Теория и практика создания шоу. Глава 1. История светорежиссуры. Основные типы световых приборов, их особенности.

Лиха беда начало. Для того, чтобы облегчить себе и вам работу, приведу примерный список литературы, которую будет полезно почитать для лучшего понимания. Названия приведены не по ГОСТу, т.к. печатались разные версии, собственно, Гугл в помощь.
1. Д.Г. Исмагилов, Е.П. Древалёва. «Театральное освещение». «Ну что, сынок, это теперь наша Библия. — Не, бать, это наша Камасутра».
Очень неплохой учебник в плане художественной части и композиции световых решений. В плане технике некоторые темы не раскрыты, что вполне исправимо другой литературой.
2. Д.В. Сивухин. Общий курс физики. Том V. Оптика. Да-да, думаю, все хотя бы просто держали его в руках. Как альтернатива подойдет Савельев и т.п. авторы, чисто для освежения в памяти законов геометрической оптики, некоторых формул интенсивности, спектра света и пр.
3. Руководство по применению DMX512. Ссылка: dsl.msk.ru/rus/around/dmx512/dmx512.htm. Либо другие перепосты. Обязательно к прочтению, разъясняет некоторые особенности интерфейса DMX512, без которого не мыслима современная светорежиссура.
4. Правила устройства электроустановок. Любая свежая версия. Свет требует 220/380 и больших мощностей, поэтому иметь группу допуска от 3 и выше — очень неплохо для световика.
5. Многочисленные статьи DiHalt’а о паяльниках, пайке и инструментах. Конечно, вопросы ремонта и коммутации я подробно освещу, и вы даже научитесь паять XLR кончиком утюга, но всему свое время.
6. И.В. Способин. Элементарная теория музыки. Либо аналогичная книга другого автора. Музыканты могут дополнительно поштудировать — пригодится, люди, которые не особо знают музыкальный матан могут почитать о ритмической структуре музыке. В будущем это пригодится.
Не забываем о благодарности авторам: например, первую книгу желательно купить.

На первое время будет достаточно этой литературы. Постепенно будут даны разные руководства, а также видеоуроки, которые я буду записывать непосредственно на своих объектах (цирк и разные клубы).

ПЕРВОЕ КИТАЙСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: забудьте слово «софит»!!!111 Вообще. Совсем. Его нет, и никогда не было. Гоните и всячески издевайтесь над «световиками», которые его произносят, особенно если в отношении интеллектуальных приборов. За произношение или написание этого слово всуе выносится выговор с занесением в грудную клетку.

История светорежиссуры, как нетрудно догадаться, тесно связана с историей развития театров и балаганов, т.е. фактически можно вести отсчет от античных времен, когда применялись обычные для того времени факелы, масляные светильники и т.п. стафф. Не буду особо подробно останавливаться на этом периоде, он представляет собой скорее занимательный факт, нежели необходимые знания, для любопытных в [1] неплохо изложен материал. Отмечу только, что в Средние века с развитием технологий, схемы освещения менялись: создавались новые горелки, широко применялись люстры из свечей, постепенно был совершен переход на газовое освещение. Но уже тогда стала развиваться художественная роль света: зонное и плановое деление сцены, усиление контрастов и пр. Интересным применением контрового света является театр теней, распространенный в странах Юго-Восточной Азии.
К середине 19 века появилось уже электрическое освещение — на вольтовой дуге. Поскольку мы живем в России, то оно у нас успешно просуществовало чуть ли не до начала 21 века(где-то до начала 2000х) — в цирке, где я работаю сейчас, стояли прожекторы следящего света, т.н. «пушки», источником света в которых была дуга между 2 угольных электродов. Пары таких цилиндриков хватало на 1 отделение, пушка весила мегатонну и дико грелась. Тьфу, тьфу, тьфу.
С появлением ламп накаливания светорежиссура пошла в гору, т.к. уже имеющееся оборудование могло предоставить более богатый набор функций и было относительно пожаробезопасно по сравнению с газовыми горелками и свечами.
Дальнейшее развитие пошло по пути увеличения мощности ламп, поиска светофильтров, которые бы обладали достаточной стойкостью к выгоранию и пожаробезопасностью, а также к поиску схем плавного включения и погасания света.
Эти системы, по сути, являются первыми «управляторами» освещением, за исключением выключателя. Они дошли до наших дней, естественно, на другой базе, и, собственно, останутся навсегда. Называются эти устройства диммерами (англ. dim — затемнять). Первыми были диммеры на реостатах — громоздкие, с низким КПД, выделявшие огромное количество тепла (отдельно разрабатывались схемы охлаждения). Позже их сменили диммеры на тиристорах, а сейчас весьма популярны на мощных транзисторных ключах с ШИМ-управлением (по этой теме читайте easyelectronics — статей море).

Одновременно с разработкой прожекторов и систем управления для них шел процесс поиска новых светотехнических решений. В частности, например, для 100 прожекторов нужно было 100 диммеров, чтобы управлять ими раздельно. В случае реостатных мы получаем большую комнату с воздухом для варки раков, гигантский перерасход электроэнергии, километры проводов, которые, кстати, тоже греются, износ самих реостатов и т.п.
Тиристорные диммеры упростили задачу, но все же нужен был какой-нибудь способ управления, при котором экономился. Были испробованы несколько разных интерфейсов, в частности, до сих пор используется аналоговый 0-10V, для управления простыми приборчиками, вроде комнатных стробоскопов.
Выходом стал интерфейс DMX-512, первая ревизия которого была принята в 1986 году. В чем его плюсы:
1. Унифицированность. Любой прибор с таким интерфейсом подойдет к любому пульту с ним же.
2. Открытость. Без комментариев.
3. Удобство подключения сигнального кабеля: последовательно, из прибора в прибор тонким 3-проводным кабелем.
4. Отработанность интерфейса на его прародителе — RS-485,

Из недостатков можно выделить количество каналов — всего 512, что точно не хватит для управления световым оборудованием крупного театра. Но все профессиональные световые пульты оснащены 2-4 потоками, что позволяет использовать 1024-4096 каналов, что в принципе хватает.
Так же есть ряд в принципе не столь существенных недостатков, мы их рассмотри позже, как и особенности построения сетей на нем.

Итак, работа светорежиссеров значительно упростилась после разработки DMX. Стоит сказать, что параллельно шла работа над самими световыми приборами, которые мутировали во много направлений и форм.

Их можно разбить на 2 группы: статические и динамические. Деление относительное, т.к. иногда прибор может переходить из группы в группу.
К статике мы отнесем:
1. Разнообразные прожекторы. Заливного света, с профилированием луча, с плоско-выпуклыми линзами, с линзами Френеля, с кашетирующими шторками. Они оснащаются разными лампами: галогенными, газоразрядными, УФ-лампами, LED-источниками света.
2. Довольно-таки спорный вид приборов, известный как колорчейнджеры. По сути это один из перечисленных прожекторов на лампе + система смены светофильтра. При этом прибор управляется по DMX, меняться может яркость луча, апертура, цвет светофильтра, иногда ставятся механические заслонки для стробирования.
3. Стробоскопы. Всем известный прибор, название которого очень любят коверкать. Источником света в них служит либо газоразрядная импульсная лампа, либо светодиоды. Других вариантов нет, поскольку галогеновые лампы не смогут дать несколько четких вспышек даже в течение секунды, потому как время, которое тратится на разогрев и остывание спирали существенно больше необходимой продолжительности вспышки. Обычно у стробоскопов управляют двумя параметрами: частотой и яркостью вспышки, хотя бывают и исключения, вроде приборов со встроенными программами-макросами.
Но лампы тоже просто так от нас не уйдут. Для них существуют
4. Блиндеры. Иногда их зовут блендерами. Иногда — непечатно. Правильно произношение конечно другое — blinder — но кому какое дело? Этот тип приборов представлен в клипах 70-80-хх, где позади синтипоп-группы на сцене висит здоровенная мандула, а то и не одна, о 8 лампочках или меньше, и они, эти лампочки, периодически мигают, либо вспыхивают и погасают на более трагических местах. В современной светорежиссуре применение этого прибора требует некоторой сноровки, но при должном умении смотрится великолепно. Так, например, один наш самый известный ярославский светорежиссер удачно вписал их в партитуру концерта «Арии» в роли мощных мотоциклетных фар.
5. Прибор, который всегда работает вкупе с прибором из пункта номер 1 — зеркальный шар. Это хтонический предок всех современных дискотечных приборов, известный аж с 50-х годов 20 века. Обычный набор собой представляет непосредственно сам шар из папье-маше, обклеенный мелкими зеркальцами(чем меньше отдельно зеркальце — тем лучше), прожектор с узким лучом и моторчик с редуктором, который дает примерно 1 оборот в минуту. Шар подвешивается к потолку, прожектор закрепляется на достаточном расстоянии от него так, чтобы пучок света полностью попадал на шар и не был ни больше, ни меньше. Бывают вариации, вроде двух прожекторов с противоположных сторон, зафильтрованные каким-либо цветом, либо шар из дихроичных цветных зеркал, либо на него направляется колорчейнджер, либо что-то из динамического света.
В общем, если денег у вас нет, а праздника хочется, такой прибор можно собрать за копейки. Маленькие шары продаются в магазинчиках Fix-Price за 36 р., в качестве прожектора можно использовать галогенный фонарик, а моторчик с редуктором можно достать из старого детского железного конструктора.

Итак, это была так называемая статика. Переходим к более интересным приборам — динамическим. Из названия понятно, что их луч может светить не только в направлении подвеса прожектора (хе-хе), но и как-то двигаться и видоизменяться.
Относительно этот класс можно разделить на «веники» и интеллектуальные.
Веники — это простые приборы, воспроизводящие какие-либо зашитые программы либо в пошаговом режиме, либо в автоматическом. Пошаговый режим — это такой режим, в котором сигналом к переходу на следующий шаг программы служить звуковой сигнал, принятый встроенный микрофоном и отфильтрованный(срабатывает на НЧ-сигнал в спектре, обычно это звук бас-бочки). Авторежим — пожалуй, самый неинтересный, но обычно прокатывает на дискотеках в гараже — программа просто выполняется согласно своему зашитому тактированию.
Веников существует великое множество, иногда усовершенствованный веник есть ни что иное, как интеллектуальный прибор. Либо наоборот, прибор, лишенный управления (а грубо говоря, DMX) и есть веник.
Веники очень любят собирать самопальщики, хотя силы и расходы явно не оправданы, как отметил B-Screw, ибо сделать электронику для прибора стоит сущие копейки, а вот оптику…
Наиболее распространены два типа — сканер и вращающаяся голова(moving head), причем второе выделилось как подвид первого. Оба типа имеют свои преимущества и недостатки, рассмотрим их подробнее.
1. Сканер. Внешне представляет собой прямоугольный ящик с системой крепления подвижного зеркала на одном конце. Лампа и линзы находятся в корпусе, луч отражается от поворачивающегося зеркала. Само зеркало может вращаться в 2 плоскостях, благодаря шаговым двигателям. Соответственно, если представить себе сканер в работе, несложно понять, что он охватывает собой четверть сферы, т.е. назад, «за спину» и вверх «над головой» он светить не может. Отсюда вытекает его оптимальная подвеска — вдоль стен, рядом с задником сцены и т.д.
Луч сканера может менять цвет — стоит колесо светофильтров, рисунок луча — стоит колесо трафаретов, называемых гобо, есть диммерное управление лампой, механический стробоскоп-заслонка. К числу распространенных издевательств над лучом можно отнести эффект призмы (растроение пучка), вращение гобо, вращение призмы, ирис — изменение апертуры и т.д. Все это я опишу чуть позже, в главе о DMX.
2. Вращающаяся голова. В отличие от сканера, в котором источник света неподвижен, во ВГ перемещается непосредственно вся оптическая система. Таким образом движение головы проще всего описать в сферических координатах(эр, тета, фи), забыв про эр, которое будет фиксировано. Движение в координате фи называется Pan, тета — Tilt. Названия рекомендую запомнить сразу и навсегда.
Голова может охватить практически всю сферу, диапазон вращения по фи обычно простирается до 540-720 градусов, по тете — около 300-340. Подвешивают ее в основном «попой вверх», иногда ставят, все зависит от ситуации.
Среди голов можно выделить 2 типа: споты (Spot) и воши (Wash). Первый тип дает четко очерченный луч, в нем присутствуют гобо, иногда даже по нескольку колес. Приборы второго типа дают размытое равномерное пятно(спасибо линзе Френеля). Гобо в них отсутствуют, зато есть система синтеза цвета CMY(этот вопрос мы разберем опять же позже). Соответственно, споты используются для создании каких-то эффектных лучей, а воши — служат подвижным прожектором.
3. Полуинтеллектуальные приборы, как мы их в шутку называем. Они же — прожекторы следящего света, попросту пушка. Обычно идет в комплекте с ее оператором, который держит в луче артиста, танцора, животное, или что-то совсем неведомое. Есть приборы с DMX управлением, но не движением, а апертурой луча, стробом, диммером, цветом. Обычно на пушках обкатывают новеньких, чтобы они дальнейшую науку лучше постигали.

Еще одна группа — генераторы эффектов. Это всевозможные генераторы дыма, снега, мыльных пузырей, пушки для салюта из конфетти и т.д.
Вы когда-нибудь задумывались о роли дыма в светотехнике? Нет, это не как в «Ну, погоди!», это гораздо хуже. Любой луч света, распространяясь в атмосфере, будь то дым, вода, пар, становится видимым, а если он в сечении имеет какую-то форму, то становится красиво-видимым. В этом и заключается основная роль дымогенераторов.
Они в свою очередь делятся на генераторы тумана(хейзер), генераторы обычного дыма и генераторы тяжелого дыма. Наиболее применимы генераторы тумана — они создают слабую дымку, которая не мешает видеть происходящее, но вполне достаточна для придания объема лучам. Правда туман и хорошая вентиляция — враги, из-за чего приходится применять генераторы обычного дыма. Это как раз тот девайс, выплевывающий струю дыма, который, клубясь, медленно распространяется по помещению. Однако, струя сильно привлекает внимание, и поэтому не всегда желательна.
Генераторы тяжелого дыма стоят особняком. В них дым, прежде чем выйти, охлаждается в спецхолодильнике(еще есть вариант охлаждения сухой углекислотой) и стелется по полу. В результате получается красивый эффект мистического снежного поля и т.п.
все виды машин существуют также в виде веников и интеллектуалов. Сама жидкость состоит из воды, глицерина и некоторых присадок, мы потом их подробнее рассмотрим.
Генератор снега создает мелкие хлопья, которые, падая с достаточной высоты могут перенести вас в зимнюю сказку. Или не могут, если жидкость давно стояла без дела и теперь дюже вонючая.
Конфетти — думаю, все понятно. Мыльные пузыри — представьте себе баночки с пузырями, только там не одно колечко, а штук 10, и в роли вашего дыхания — вентилятор.
Да, к слову сказать на шасси вращающейся головы можно установить много чего — я встречал лазерные головы, дым-генераторные головы, головы-видеопроекторы и т.д.
Лазерное оборудования я пока не затрону. Это довольно сложная тема, требует отдельной статьи.

На сем закончу первую вводную лекцию. Вы, наверное, заметили, что в статье нет ни одной картинки. Так вот, это будет первым домашним заданием: используя Гугл и силу мысли, найти, посмотреть и почитать описания разных типов приборов. И заодно самостоятельно изучить такой вопрос как цветовая температура.
На десерт — видео с одного мероприятия, на котором я работал год назад. Это зал и фойе Ярославского дворца молодежи, на 5:15 появляюсь непосредственно я сам, с умным видом тыкая в 4 кнопки записанных световых программ.


P.S. Все-таки одну картинку я выложу. Качество никакое, фотографировал на мобильник. Вот это вот все — система управления лазерным шоу, которое я на днях настроил в цирке.
  • +5
  • 13 декабря 2011, 20:21
  • Temple

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
познавательно, +1
0
реквестирую обзор конструктивного исполнения плюшек на 5:05
0
А поподробнее можно?
0
коммент к нижней фотке: зрители думали он светорежиссер от Бога, но на самом деле он просто геймер классный :DDDDDD )))))))
+1
Ну да, только джойстики неплохо подошли к управлению интеллектуалами по Pan/Tilt и переключению гобо.
0
Upd: смотрел видео — молодец! ))))
0
уровень изложения оценить не могу — сравнивать не с чем, но по мне ужасно просто, доходчиво и интересно. Продолжайте. Статью читал взахлеб :))))))))))
0
Сам я уже три года как профессионально лазерными шоу занимаюсь, при помощи такого своеобразного компьютера, как Lasergraph DSP. Всегда меня и прочие устройства световые интересовали) уж давно поглядываю на алиэкспрессе на мини-головы на мощных светодиодах, и, пожалуй, после новогоднего чеса все-таки закажу одну для удовлетворения детского любопытства) Статья — гут! Весьма.
0
Одну голову не советую брать. По традиции обычно ставят четное количество голов, не из-за каких-то предрассудков, а из-за удобства написания программ.
А для чего именно собираетесь использовать голову? Просто поиграться или в лазерном шоу использовать?
0
Все зависит от успешности новогоднего чеса, авось и две сумею взять) хочется взять просто поиграться, да и исследовать заодно все возможности лазерграфа по управлению dmx-устройствами.
0
Вещи рассматриваются достаточно интересные, с нетерпением жду продолжения! Плюс!
0
Спасибо! Мало таких статей! когда-то инфу все по капле доставал и собирал… вот теперь и наказание мне — с этой статьи ничего нового))) Но когда-то было бы просто золотой находкой.
По манере написания — доходчиво, но местами мало углубления именно в тех. аспект… ведь именно этого мы здесь и ждем))
Спасибо!
0
Я подробно все разберу, по началу идут просто обзорные лекции — не хочется превращать их в простыню.
0
Честно говоря, статья оказалась интереснее, чем я ожидал! Ждём продолжений!
0
  • avatar
  • Deer
  • 15 декабря 2011, 19:55
Отличная статья. +1. Ждем продолжения.
0
  • avatar
  • _YS_
  • 16 декабря 2011, 22:55
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.