Электросамокат из шуруповёрта.

В интернете много всякого интересного видео, и просматривая в очередной раз ролики на ютубе, я наткнулся на обзор электросамоката RAZOR. Мне стало интересно на сколько этот вид транспорта популярен. Побродив по интернету, оказалось, что это весьма распространённая вещь. Позже отдыхая на Азовском море в городе Ейск, я воочию увидел промышленный китайский электросамокат с широкими колесами с тормозными дисками. Видимо те, у которых большие аккумуляторы и заряда хватает на 40км. Меня поразила мощная рама. Эдакий маленький мопед ))))). Цена самокатов подкупает. От 12000 за самокат с мощностью электромотора 350Вт. Но на этом я не остановился и нашёл несколько статей самодельных электросамокатов. Идея самодельного электросамоката из шуруповёрта мне очень понравилась и я решил создать свой собственный самокат из фанеры. А шуруповёрт применил какой то австрийский. Это была аккумуляторная дрель– шуруповёрт с ударом и 24В аккумулятором. Мне она досталась даром. Было конечно страшно вначале, меня посещали сомнения, хватит ли мощности двигателей, что бы везти мои 78кг живого веса ))), но их оказалось на столько много, что я не могу удержать самокат даже упираясь в асфальт, колёса начинают буксовать.

Начал я изготовление этого чуда с оценки размеров самоката на глаз, расставляя детские игрушки дочурки на полу. Затем определился с размерами колёс будущего самоката. На сколько я помню 140мм в диаметре.
Сбегал в магазин «Всё для сада и огорода» и купил 2 колеса за 180 рублей каждое. Затем склеил несколько листов формата А4 для разметки деталей в реальном масштабе. На нём я разложил колёса, начертил основание и изобразил весь самокат в профиль, в натуральную величину. Потом с неё я переносил изображения отдельных деталей на другие листы и наклеивал их на фанеру. И прям по ним вырезал детали. разметка электросамоката
электросамокат

Ещё в моей конструкции присутствует брус 40х50. Он служит для усиления площадки на которой стоит человек. Так как самокат изготовлен из слоёной фанеры толщиной 8мм, а площадка весьма длинная и вес на нее приходится приличный. Да к тому же она лежит плашмя, то без усиления она сломается даже под младенцем. Она и по сей день немного прогибается по краям. В планах это устранить, но на момент написания статьи, это только планы. Брус испытывался на прочность варварским способом. Отрезал мне нужную длину, одним краем положил на порог ванной комнаты, а другой на пол. Получилось 2 точки опоры по бокам. Середина полностью висела в воздухе. Брал свою маленькую дочку и мы вместе с ней прыгали как могли на середине бруса. Он не только выдержал, но даже и не захрустел.

Руль изготовлен из трубки предположительно титанового происхождения, так как такой прочностью алюминий и дюраль не обладают.
С торца рукоятки под правую руку расположен переменный резистор отвечающий за скорость самоката.
резистор скорости электросамоката

Сзади к резистору подпаяна маленькая плата с микросхемой к561ла7. Это у меня самопальный шим на ней реализован и находится всё это прям в руле. А вот силовой транзистор я применил IGBT на 60А, так как полевики IRFZ44Z в количестве 3 штук у меня вышли из строя сразу )))). Вы наверное подумаете, что я забыл параллельно мотору поставить диод от обратных бросков тока, но вы ошибётесь, если так подумаете. Я могу только догадываться, что транзисторы вышибло из–за прямых бросков напряжения, так как эти полевики всего на 40 вольт рассчитаны. Током их пробить сложно, я их запараллелил. А вот IGBT стоял у меня хорошо, он ведь на 600В рассчитан. Но однажды погазовав на песке его пробило. Я сначала был в недоумении, как же это случилось? Неужели он не выдержал по току? Но всё оказалось банальней. У меня двигатель ничем не защищен, а защитный диод припаян к его выводам. И тут я заметил, что эта гадина отвалилась одной ножкой от двигла. Решил не только переместить его на плату (для большей надёжности, что бы больше не отваливался), но и управление переделать на кнопочное. Ведь как показала практика, крутить газ во время движения не удобно, это ведь не мотоцикл. Хотя может я просто неудобную газульку сделал. Зато кнопочное оригинальней и функциональней, прикручу к ней динамическое торможение. А в перспективе и бортовой компьютер сотворить. Ведь МК уже будет стоять на готове. Да да, именно ему будет поручено управлять IGBT транзистором опираясь на сигналы с кнопок. А ещё закрывать транзистор перед тем как включить реле динамического торможения. Хочу реле применить автомобильное, у них достаточно высокий ток коммутации и они доступные.

Вообще я занимаюсь программированием только PIC микроконтроллеров, но давно хотел попробовать свои силы в AVR. Вот и пришла в голову мысль применить AT90S1200 валяющийся у меня без дела. Тем более это уже старинный предмет. Но на момент написания статьи, это только планы. Пока опишу всё что сейчас есть.

Аккумуляторы я купил один в один с источником бесперебойного питания на 7А/Ч и 12В. Две штуки мне обошлись в 1400р.
Аккумуляторы эти гелевые. В своё время я много начитался про них перед покупкой. Главным критерием выбора было то, что их можно без опасения вредных паров заряжать дома. Мой самодельный зарядник для автомобильного аккумулятора оказался кстати, ведь он ещё и автоматический, а гелевые аккумы страх как не любят перезаряда. Заряжаю я их током 500мА. С полностью заряженным аккумуляторами я ни разу не катался. Но предположительно их хватит на 40 минут интенсивной езды. По километражу тоже конкретного ничего не скажу, но он явно меньше чем хотелось бы ))). Километров 10 это предел. Жаль у меня смартфон умер, хоть по GPS проверить как быстро он едет.

Во время катания я заметил, что на переднее колесо приходятся очень большие удары даже от маленьких неровностей на дороге. Видимо это от того, что приходится стоять ближе к рулю, так как сзади много места занимают аккумуляторы. Вот и захотелось мне их переместить в перёд, пусть тусуются там, а вес ездока почти весь приходится на заднее колесо. Благо я купил колёса с запасом по прочности и 100кг на колесо это его номинальная нагрузка. По сравнению с передним, заднее колесо спокойно преодолевает препятствия и крепится в моей конструкции намного жестче.

Ну а теперь не много фоток и видео:










Процесс сборки


Примерка и изготовление


А вот и испытание. Правда снимаю мальца который попросил у меня прокатиться, но он видимо боится быстро ехать, так что до максимальной скорости он так и не разогнался:
  • +17
  • 26 апреля 2015, 22:50
  • alexeys3

Комментарии (95)

RSS свернуть / развернуть
Плюсую! Будущее за электротранспортом!
+1
Вы наверное подумаете, что я забыл параллельно мотору поставить диод от обратных бросков тока, но вы ошибётесь, если так подумаете.

Диоды какие ставили?
0
  • avatar
  • Alfa
  • 27 апреля 2015, 01:10
ставил 10A10
0
Ну тогда ничего удивительного что транзисторы вылетели.
10A10 — диоды общего применения, выпрямительные, низкочастотные, т.е. медленные
Пока-а-а у вас диод откроется — на транзисторе уже столько вольт, что у того волосы дыбом встают и работать в таких нечеловеческих условиях он дальше отказывается. :-)
Напряжение же на индуктивности при разрыве цепи подскакивает практически мгновенно — т.е. и гасить его нужно тоже как можно быстрее. Т.е. нужны высокоскоростные диоды.
0
Возможно я путаю, но, помнится мне, НЧ диоды закрываются медленно, а не открываются. Что, впрочем, тоже неприятно — могут возникать сквозные токи через транзистор и незакрывшийся диод.
0
Угу, точно. Перепутал. Так что не прав.
Сквозной ток… Больной перед смертью потел :-) транзисторы грелись?
0
транзисторы грелись умеренно. Взял радиатор по площади примерно половине помпьютерного. Диод вроде как был чуть тёпленький. Вот поставлю новое управление на самокат, тогда сразу и диод шоттки влеплю. Ну и само собой отпишусь о результатах заезда.
0
Спасибо за замечание. Я об этом даже не подумал. Может посоветуете конкретные диоды?
0
Могучий диод шоттки, тогда о времени восстановления можно не задумываться. Что-нить в духе MBR1640.
0
Да, Шоттки не повредит.
0
Схему проработать нужно. По хорошему, там и одного irfz44 должно хватить. Или полумост. Тогда и динамическое торможение с рекуперацией можно сделать.
+1
Ну не знаю, много всего пробовал. IRF540 стояли хорошо ровно до того момента как подавалась большая нагрузка. А они 28 Ампер держат.
0
А покажи схему. Алсо, какая у тебя частота ШИМа и какой драйвер затвора?
0
Покажу, но пока рисовать лень, ридётся немного подождать ))
0
Надо бы добавить какой-то «датчик присутствия», чтоб пустой самокат не уезжал.
Например тензорезистор (датчик веса) или большую кнопку на площадке.
0
Ещё как вариант. Добавить ручку схожую по конструкции с ручкой (сцепления/тормоза) мотоцикла, с самовозвратом. В неё встроить резистор. Бросил ручку двигатель остановился.
0
Еще есть вариант повторить конструкцию беговых дорожек. Сделать магнитный ключ, который за веровочку цепляемм на руку(одежду), а сам ключ магнитим к нужному месту на руле. При слетании с аппарата, ключ срывается и все останавливается.
0
иммобилайзер еще можно))
0
Чеку на браслете, как на водном мотоцикле.
0
Зачётная конструкция :)
Не слишком ли жёсткие и маленькие колёса чтоб по улице ездить? Есть конечно и гладкий асфальт, но сейчас модно тратуарной плиткой всё закладывать.
На фотографиях плохо видно самое интересное — деревянную зубчатую передачу :)
Интересно сколько двигатель и редуктор протянут, всёж не для таких условий эксплуатации рассчитаны.
+1
Зашел чтобы написать аналогичный вопрос про диаметр колес. Просто детский самокат (обычный, не электрифицированный) с подобным диаметром колес оказался неюзабельным при езде по тротуарной плитке, которой у нас покрыто практически все пространство вокруг домов.

И да, контракция и исполнение у автора зачетные :)
0
Неприятно конечно ездить с такими колёсами. Но дело не столько в диаметре, сколько в жёсткости колёс. Их бы надувными. И рама на кручение слишком мягкая. изгибается почти на 60 градусов ))) нужно уменьшить этот предел. Провисает не много, но совместно с кручением езда не комфортная. Передача пока держится молодцом, правда один раз камушек попал в зубья, клина поймала сразу, надо бы закрыть в будущем )) Но зубья не скололись, что очень приятно. А вообще я их пропитал суперклеем для прочности.
0
можно еще кат добавить =)
0
Гы… А я всё ждал, кто ж спросит… Даже удивительно, неужели никто не вспомнил? Или статья настолько хороша, что воплями КАТ её портить жалко?
0
Люто поддерживаю. Дико напрягает отсутствие ката
0
Добавил )) извините, я незнал про такие теги.
0
Было бы интересно покрутить bldc на таком несамокате. В том смысле, что на низкой скорости без датчиков это сложный режим, особенно при наличии сильного нагрузочного момента.

Самая сложная деталь, как мотор соединить с колесом. Остальное еще можно как-то слепить без особых инструментов.
0
Самая сложная деталь, как мотор соединить с колесом

У нас во дворе видел самодельный самокат с простой до безобразия конструкцией: двигатель закреплён подвижно на рычаге так, что ось двигателя ложится сверху на «шину» заднего колеса. Притом, «водитель» ногой нажимает на «рычаг» придавливая ось двигателя к покрышке (аналог «сцепления» ибо там бензиновый двигатель, подозреваю, что от бензопилы). Конструкция не особо внушает доверия – но судя по всему работает неплохо.
0
Видел конструкции с модельными двигателями без датчиков, с модельными же регулями. Вроде неплохо бегают.
0
Это не такая уж сложность если иметь в арсенале программу GEAR GENERATOR. Из фанеры шестерни вытачивал с помощью всего двух инструментов: ножовки — для выпиливания диска по диаметру, треугольного напильника по металлу — вытачивал впадины между зубьями. Просто по дереву на работе напильников нет )) Готовлю статью про робот пылесос, там половину шестерней самодельных. Некоторые диаметром меньше 20мм. Тоже на помощь приходит треугольный напильник. Правда такие мелкие шестерни лучше из оргстекла точить.
0
Вот порадовал. Браво! Над безопасностью надо поработать обязательно.
0
для увеличения дальности работы возможно поможет либо редуктор, либо большего размера колесо. Тем более если мощи у аппарата более чем достаточно. Самое то — поставить колеса побольше. И ездить приятнее будет, и скорость повыше, и дальность побольше. Только не надо сразу кричать, что ничего бесплатно просто так не бывает. Это понятно. Понятно так же, что на больших оборотах двигателя уменьшается его КПД, так что при равных прочих лучше, если обороты двигателя будут меньше при той же скорости.
0
Странно, я всегда считал что кпд коллекторного двигателя растёт вместе с оборотами.
0
КПД нулевой на холостом ходу и при остановленном двигателе. При некоторых «средних» оборотах КПД имеет максимум.
0

Добавить бы ещё ваттметр с передачей данных в компьютер, и можно будет снимать график КПД.
www.chipmaker.ru/topic/149685/
www.chipmaker.ru/files/file/11510/
0
Как механическую характеристику снимать я прекрасно знаю. Но есть у меня большие сомнения что если у одного и того же ДПТ с возбуждением от постоянных мангитов снимать с вала одну и туже мощность но при разных оборотах то при меньших оборотах эффективность будет больше. Хотябы по тому что на меньших оборотах изза большего тока будут больше потери в меди и в коллекторе, которые на мой взгляд именно для этого двигателя значительно больше чем потери в железе.
0
потери там не только в меди, но и в железе. На высоких оборотах это особенно критично. Давайте размышлять от простого: Что такое холостой ход? Это когда двигатель вращается без нагрузки. Т.е. вся энергия уходит на поддержание вращения. Соответственно КПД равен нулю. Поэтому, чтобы повысить КПД — требуется найти номинальную нагрузку на вал. Поскольку автор говорит, что его детище чрезмерно мощное — напрашивается вывод: Возможно двигло не столько самокат катит, сколько поддерживает обороты двигла. Тут нужно исследовать конечно.
0
снимать с вала одну и туже мощность но при разных оборотах
О, так вы подразумеваете изменение питающего напряжения? Это будет третья координата. Я пока предполагал только две: момент/скорость.
Но неважно, при заданном напряжении есть точка оптимума КПД. В обе стороны КПД снижается.
Как механическую характеристику снимать я прекрасно знаю.
Вы не читали тот документ и вам не нужно его читать.
Я когда-то тоже делал в школе лабораторную работу по физике. Но там была целая установка: мотор, шкив, ремень, два динамометра, счётчик оборотов, секундомер. График строился по точкам. Ужас.
0
Не могу сослаться на что-то, но можно проще, как мне кажется.

Достаточно измерить сопротивление двигателя, Kv, и зависимость тока от скорости без нагрузки. Дальше можно все пересчитать в кпд для любого режима работы.

А для низких скоростей достаточно посчитать потери на активном сопротивлении.
0
Я могу сослаться:
www.southernsoaringclub.org.za/a-BM-motors-5.html
Но это не проще, как мне кажется.
0
посмотрел вчера ролики про самокаты и электровелики
тоже захотел запилить себе
сейчас посмотрел в ебее — детский самокат на 16км/ч до 10км стоит 70 евров
32кмч и 10км стоит 350
есть получше за 500, но у всех один гимор — запас хода максимум 40км при весе самоката от 40 до 70 кг
70 это уже такой скутер и вроде даже для него права нужны и можно ездить по дороге

т.е. ничего вменяемого до сих пор нет
чтобы ехал 100км на одной зарядке, колеса были побольше, сидушка и скорость 30кмч хотя бы — по городу ездить
везде самая дорогая часть — батареи и стоимость электричества в европах 25 центов за 1квтч

6квтч это 1 литр бензина примерно
а как далеко можно уехать на литре бензина, если поставить себе на такой самокат двс от бензопилы там или газонокосилки?

кстати свой велик я купил за 450 6 лет назад и у него планетарный переключатель
на первой скорости педалей вообще не ощущаеш и едет он примерно 10кмч
0
Пожалуйста, поставьте Cut.
0
уже поставил
0
Очень понравился мне Volteco Generic Two S2 Eco
0
Вообще-то самая частая причина проблем с полевикаи — плохое управление ими. У вас драйвера ими управляют?
0
Сзади к резистору подпаяна маленькая плата с микросхемой к561ла7. Это у меня самопальный шим на ней реализован и находится всё это прям в руле.
В статье под фото с рулём, где резистор переменный показан как расположен.
0
Ыыы. Он про драйвер затвора, вообще-то. Надеюсь, ты не подключил затвор напрямую к выходу 561ЛА7?
0
Именно так и сделал ))) грамотно? )))
0
А частота ШИМ какая? Какой резистор между выходом ЛА7 и затвором? И покажи уже схему.
0
Я переборол лень и начертил схему, предварительно глянув номиналы деталей.
схема электрической части самоката
0
это жесть… микрушка K561ЛА7 не греется ли? Это какое-то живодерство на мой взгляд.
0
гораздо лучше работало бы, если бы вы поставили триггер шмидта ТЛ2. Там хоть не возникало вопросов с тем, как работает генератор.
0
ТЛ2 просто не было в наличии, но согласен, что её использовать лучше в данном случае. Кстати на схеме я ошибочно начертил подключение конденсатора С1 к ножкам 3,4,5 надо к 6 ножке. И сейчас сам в недоумении почему поставил килоомный резистор на затвор. Я обычно ставлю пару десятков Ом.
0
У них вроде столь зверское сопротивление выходных транзисторов, что они и КЗ выдержат. А там еще и килоомный резистор. А вот транзистор с таким управлением ИМХО будет неприемлемо медленно переключаться даже при частоте генератора в 200-500Гц.
0
А на ваш взгляд какого сопротивления нужно поставить резистор в затвор?
0
В затвор нужно поставить драйвер, такой как TC4420. А затворный резистор посчитать исходя из питания драйвера и допустимого импульсного тока. Для питания 12В, например, получится 2.2 Ом. А с 561-й — не меньше килоома, все правильно (кроме самой затеи вешать на ее выход мощный полевик без драйвера).
0
Микруха совсем не греется.
0
это не повод не поставить туда драйвер. без него транзистор открывается медленно и, даже при небольших токах, значительную часть времени находится в «полузакрытом» или «полуоткрытом» состоянии. В итоге он довольно здорово должен греться даже если частота ШИМ не велика.
0
ШИМ на медленной КМОП — это ужас…
Можно использовать драйвер.
Но, поскольку никаких дополнительных функций Вам не треба, замечательно пойдут специализированные ШИМ контроллеры.
Я, когда детский квадроцикл модернизировал, поставил такой вариант:
ШИМ для детского электромобиля ALEN
Достоинства:
-Распространенная, дешевая и проверенная микросхема 3843
-Дает четкие наносекундные фронты импульса на затвор полевика
-Простая гибкая схема
и, что очень важно, в отличие от 555 и т.п.:
-Имеет потенциальное управление!!!

На вход завел три сигнала: два с ПДУ с индивидуальными RC цепочками и с ДХ в педали, получилось супер!
0
А VCC микры ты подключить не забыл?
0
А она свободной энергией питается… :)

Подключить не забыл, на схеме линию забыл.
Собиралось всё на монтажке, схему вчера набросал.

ШИМ 20..25 кГц.
Транзистор FDB6670AL, выпаянный со старой материнки, на радиаторе в 3-4 кв.см.
Диод Шоттки, марку не помню, 2х25А 100В на радиаторе ок.10 кв.см.
Как выяснилось, площади теплоотводов даже на такой частоте избыточны, тепло практически не ощущается.

Входной диапазон напряжения определяется резистором R1, при 330к получается 2,5±1,5В, т.е. коэффициент заполнения ШИМ изменяется от 0 до 96% при изменении напряжения от 4 (0%) до 1 (96%) В.

Для педали используется ДХ ACS712 на 30А.
Он хорошо чувствует и внешнее магнитное поле. Снизу к плате приклеен магнит для смещения выходного сигнала ДХ до +5. На педаль латунным винтом крепится более мощный редкоземельный магнит. При приближении его к микросхеме напряжение плавно изменяется до 0В. Рабочий ход педали — около 12мм. Тактильно очень удобно, сам пробовал! Даже предохранитель спалил…
Педаль на ДХ ACS712
0
А чем рисуете схемы?
0
На sPlan похоже.
0
А она свободной энергией питается… :)

Подключить не забыл, на схеме линию забыл.
А сколько у тебя питание схемы? Если оно выше допустимого для затвора (как у ТС — 24В), то микру придется питать от стабилизатора вольт на 15.
0
Да, примитивный сплан.

Про напряжение ТС я не подумал. У меня АКБ 12В.
В данном случае нужен простенький стабилизатор на 12..15 В.
Либо полевик с допустимым напряжением на затворе 30В, такие тоже не проблема. В этом случае микросхему можно заменить на 3842.
0
Схему подправил, но своё сообщение уже не могу редактировать.

ТС можно поставить IRF540, он держит 100В на затворе, но у него сопротивление канала великовато, греться будет. Можно пару тройку в параллель или что-либо посовременнее, сейчас таких мосфетов пруд пруди.

Вот фото платы контроллера:
0
ИМХО, проще влепить 7815 или стабилитрон на 15В, чем связываться с высоковольтными транзисторами.
0
Охренеть.
Как они у вас вообще работают-то? 8-О :-)
0
Фанерные шестеренки я встречал, типовая технология мебельщиков при изготовлении фрезерных столов и т.п.
В самокате, боюсь, недолговечно будет…
А что касается АКБ, то Вам бы на литий стоило перейти. Меньше, легче, при частом использовании выйдет дешевле свинцовых.
Что-нибуть типа Такого
0
Думаешь уложился бы в 1400руб с литий-ионными акками? )))а плата контроллера заряда там уже встроена?
0
Нет, конечно. Дороже раза в два. Но потребительские качества в разводе выше:
— масса в разы меньше
— зарядить можно не за 7-10 часов, а за 2-3
— при активном силовом использовании гелевые не отдают полной емкости и Очень быстро умирают. Но это не мой опыт, в сети неоднократно попадались примеры-сравнения.
У меня своего сравнительного опыта мало, я в последний год на литий пару шуруповертов перевел, один на литий-полимерные, другой на LiFePO. По удобству — небо и земля. Раньше был обычный кадмий и один АКБ гелевый, свинцовый.

А по проведенной ссылке не только плата заряда, но и зарядник в комплекте.
0
Поиска, не в разводе, В РАЗЫ!
0
Да ёпрст… Не поиска, а ОПИСКА!

Почему здесь нет возможности редактирования комментария?
0
Я согласен, что литий в разы легче и лучше. Но я еле купил такие то. Про литий и говорить не чего. Все деньги на ремонт квартиры и дачи уходят. А пока дело даже не в плохих аккумуляторах. Я никак не подберу детали для управления двиглом по средством ШИМ с помощью PIC16F84A. От AT90S1200 отказался. Так как у неё отключен бит программирования через SPI. А FUSE DOCTOR у меня не пашет (((. Может виной то что прошивка под DIP, а я использовал TQFP44 корпус. А там 2 линии порта добавлены. Может настройка выводов не совпадает. Одним словом пока не разобрался. Да и восстанавливает он заводские настройки, а AT90S1200 как раз с заводскими настройками только параллельным программатором программируется.
0
Какие детали? Линейный стаб с парой конденсаторов?
И для чего Вам программирование по SPI? У Вас что, мультипроцерная система?
А Пересаживаться с AVR на Pic, это круто…
Тогда уж на Stm32/Stm8, это дешево, функционально и есть полноценный ОТЛАДЧИК.

З.Ы. Вчера в местном велогараже дочке велосипед покупал, так обратил внимание на электросамокаты. Цена 5500руб! АКБ литий, на 12 км, скорость до 10км/ч…
Что меня еще удивило, это ременный привод!
И очень легкий и бесшумный ход.
0
IGBT транзистор и диод Шоттки. Транзистор вчера забрал с почты, а вот шоттки пока не нашёл.
0
Эти детали к типу МК никакого отношения не имеют.
А что, появились новые IGBT с падением менее вольта? :-D

Увы, но сейчас их удел — относительно низкочастотные высоковольтные схемы.
В низковольтных (менее 100В) они MOSFET/HEXFETам не соперники, любой IGBT при 24в на 20кГц будет рассеивать 5...10% коммутируемой полной мощности, а это много.
0
Выскажу пару предположений, почему у Вас сгорели IRFZ44Z и возникло стойкое неприятие к -FETам.
1. Они были совсем «китайскими».
На своем опыте убедился, что на подаренном IRF540 с ебея падение напряжения составляет аж 4 В при 5А и 12в на затворе, что соответствует около 800мОм вместо 44 положенных!
2. Сыграл роль вышеупомянутый медленный диод, почему именно- вариантов несколько.
3. Добавили своё медленные фронты с маломощной кмоп микросхемы.

Не изобретайте велосипед, мосфеты здесь вне конкуренции. Можно, конечно, сделать и на IGBT, и на биполярных, и на тиристорах, но самый эффективный, простой и НАДЕЖНЫЙ вариант — МОСФЕТ.
+1
еще мосфет может сгореть от неэффективного управления затвором.
0
Безусловно.
Достаточно посмотреть характеристики использованных сожженых транзисторов и вспомнить, что они управлялись маломощной медленной КМОП микросхемой, да еще запитанной от 5 вольт!!!
И что я сразу параметры транзистора не глянул?
Сразу всё ясно стало бы.
0
У, как все печально при Vgs=4.5V…
медленной КМОП микросхемой
Да не, скорости у нее более чем достаточно, ЕМНИП 561-я серия до мегагерца применяться может, а тут менее 500Гц.
Но вот выходной ток… Без драйвера она с затвором справится разве что в режиме включить/выключить раз в полчаса.
0
IRFZ44 вообще нельзя использовать при питании драйвера 5В!
Да еще заваленные фронты из-за слабого выхода (К%:! при 5В питания с трудом несколько мА обеспечивает).
Ему на затворе нужно не меньше 6-7В в открытом состоянии.
А тут 5В с заваленными фронтами.
Вполне естественно, что он (они) сгорел(и). Элементарный тепловой пробой. Причем, он может быть даже локальный, корпус с радиатором мог и не успеть разогреться, а кристаллу уже конец.

Советовать дело неблагодарное, но рискну предложить как оптимальный вариант:
ШИМ на 3843 (или на крайний случай на 555) с тем же транзистором IRFZ44 (а можно и посовременнее найти, с меньшим Rds) и диодом Шоттки не менее 10А на теплоотводе (выдернуть из любого компьютерного БП).
Схему запитать без всяких стабилизаторов/стабилитронов напрямую от ОДНОЙ АКБ. Потребление у неё мизер, на несколько порядков меньше рабочего тока двигателя, поэтому проблем не будет. Свинцовые АКБ самобалансируются при заряде, но здесь это и не важно.
0
Даже если К561 запитать от 12В (она до 15), транзистор откроется полностью, если успеет, но греться будет из-за длительных фронтов.
Да и 500-герцовое пение не особо приятно, мягко говоря. А про 25кГц и говорить нечего.

Можно с любой старой материнки МОСФЕТы и диоды Шоттки сдуть. Они обычно на 30-40В, здесь даже этого должно хватить.
0
Да и 500-герцовое пение не особо приятно, мягко говоря. А про 25кГц и говорить нечего.
Кхм…
0
Вот и я о том. Схема ТС могла бы работать, будь на выходе К561ЛА7 драйвер затвора (хотя бы на паре маломощных транзисторов) и достаточное питание оного, но в таком виде… Явно нет.
UC3843 — очень хороший вариант, она дешевая и может качать мосфет напрямую (1А выходного тока — вполне неплохо).
Схему запитать без всяких стабилизаторов/стабилитронов напрямую от ОДНОЙ АКБ.
Я бы все же поставил стабилизатор. С аппетитами UC384x справится даже 78L.
0
Я бы все же поставил стабилизатор. С аппетитами UC384x справится даже 78L.
В вашем случае, думаю, смысла никакого нет.
Потребляет она мало, и потребленная ею энергия будет на порядок меньше разброса емкости аккумуляторов.
А МОСФЕТЫ она действительно хорошо качает. Собственно, для того и создана.
В выше упомянутой мной схеме фронты меньше 5 нс, на ощупь вообще незаметно, чтоб транзистор грелся. Потребление около 5-10 А (но предохранитель на 10А сгорает в первую же минуту).
0
Ну, начнем с того, что случай не мой, а alexeys3.
По поводу стабилизатора — можно и без него. Но я бы поставил чисто «для порядка» — помехи фильтровать, просадки от работы мотора и все такое. Ну и по мелочи — например, проще иметь только два провода от акка, а не три.
0
стабилизатор там, вобщем, ни к чему — UC384x и так 30 вольт держит. типичные полевики тоже 20 вольт на затворе выдерживают, так что из этих соображений тоже, вроде как, смысла нет.
0
типичные полевики тоже 20 вольт на затворе выдерживают
Но не 27 же, которые выдаст свежая батарейка.
Более забавный случай, если применить не 3843, а ее аналог с UVLO на 15-16В. Там придется укладывать питание в узкие (и довольно неудобные) рамки между UVLO и Vgs.max.
0
Но не 27 же, которые выдаст свежая батарейка.
Сорри, я почему-то был уверен, что батарея 12В. Впрочем, многие транзисторы держат и 30В на затворе, особенно мощные.
0
Да, но все зависит от того, где закупаться. Мне, например, зачастую проще взять дешевые и распространенные IRFZ44, UC3843 и 78L12 в местном магазине, чем собирать оправдывающий доставку заказ в инет-магазине или бегать, выясняя какие транзисторы есть в местном магазине и какие из них 30-вольтовые.
0
Да, вобщем, логично. К тому же тут вполне подойдет и простейший стабилизатор на транзисторе и стабилитроне — качество стабилизации, вобщем-то, пофиг.
0
здесь можно применить транзисторы серии IRLML. У них при 5 вольтах хорошее открывание
0
Здесь это не важно, с напряжением проблем нет.

З.Ы. Мы здесь пытаемся скомпоновать что-то простое, дешевое и надежное, а ТС, возможно, собрал драйвер на транзисторах к генератору на К561 и спокойно разъезжает на IGBT. И плевал он на то, что это получилось дорого, неэкономично, с большим радиатором и т.п. Ведь работает!
;-)
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.