даже в штатах такая попытка выльется в очень длинный судебный процесс с непредсказуемым результатом. Так что подобные схватки никому не нужны, пользы 0, а репутационные потери и издержки на ведение процесса это вполне ощутимые деньги.
Тут есть еще один фактор, который тоже стоит учитывать: появление совместимых устройств расширяет сферу применения STM32-специфичного окружения — софт, либы и так далее, а так же увеличивает количество людей, которые знают/применяют такие чипы. Так что клонмейкеры, хоть и отгрызают кусочек нижнего сегмента рынка, но одновременно расширяют рынок в целом. Учитывая, что, в основном, это (очень немаленький и очень конкурентный) китайский рынок, то STM от этого только в выиграше. Так что, полагаю, STM будет продолжать делать вид, что клонмейкеров не существует.
0
Я неоднократно читал в англоязычной прессе про «per chip royalty». reuters тоже об этом писали.
Everyone pays an upfront license fee and everyone pays a royalty. The amount of these two is what varies depending on the type of license.

The royalty is on a per chip basis. Every chip that contains ARM IP has a royalty associated with it. The royalty is typically starting from 2 percent, against 1-1.5 percent for its older designs of the selling price of the chip.

Both the up front license fee and the royalty are negotiable. There are discounts for multiple ARM cores used in a single design. This is where things like support contracts come into play.
Но вообще я за то чтоб было побольше разных ARMов. Конкуренция это всегда хорошо и если STM немного снизит цены я буду только рад.
0
Я неоднократно читал в англоязычной прессе про «per chip royalty». reuters тоже об этом писали.
Да, действительно, есть и роялти. Впрочем, это мало что меняет, судя по всему, гигадевайсы все исправно платят. К тому же их подход (чип отдельно, пзу отдельно) позволяет не платить за каждый новый чип лицензионных сборов (поскольку чип, фактически, один) и таким образом снизить цену.
0
чип отдельно, пзу отдельно это круто :) Похоже идею они подсмотрели у ESP8266
Добавил эту инфу и фото кристалла Giga Devices в пост для привлечения внимания.
0
Похоже идею они подсмотрели у ESP8266
Это решение совсем не новое и ESP8266 тут тоже не первопроходцы. Такой вариант загрузки прошивки уже много лет используется в ПЛИС.
Добавил эту инфу и фото кристалла Giga Devices в пост для привлечения внимания.
Только там не совсем точная информация. Один дизайн чипа позволяет не платить лицензионный сбор за дизайн, роялти остается как и раньше.
0
Взломанный софт и хард западных компаний официально считать трофеем,
владельцев взломанного буржуинского аппаратно-программного комплекса считать невиновными согласно предвоенному времени,
крякеров-ломакеров представить к наградам.
-1
раскрыть комментарий
-5
к русофобу и поедателю отбросов бурж.цивилизации из мусорки
Я так понимаю, любой, кто не согласен быть ватником и радостно жрать вашу пропаганду, автоматически считается русофобом?
+2
раскрыть комментарий
-5
А ты хуй соси уёбок
0
Заебали уже политотой. Уже и сюда пролезли ольгинские хуесосы
+3
— Я в такие дела не лезу. Ну их всех в задницу с такими делами! — вежливо ответил пан Паливец, закуривая трубку. Нынче вмешиваться в такие дела — того и гляди сломаешь себе шею. Я трактирщик. Ко мне приходят, требуют пива, я наливаю. А какое-то Сараево, Политика или там покойный эрцгерцог — нас это не касается. Не про нас это писано.
0
>Жри свою, укроп
>А ты хуй соси уёбок

evsi постоянно называет меня ватником, ну это типа он хочет меня оскорбить… Гы-ы, как можно оскорбить кого-то таким словом, если у него в профиле НАГЛО и НАЗЛО таким, как он, нарисован ватник :D

Но я никогда не называл его укропом, все же я уважаю evsi, а потому не могу его называть такими грязными и оскорбительными словами!
-1
Грязное оскорбительное слово — ватник. А укроп это всего лишь человек, ненавидящий ватников. А ватников ненавидят все, у кого ещё сохранился мозг.
0
Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!
У нас зимой национальная деревенская одежна какая?
Валенки, штаны ватные, тулуп и шапка — на меху.
У нас зимой в кружевных труселях даже… простите утки не ходют.
Главное моск сохранить, не отморозить!
0
если у него в профиле НАГЛО и НАЗЛО таким, как он, нарисован ватник :D
А на второй половинке фото что?
0
>А на второй половинке фото что?
Дык это же пикейный жилет!
0
Так вот ты какой, северный олень…
0
вскоре уже он все «компрометирующее» удалил и испарился из ЖЖ, поставив его на замок :)))
Выпилил шлак, оставил добрые статьи — это я одобряю.
+3
Он оставил не от доброты душевной и не от благородства, а как свое «портфолио» для харчевания
0
Он оставил не от доброты душевной и не от благородства, а как свое «портфолио» для харчевания
Вы слишком громко завидуете. Какая разница, чем он руководствовался? Вам шашечки или ехать? Вас интересует полезная информация или «правильная» мотивация?
+1
вскоре уже он все «компрометирующее» удалил и испарился!
но не учел, что хрена с два, от well-man2000 так просто не слиняешь!
:)
«В лучшем случае два года со строгой изоляцией, — подумал Кислярский, начиная дрожать. — Зачем я сюда пришел?»
— Тайный «Союз меча и орала»! — зловеще прошептал Остап. «Десять лет»! — мелькнула у Кислярского мысль.
— Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю, длинные руки!..
-3
А некоторым все лишь бы в говне покопаться…
0
>в говне покопаться

Разве мы генерируем зло теми или иными способами, проповедуем скрытую ненависть, мстительность и национальную разобщенность; концентрируемся на депрессивных, ненормальных или извращенных сферах человеческого сознания? Это все делаем не мы, а вот эта вся стареющая совковая интеллехенция, а-ля evsi, Л.И. и им подобные.
-4
ну evsi хоть честно русофобит, не меняет панталоны на лету,
в отличие от его «друзей» подельников,
те уж давно переобулись, так втихаря кладут из под хвоста за углом!
:)
такие аля political sex care providers
-3
ну evsi хоть честно русофобит
Главные русофобы это сами ватники, такие как вы и вплоть до того, кто на самом верху. Именно вы делаете все возможное, что бы Россию ассоциировали исключительно с вами и ненавидели. Вернитесь, наконец, туда, где вам и место — идите нахуй.
+3
Разве мы ...
Да, определенно.
+2
Это все делаем не мы, а вот эта вся стареющая совковая интеллехенция
Угу. Только вы и есть та самая «стареющая совковая интелехенция», генерирующая все вами перечисленное. Для вас это настолько привычно и естественно, что вы даже не замечаете как вы это делаете. Что, впрочем, не мешает вам приписывать свое поведение тем, кто с вами не согласен.
+1
Под термином «совковая интеллехенция» я имел не честных советских людей (которые, кстати, проголосовали за сохранение СССР, и это юридически зафиксировано, что очень важно для западного самосознания и менталитета и это имеет юридическую силу на сотни лет вперед), а вот этих всех людей… Кх-м, кх-м, которые на что-то надеялись (в лучшем значении этого слова) и т.п., но в итоге обломились. Они ненавидели социализм, который их вскормил и вырастил (иначе — кайлили бы потихоньку у себя на хуторе, с коровами, кабанчиками, а на досуге пели песни сидя на завалинке или дудели в немецкую гармошку (писк моды)). Но сии «деревенские» мартышки предали СССР. Ненавистный социализм рухнул, но что же они заимели — да нихуя. И вот начались поиски причин — это все «орда» и евразия, т.е. этот дурной и неправильный менталитет — это все влияние рассеи и ее длинные руки.
0
Люди делятся на две категории: до одних доходит через голову, до других через жопу — пока жареный петух в нее не клюнет, не доходит. Могу вас обрадовать: вы хоть и из второй категории, но ждать осталось не долго.
+1
Петух уже не жаренный, а такой замороженной бесформной тушкой, опять Холодомор,
опять эта орда, выпила всю горячую воду и вынюхала весь украинский теплый газ!
Хотя можно начать по европейски, те тоже когда то не мылись и срали под себя, зато потом так расцвели!
Главное начать с самых азов, по наторенной дорожке и всё получиться!
:)
-1
Все ватники нелюди, но вы даже среди них выделяетесь своим моральным уродством. Идите нахуй.
+1
У меня вопрос. Чем отличается использование китайских микропроцессоров ватниками от укропов?
Просто вы тожезаебали. Пишите по теме или не пишите совсем.
+2
… Тем, что «ватники» на них падкие и покупают на алиэкспрессе за сущие копейки всякую дивную хрень, с ожиданием по полгода, а «укропы» предпочитают проверенные решения от, так сказать, мировых брендов, дороже, зато в шаговой доступности…
Да шучу. На самом деле оно всё совсем по-другому. Смотря куда продавать…
0
Дорогой Веллман, вы невнимательно читаете сайт, который бросились так рьяно критиковать. Все Русскоязычные статьи — остались на русском языке по старым урлам, так что все внешние ссылки работают. Вот например случайная ссылка: zeptobars.com/ru/read/KILAR-KV1084-5A-linear-regulator

«Только русского языка» — никогда не было, сайт изначально был двуязычным. Переводить на 2 языка я банально устал, а вся целевая аудитория владеет языком на достаточном уровне, чтобы прочитать только 1 язык. В самые старые времена я делал еще немецкую версию своих сайтов — но следов этого можно найти только в обрывках исходных текстов, там аудитория еще меньше, а процент знания английского еще выше.

И я не узник совести, я работаю в Москве и на жизнь не жалуюсь, чего и вам желаю.
+2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.