SOT883B и ЛУТ, нет ничего невозможного

Всем привет!
Вчера нежданно-негаданно привезли сэмплы от NXP. Впечатлившись размерами корпусов SOT883B (1 х 0,6 мм), воспринял их как личный вызов и решил попробовать припаять.

SOT883B



Ничего функционального делать не хотелось, так как не был уверен в положительном результате, в итоге получилась следующая схема.

Схема

Рисовать такой корпус в спринте уже не очень удобно, не хватает увеличения, но в целом без проблем. Развел эту сложнейшую схему. Далее банальнейший ЛУТ, результат можно видеть ниже (дорожки 0,3 и 0,4мм, зазоры 0,2мм).

(Можно увеличить)
Печатка

Столько копий сделал просто для заполнения валявшегося кусочка текстолита, каждая платка 15 х 14мм.
Самый ответственный момент, припаивание транзисторов. Намазал на площадки немного паяльной пасты и поставил сверху транзистор, площадки практически не видел, ставил приблизительно, да и не такие у меня прямые руки, чтоб такую блоху точно спозиционировать. За неимением паяльного фена, использовал газовый паяльник (типа такого) в режиме фена. Транзистор немного подумал, потом дернулся и встал на площадки, ещё немного прогрел, чтоб весь флюс успел испариться. Собственно всё, транзистор припаян, с первой попытки и без каких либо плясок с бубном! Ровно так же всё прошло и со вторым транзистором. Остальное напаивал уже ручками, просто привычнее, чем пастой.

Резисторы типоразмера 0805, для масштаба…
Готовая плата

Ну и проверка работоспособности.


С улыбкой вспоминаю времена, когда шарахался от соик корпусов (было это всего годика 3-4 назад), считая их непоябельными, а эти транзисторы меньше ножки тех самых соиков, пора покупать микроскоп… Всё это писалось не для хвастовства (ладно и для этого тоже, но во вторую очередь :-) ), а чтоб показать, что нет ничего страшного в мелких корпусах, платы легко разводятся, без применения какого-то специального оборудования и сами детали легко припаиваются. У них только один серьёзный минус, если упадёт (зачастую даже не важно куда, просто выйдет из поля зрения), то искать уже бесполезно и приходится брать новый.
Спасибо за внимание и удачи!

Комментарии (43)

RSS свернуть / развернуть
Такие вещи создают проблемы с контролем качества.
А что можно как-то припаять, никто и не сомневается.
+1
Создают, согласен, но мы же о любительских поделках в первую очередь говорим, а там контроль не такой строгий, главное, чтоб работало. И пряма таки никто? Я вот лично сомневался.
0
главное, чтоб работало
Иногда ещё желательно, чтобы продолжало надёжно работать долгое время :)
+1
С этим не поспоришь :-)
0
хм… доведется встретиться с такими корпусами, попробую паяльником заеббабахать… благо всего 3 контакта…
0
зачет!
а транзисторы какой службой прислали? обычной почтой или экспресс?
0
мне федексом пришло, примерно за неделю
0
да, транзисторы действительно мелкие, примерно как 0402 рассыпуха
0
DHL'ом из Гонконга, вчера утром позвонил курьер, днем привезли, заказывал 30.06.
0
Молодец. А что за пасту использовал?
0
0
Вот это мелочь! Соики и 0805 по сравнению с такими просто монстры!
А вот паяльником такие уже никак наверное не получится.
0
Почему же, запросто. Эту штука по шагу ножек соответсвует обычному QFN, вроде акселерометров или CP2102. Нужно только точно приложить.
0
Ну CP2102 я паяльником запаять таки умудрился, а эта слишком уж мелкая, её невооруженным глазом и разглядишь то не сразу.
0
Не совсем так, у QFN шаг 0,5мм, а тут 0,35мм, выводы там хоть немного «торчат» наружу, тут же полностью под брюхом, ну и просто ухватиться за тот же CP2102 несколько проще. Очень сложно будет проконтролировать качество пайки.
0
Не совсем так, у QFN шаг 0,5мм, а тут 0,35мм
Гм, ну по моим расчетам было 0.4. Но тоже не так уж и далеко. В принципе, с нормами 0.2/0.2 должно получиться нормально, а такие нормы получить достаточно несложно как лутом, так и фоторезистом.
Что до «пады не торчат» — и фиг с ними, деталька очень мелкая и тепло доберется по дорожкам.
Но позиционировать такую мелочь проблематично, да. Паста хорошая автопозиционированием.
0
Спаял сейчас ещё одну платку, полностью паяльником (станция, конусное жало 1мм, меньше нет). Что можно сказать, вчера на всю плату ушло раза в два меньше времени, чем сегодня на один транзистор. Чтоб не закоротить площадки, приходится мазать много флюса, он сильно бликует и затрудняет и без того непростую задачу с центрированием детали. Большая нагрузка на зрение, реально не хватает микроскопа. Включение выявило непропай P-канального транзистора, пропаял ещё раз, заработало. Выводы — паяльником запаять можно, Но стоит ли оно того? На мой взгляд, это уже изврат за гранью разумного :-)
0
Ну так если запаяли паяльником то делитесь опытом (желательно с видео). Дня 3 как пришло, выкинуть — так это вобще не наш метод, а запаивать, так я просто в шоке если без паст и фена… Под феном я бы по-любому запаял, а под пиво не идет. Так что с вас в P. S. видеозапись про то как этот песок паяется паяльником.
0
Так же, как любой QFN:
1) Наносим маленькие и равномерные припойные капельки на площадки платы
2) Точно позиционируем детальку
3) Греем дорожки платы, чтобы на них расплавился припой и деталька припаялась.
0
У меня не получится показать процесс лучше, чем у Ди Хальта, да и возни много получается. Проблема не в шаге или выводах под брюхом, мелкая она, зараза, очень тяжело оперировать такой мелочью и тем более «2) Точно позиционируем детальку», пиво тут точно не помощник, минимум спирт медицинский :-)
0
На самом деле, лучший помощник тут — густой невысыхающий клей (точнее, что-то вроде замазки), который не будет мешать пайке (но и не отвалится раньше, чем поплавится припой) — чтобы держал деталь во время позиционирования.
0
А можно пример? Чет ничего похожего не приходилось видеть.
0
Есть специальные компаунды для этих целей. Используются при пайке смд на обе стороны платы. Компоненты садятся на компаунд с обеих сторон, затем паяются одновременно обе стороны.
0
Я и сам не знаю. Благо у меня есть фен и паяльная паста (в ней, кстати, аналогичный клей есть, для фиксации компонентов до пайки)
0
А какой смысл так мельчить?
На такую платку (15х15мм) даже выводные в TO-92 без проблем встанут. Тем более — для поверхностного монтажа, даже с шагом 2,5 мм.

Как — то непропорционально смотрятся такие мелкие детальки на почти пустой плате. Пока не придумал ни одной разумной причины, ради которой их стоило бы применять в домашних поделках.

Ну, абы как прилепили вы их. А кто может гарантировать, что там все контакты именно пропаяны, а не просто лежат на площадках?
И будет ли это работать через неделю или год…

Соревноваться с автоматами, котрые паяют такие детальки? Так автомат — все равно лучше и надежнее. Он такую мелочь сотнями на многослойные платы лепит…

А просто похвастаться — сделайте лучше какую — нибудь оригинальную и полезную схемку или программку. Это ценится намного выше, чем умение прилепить пару мелких козявок.
0
  • avatar
  • SWG
  • 12 июля 2012, 23:56
Я вроде как написал, что смысл лишь в проверке способностей технологии и своих сил, на текущий момент ничего более. Но теперь есть уверенность, что если потребуется, я смогу это сделать. Или кто-то другой прочитает и решится применить корпус, которого раньше напрасно опасался, те же QFN, в них много интересного и уникального есть.
Можно было поставить и 5мм выводные светодиоды, тогда плата получилась бы ещё больше и еще нелепее… TO-92 это замечательно (хотя SOT-23 мне больше нравится), но для них отверстия сверлить нужно, что мне не очень приятно делать.
Почему абы как? Зачем так категорично? Чем пайка феном и паяльной пастой принципиально отличается от автоматической? Спор ведь ни о чем получается, тогда и платы лучше сразу заказывать на производство со 100% проверкой, ведь ЛУТ может дать микротрещины, или непротрав или ещё какой-нибудь бяку, которая может проявить себя не сразу, гарантии то никто не даст.
Это любительские технологии, если плата нужна будет для ответственного применения или в серию, любой нормальный человек 10 раз подумает, стоит ли рисковать используя технологии из разряда «я вот однажды сумел подковать блоху, значит можно ставить на поток».
Я вчера сделал эту маленькую платку, получил от этого удовольствие и хорошее настроение, у меня всё получилось, у меня повысилась самооценка (чего мне очень не хватает по жизни), для себя я цели считаю достигнутыми.
+4
Уважаемый S.W.G., а вы бы что делали если-бы получили такие сэмплы? Я как начинающий сам в шоке что бывают такие корпуса. Для меня последний раз было в удивление паять такой-же песок только с выводами, а тут всё под пузом…
0
Если говорить серьёзно, я уверен, что уважаемый SWG подумал бы прежде, чем заказывать что либо, а не играл бы в популярные игры «Мне повезёт!» или «Удивите меня!» :-)
+3
Тем более, что транзистор стоит несколько рублей, его можно купить в ближайшем магазине (а не ждать месяц) и никто не мешает выбрать такой корпус, который тебе нравится. К тому же сэмплы зачастую делают девайсик неповторябельным.
0
Ну тут довольно много, быстро, нахаляву и мне все же нравятся мелкие детальки. Плата в статье конечно не лучший пример, но это proof of concept. Такое вполне может пригодиться собрать нечто реально мелкое, с использованием прочих деталек в таких корпусах как TSSOP и 0402 (в любительских условиях при наличии пасты и фена паяется без проблем).
Что до повторяемости — если требования не «нечто предельно мелкое», то такие транзисторы всегда можно заменить другими, типа IRLML2402, а иначе так и так придется искать транзисторы в подобном корпусе.
0
Уважаемый SWG вообще не любит мельчить и SMD. Но вот мне чисто по приколу нравятся мелкие детальки. Хобби же, и аргумент «мне так нравится!» здесь имеет не последнее значение.
0
Пропорции тут пофиг, такие платки делаются для отработки навыков работы с подобными корпусами. И да, первые экземпляры получаются «абы как», но по мере наработки навыков качество пайки быстро растет.
Соревноваться с автоматами, котрые паяют такие детальки? Так автомат — все равно лучше и надежнее. Он такую мелочь сотнями на многослойные платы лепит…
Вообще-то автоматы такие детальки не паяют, а только расставляют. Пайка делается групповым методом (волной либо рифловом). Рифлов, кстати, вполне доступный для домашних условий метод.
А просто похвастаться — сделайте лучше какую — нибудь оригинальную и полезную схемку или программку. Это ценится намного выше, чем умение прилепить пару мелких козявок.
Человек пишет в личном блоге то, что интересно ему. Представляет ли это ценность или интерес для других — абсолютно пофиг.
+2
Автор, молодец! А говорили мол из развитием промышленных технологий пайки компонентов и минитюаризацыей деталей, в любительских условиях станет невозможным пайка таких компонентов и что радиолюбителей будет ставать все меньше и меньше, потому что из прилавков магазинов почнут исчезать детали, пригодные для пайки в домашних условиях. Видимо ошибались.
Наверное лет так через 100, радио любители полностью освоят изготовление микро чипов и контролеров по 100 нанометровой технологии в домашних условиях =)
0
Работаю, не торопите :-)

habrahabr.ru/post/145373/
+4
Отлично
0
Уважаемые сограждане, пробовал кто-то печатать сублимационным принтером напрямую на текстолит, и, вообще, возможно ли это?
0
забей. забей сразу на уровне идеи. пока принтер не угробил.
0
А можно по подробнее?
0
напряги моск. почитай интернеты. мне лениво в стопиццотый раз растекаться буквами по клаве.
0
А пофлудить не лениво в сотый раз :)
0
не-а :)

ну и написать пару строчек не в пример проще, чем катать пару абзацев текста с описанием причин.
0
Ну а ты все же расскажи. Мне тоже любопытно. Хотя сублимационник явно не лучший выбор для печати плат — не дружит с тонкими линиями.
0
  • avatar
  • Vga
  • 20 сентября 2012, 16:09
да что тут говорить? неприменимость следует из принципа работы:
Внутри термосублимационного принтера находится нагревательный элемент. Между ним и специальной термической фотобумагой протянута специальная пленка, похожая на обыкновенный прозрачный целлофан. В этой пленке заключены красители трех цветов — голубого, пурпурного и желтого. При поступлении задания на печать пленка начинает нагреваться; достигнув определенного температурного предела, краска испаряется с пленки. Поры бумаги при нагреве открываются и легко «схватывают» облачко краски, после завершения печати — закрываются, надежно фиксируя частички пигмента. Печать осуществляется в три прохода, поскольку краски наносятся на бумагу поочередно. Многие современные модели принтеров завершают печать фотографии дополнительным прогоном, во время которого отпечаток покрывается специальной пленкой для защиты краски от выцветания или отпечатков пальцев.
Термосублимационная печать позволяет получать фотографии отменного качества. Здесь нет ни растровости, ни полосности, как при печати на струйных принтерах. Кроме того, изображение получается однородным, границы между чернильной каплей и бумагой нельзя разглядеть — по причине отсутствия этой самой капли. Такие фотографии очень стойки к выцветанию, поскольку краска находится не на бумаге, а как бы «впаяна» в нее. Еще одно преимущество — огромная цветовая палитра, которой располагает пользователь. Чем сильнее нагрета пленка, тем больше красителя испаряется и переносится на бумагу. Регулируя степень нагрева, можно воспроизвести мельчайшие нюансы цвета — от самых светлых, едва различимых невооруженным глазом, до насыщенных темных.
wiki. болд мой.

что для фотографов хорошо, для нашей задачи — очень плохо.
далее. принтеры обычно точатся под печать на бумаге и/или пластиках. а подготовленная медь по характеристикам весьма далека.

имхо, единственный рабочий вариант прямой печати — описанный в каком-то из номеров радио вариант печати на подслой желатина с последующей промывкой и втиранием тонера. но геморно это. хотя может быть вариантом отказаться от шаблона — печатать сразу на нанесенный фоторезист.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.