Теория и практика создания шоу. Введение

«Мастерство без воображения – это ремесло, дающее массу полезных вещей, вроде плетеных корзинок для пикников. Воображение без мастерства порождает современное искусство» Том Стоппард

Стимулом к написанию этой работы послужило, как, наверное, и всех других работ, недовольство устройством какой-либо части мира. В данном случае речь пойдет об одинаково, казалось бы, далеком и близком практически каждому искусстве создавать шоу. Что мы будем понимать под этим словом?
Не придираясь к происхождению и смыслу слова, я буду называть шоу вид аудиовизуального искусства, Однако, скажу, что все-таки культура и искусство — это разные вещи. Искусство должно быть инстинктивно и бессознательно, ритуально, а культура — это то, что призвано объяснять искусство для не догнавших, зачастую с переменным успехом. В дальнейшем я подробнее раскрою тему.
Итак, аудиовизуальным искусством для нас будет являться театральная постановка, концерт, цирковое представление, даже дискотека и т.п. вещи. Основная задача музыки и образа — состояние измененного сознания без, подчеркиваю, воздействия психотропных веществ. Если произведение справляется с задачей, мы его можем спокойно отнести к искусству.
Почему я завел разговор в это поле? А потому, что зачастую те, о ком будет вестись разговор — звуко- и светорежиссеры не до конца понимают свою роль, что приводит на выходе к тому бреду, который выдается за работу мастера. И это первый тезис — понять, чем вы собираетесь заниматься, что вы должны будете делать.
В эпиграфе я вынес высказывание оного драматурга, и не случайно. Наша(а надеюсь, вы все-таки примкнете к славной когорте) профессия требует от человека быть одновременно и физиком, и лириком. Раздельные варианты не подойдут. И хотя шанс встретить лирика среди физиков более высок, чем физика среди лириков, не стоит забывать, что вы должны справляться и с технической, и с художественной частью работы. Я видел много выпускников модных университетов, которые занимались у мастеров, были заграницей на разных курсах, но на деле не могли подключить DMX-кабель или разобраться в световом пульте. Видел также недо-физиков(а я считаю, что физик без воображения — не физик, равно как и математик), которые разобрались в технической части, но не могли создать ничего захватывающего. Поэтому второй тезис — учите матчасть и худчасть.
Ну, матчасть, понятно, спросите вы, а художественная в данном случае это что?
Визуальные световые образы обычно служат дополнением к звуковому ряду, за исключением, быть может, театральных и части цирковых представлений, на которых световое оформление служит для создания зональности, выражения эмоций и т.д. Концерты, дискотеки и т.д. требуют в идеальном случае абсолютно скоординированной работы светорежиссера с музыкальной составляющей. Обычно, все-таки, идеал недостижим, поскольку это весьма кропотливое занятие, и вы можете работать по 2-3 недели, чтобы создать визуальный ряд на полчаса, да и зачастую, зритель упускает детали. Но к идеалу все равно стоит стремиться.
Итак, третий тезис: гармоничное сочетание звука и света — залог потрясающего шоу.

Имея на вооружении, и следуя этим трем тезисам, вы уже можете приступить к обучению. Что-то не подходит для вас? Возможно, стоит поискать другую область применения. Ну, или просто почитать материал для общего развития.

Я полагаю, что заинтересуются следующие группы людей:
— музыканты разных стилей и формаций,
— работающие в сфере электрики и электроники в том случае, если их работа отчасти связана с местами культуры и досуга,
— те, кого манят мощные лучи спотов и вошей, киловатты звука и атмосфера шоу,
— и все, кому это стало интересно.

Свой учебный курс я разделю на части: свет и звук. Звук в свою очередь я поделю на концертный и студийный. Это не значит, что в том же порядке будет излагаться материал, скорее он будет излагаться по мере накопление информации в разных областях.
Отдельно замечу, что в этих статьях не будет ответа на вопросы вроде «как мне собрать свой усилитель для концерта» или «хочу сделать свой световой прибор, с чего начать?». Рассматриваться будут в основном готовые устройства, из которых собираются установки под конкретные задачи. Но постараюсь освещать проблемы ремонта и модернизации оборудования, а также проводить как можно более честные тесты разной аппаратуры.
Статьи по свету я буду маркировать тегом «Фотоны», а по звуку, соответственно, «Фононы».

На этом предисловие я закончу, в следующей статье перейду непосредственно к истории развития освещения, основным понятиям, а также дам список рекомендуемой литературы.
И, наконец, чтобы вы не думали, «а чо это за хрен такой мозг парит?», напишу пару слов о себе. Закончил я ЯрГУ им. П.Г.Демидова, физический факультет, по специальности физика (радиофизика), дипломную работу писал по имитационному моделированию акустики. В сфере звука и света работаю с сентября 2007 года, на данный момент времени на мне лежит студия звукозаписи при Ярославском цирке, система лазерного шоу там же, несколько местных клубов (в основном свет). С 2007 же года занимаюсь музыкально-экспериментальным проектом Temple, желающие могут ознакомиться с творчеством тут vkontakte.ru/templeproject.

Жду ваших вопросов. В ближайшие дни опубликую следующую заметку.
  • +1
  • 09 декабря 2011, 23:12
  • Temple

Комментарии (7)

RSS свернуть / развернуть
Вступление хорошее, тема интересная. По светорежиссуре, в частности, гугл сходу не выдал ничего полезного.
0
Очень заинтересовало буду ждать следующих статей с нетерпением!!!
0
  • avatar
  • Aneg
  • 10 декабря 2011, 10:49
как интересно. кафедра Радиофизики, а диплом по моделированию акустики… как вам такую тему одобрили? когда закнчивали?
0
Одобрили. Наша кафедра в направлении имитационного моделирования давно уже работает, правда в радиочастотной области, было несколько статей, в интернете, возможно лежат. А собственно, что акустика, что РЧ — суть одна, с небольшими поправками.
В этом году закончил.
0
Начало интригует.
Интересное изложение материала. Уже с нетерпением жду появления новых статей.
0
Статьи по свету я буду маркировать тегом «Фотоны», а по звуку, соответственно, «Фононы».
Тег «фононы и фотоны» тоже оставь. Также, рекомендую пользоваться автозаполнением тегов — предыдущая заметка отмечена тегом «Фононы и фотоны», а эта — «Фононы и фотоны.». Соответственно, клик по тегу в любой из них не найдет вторую.
0
  • avatar
  • Vga
  • 10 декабря 2011, 17:35
Исправил. Чисто машинально поставил точку.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.