Теория и практика создания шоу. Глава 2. Интерфейс DMX512. Особенности применения. Основные виды систем управления(окончание).

К сожалению, из-за сильной загруженности не успеваю писать по статье в неделю, поэтому не обессудьте: буду публиковаться как получится. Год начался атипично: обычно январь — довольно глухой месяц в профессиональном смысле, но тут глухим выдался декабрь.
Итак. Следующий класс приборов управления это:
4. Связка ПК + USB(LPT)-> DMX под управлением каким-либо ПО.

В последнее время набирает популярность по многим причинам. Можно отметить следующие:
— практически ничем не ограниченная библиотека приборов, набор программ, возможность комбинирования, создание собственных макросов и т.д.,
— выгодное соотношение цена/возможности/качество. Так, средний набор контроллер + ПО обойдется от 20 до 50 тысяч рублей + цена ПК. За световую консоль с подобными параметрами придется уже выложить раз в 10 больше.
— многочисленные свободно распространяемые программы и схемы самодельных преобразователей интерфейса, что позволяет совсем уж сэкономить. К примеру, распространенная наработка DMX Manolator www.freedmx.com/ и бесплатная программа Freestyler 512 www.freestylerdmx.be/, неплохая подборка программ dmx512.svetla.org/software_en.htm. Да, существуют определенные ограничения, но на халяву хлорка творогом идет…
— 3D-визуализация. Имея довольно мощную машину, можно создать виртуальный макет помещения с расположенными приборами и, лениво тыкая мышкой/джойстиком/пр., не париться и создавать шоу наглядно.
Однако, найдутся много ложек дегтя. Например:
— отсутствие чувства «железа». Компьютер — это хорошо, но для живой работы он неудобен в плане оперативности: клавиатура и мышь не смогут обеспечить должной скорости. Эту проблему можно решить, применяя различные внешние контроллеры, в частности MIDI(как вы могли видеть на фото в первой главе), на фейдеры, кнопки, пэды, кнобы которых можно назначать разные функцию. Все это ведет опять же к удорожанию и усложнению системы, увеличению количества отдельных блоков и коммутации, что весьма неудобно в туровой работе.
— ОС имеет свойство глючить, причем в некоторых случаях серьезно. Я говорю, по крайней мере, о Windows, поскольку под MacOS и Linux не приходилось работать. О свете под Линуксом я не слышал, возможно, они есть, МакОС имеет довольно приличный фонд программ. Тут уже все решает желание, материально обеспечение и, конечно, иногда оголтелый фанатизм. Под всеми любимым Маздаем (немного модернизированным) работают профессиональные световые консоли, причем довольно успешно работают, что, однако, никак не умаляет достоинств других систем, но и не дает пищу для холиваров.
— выбор компьютера много значит, равно как и настройка системы. Управление лазерным шоу, которое я собрал на базе P-III с 256 мегабайтами оперативки, не позволяет пользоваться визуализацией, но на безрыбье и рак рыбой пойдет.

Немного про софт. Даже если у вас будет мощная машина со стабильной ОС и отличным неглючным интерфейсом, управляющая программа может все испортить. Приходилось встречать вроде раскрученные продукты не имеющие элементарных функций типа блэкаута, одновременной работы нескольких секвенций, ручного управления некоторыми параметрами приборов, участвующих в секвенциях (например, открыть/закрыть диммер при движении луча — одна из популярных фишек). К таким относится, например, Easy Stand Alone. В ближайшем времени я планирую сделать несколько обзоров программ и интерфейсов, в частности PR-512 + Freestyler 512 и Martin Light Jokey + Universal USB-DMX Interface.

5. Световая консоль. Монстрячее устройство, очень часто несущее в себе полноценный ПК под управлением какой-либо ОС.


Как правило, устройство может иметь до 10 и более потоков DMX512(при помощи дополнительных модулей расширения), обширную редактируемую библиотеку, множество всевозможных наборов (сетов) для разных парков приборов, управляться с мыши, клавиатуры, по MIDI, по сети, телефонным звонком, ай-фиговиной и т.д., одновременно может запускаться большое количество пресетов и секвенций, в том числе и дефолтные. К консоли можно подключать различные устройства по USB, LAN; а также дополнительные мониторы и звуковоспроизводящее оборудование Стоимость такого прибора обычно высока — от 400 тыс. рублей и до пределов ограничения фантазий.
Уровень вхождения — высокий, причем как на техническом, так и на художественном уровне. Естественно, что в небольшом кафе или клубе не имеет смысла применять световую консоль, область их применения — театры, цирки, прокатно-концертная деятельность, большие рейвы и т.п. Канонiчные устройства — пульты Hog от FLYING PIG SYSTEMS, которые, как и написано на их сайте, используют большинство профессионалов.
В чем состоит отличие консоли от связки ПК + интерфейс? Во-первых, чувство «железа»(присутствуют все необходимые элементы управления), во-вторых, грамотная конструкция аппаратной части, в-третьих, практически всегда стабильная ОС без излишеств. Хотя про консоль ETC Congo(на первом фото) я такое сказать не могу — несколько раз у нас почему-то сбрасывались текущие сеты, приходилось их восстанавливать из бэкапных файлов на флешке.

На этом краткий обзор систем управления я закончу. Как обычно, жду ваших вопросов. В следующих 2-3 главах я освещу особенности использования различных типов приборов, их взаимодействие с разными контроллерами. Если получится организовать видеосъемку, сделаю пару видеоуроков по практическому управлению приборами и программированию пультов. Но, повторяюсь, точные даты публикаций назвать не смогу — ибо работа, работа. И поскольку сейчас я начал приводить студию звукозаписи при цирке в свой настоящий вид, расскажу немного о коммутации, маршрутизации и работе с цифровыми микшерами.
  • 0
  • 17 января 2012, 21:15
  • Temple

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
посмотрел видео со световыми консолями — занятно выглядит…
0
Не скажу про остальные консоли, но пульты FlyingPig (WholeHog III) — это самый обычный PC + usb-контроллер DMX + usb-контроллер с кнопками и фейдерами + мониторы с touchscreen + софт (как правило Windows XPe с загружающейся оболочкой WholeHog вместо winGUI). С аппаратной точки зрения — ничего особенного. Главное как всегда — софт.
Думаю что и остальные серъезные консоли (Avolites, GrandMA) построены так же, их изнутри не видел.
Что касается приставок USB, то для брендовых моделей уже давно есть «лентяйки» в виде консолек с кнопоками/фейдерами. Как раз для «чувства железа». Ограничения лишь в глючности софта и невозможности нормально управлять одновременно большим количеством световых приборов (более 1024 канала DMX).
0
Лентяйки есть, но не всегда их покупка целесообразна, потому как цена ее отдельно может составить около половины цены комплекта интерфейса и софта, как и MIDI-контроллеров, но функционал не сильно радует. Получше и удобнее контроллеры-расширения для консолей, например к ETC Congo Junior и тем же самым Hog'ам есть выносные крылья, которые стоят как реальное крыло от самолета.
0
В том-то и дело, что покупка целесообразна когда оно действительно становится нужно. И никуда уже не денешься без лентяйки. Есть определенная грань, переходя за которую уже невозможно работать далее без реальных фейдеров и кнопок. Я-то что, у меня есть FlyingPig RoadHog и я его «продам» на любую работу, на которую позвали меня =) Но есть у меня и коллеги со связками Sunlite + AKAI APC40 или BEHRINGER BCF2000, которые так же спокойно заменят меня и отрулят среднюю площадку. Во-многом только благодаря наличию железной приставки. Я не беру конечно в расчет шоу или концерт уровня Олимпийского. Тут уже и мою консольку по-хорошему надо заменять на что-то классом повыше =)
0
Ну имея пару таких консолей, используя синхронизацию, можно и шоу в Олимпийском сделать. Как в той шутке про два фломастера.=)
0
Работал на Martin LightJockey с контроллером Fingers. Крайне удобное сочетание.
0
Никогда его не видел, только на картинке. Внешне очень удобная штука, но недешева.
0
Еще проблема в том, что их перестали производить уже лет пять-семь как, а софт весьма анально-огорожен на предмет других контроллеров. Вроде есть сторонние хаки, позволяющие управлять с любой миди-консоли.
0
Спасибо большое за статьи, продолжайте в том же духе! Очень интересно почитать )
Такой вопрос: не доводилось ли сталкиваться с пультами R2D2? Немецкие пульты, на основе PC, но с железными фейдерами и кнопками. Я на таком работал в 2000-2002, гениальный агрегат был. Интересно, развиваются ли они нынче…
0
Нет, лично с ними не приходилось работать, но рассказывал около года назад один знакомый, который как-то около месяца с ним работал. Ему он тоже понравился.
0
Уважаемый Temple подскажет какое техническое оснащение имеют шоу такого масштаба, как это всё управляется и как синхронизируется заранее созданная cdtnjdfz программа с относительно произвольной звуковой.
для ориентира вставлю это видео, хотя важен только уровень
www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=1osMXao32Ys

0
зы: просто любопытно =)
0
Камера слишком мечется, поэтому не все видно, но все же.
1. Интеллектуальный свет — есть как есть, подвешен в разных местах.
2. Шары на потолке, я так думаю, светодиодные прожекторы с внешней оболочкой из светорассеивающего пластика. Запрограммированы они не так уж необычно, но эффектно. Программы, скорее всего, либо запускаются оператором вручную, либо синхронизированы по времени с другими устройствами по коду SMPTE, его мы тоже рассмотрим попозже.
3. Все эффекты, типа пламени, дыма, стробы и т.д., скорее всего вынесены на отдельный пульт, который и синхронизируется с основным.
Консоль стоит серьезная, марку, естественно, не назову=). Если все делали самые суровые джедаи, то они обошлись только 1 консолью, хотя это трудно.
0
так те же впечатляющие плафоны (и им подобные недоэкраны) управляются по DMx512 или там применяется что-то другое?
0
99,999% то, что по DMX, единственное исключение — это контроллер наподобие контроллеров для больших светодиодных экранов. Но тут, скорее DMX, ибо нет на видео каких-то сложных картинок.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.