сверление без CNC

Особенность процесса изготовления плат с металлизированными отверстиями — оверстия сверлятся в самом начале. И это создает немало неудобств. Я долго мучался подбирая способ переноса разметки на заготовку, но либо получал плохую точность совмещения, либо при чуть лучшей точности процесс становился крайне трудоемким и чреватым ошибками. Решение оказалось простым и удобным…

… и в некотором смысле очевидным. Раз способ использующийся для плат без металлизации (добавление слоя отверстий в фотошаблон) позволяет получить то, что нужно, то почему бы не использовать такой же подход и тут? Поскольку на этом этапе дорожки, естественно, не нужны, то я сделал фотошаблон из одних только отверстий, причем все отверстия ужаты до одного диаметра (собственно, так же как это делается для плат без металлизации), то есть по сути остаются только центры отверстий. Затем, как обычно, наносим фоторезист на одну сторону заготовки (вторую сторону нужно заклеить, например, широким скотчем), экспонирование, проявка, минута купания в травильном растворе и удаление фоторезиста. На выходе получаем идеально размеченную заготовку. В добавок фотошаблон удобно использовать для контроля сверления (что бы не пропустить чего-нибудь). Плюсов хоть отбавляй — точность (руками так не сделаешь), все отверстия переносятся за один этап, количество роли не играет, разметка не съезжает, под нее не набивается стружка и так далее. Из минусов, разве что, необходимость наносить/экспонировать/проявлять фоторезист, да то, что расход фоторезиста растет. Вторую экспозицию тут делать не нужно, плата купается в травилке не долго. Вобщем, пока сверление делается вручную, этот метод, видимо, даст наилучшие результаты по точности совмещения. Да, оказалось удобно в этот же фотошаблон добавлять рамку по размеру платы — гораздо удобнее ориентироваться где какие отверстия (по диаметру), да и просто удобно видеть границы будущей платы на заготовке (например, для правильного креплении заготовки перед гальваникой).

Еще одно полезное наблюдение (вдруг кто не знает): в процессе сверления очень удобно использовать большую линзу с 1.5-2х увеличением на гибкой ноге. Они, обычно, используются при монтаже мелких компонентов, но оказалось, что для сверления эта штука тоже весьма и весьма удобна.
  • +5
  • 26 июня 2012, 00:43
  • evsi

Комментарии (21)

RSS свернуть / развернуть
метод конечно отличный, но жаба категорически протестует против такого расходования фоторезиста…

с другой стороны… на стоимость брушлесса, дохлых принтера и привода можно закупить столько резиста под подобные технологические цели, что хватит на много лет…
0
Так отож. На мелких платах еще как-то удается получать приемлемое сведение, но на платах побольше нормального результата не получается. Да и мое время мне дороже, чем кусок фоторезиста, а тут все отверстия переносятся тютелька в тютельку в один проход. Когда количество переходов перевалило за полсотни я банально обломился кернить шилом столько отверстий. А по такой разметке визуально даже сверловка получилась лучше, чем обычно у меня получается на платах без металлизации.
0
да я ведь не спорю. но червячок где-то там внутри грызет… ;)
0
минута купания в травильном растворе и удаление фоторезиста
А зачем купать в растворе а потом снимать резист?
Разве не лучше сверлить прямо по резисту (после проявки)?

Кроме того, помню где-то во время обсуждения подготовки платы к накатке резиста, кто-то дал совет окунать текстолит в травилку на пол минуты а потом просто смывать. Но в том обсуждении пришли к выводу что после окунания в травилку, даже на короткое время, поверхность становится шероховатой и адгезия нанесенного потом резиста ухудшается.
А Вам же после сверления нужно будет еще один слой резиста наносить что бы собсвенно дорожки вытравить.
0
Протравливаются только центры отверстий, которые потом все равно высверливаются. По фоторезисту сверлить не так удобно, да и не хочется, что бы в отверстия что-то попадало в процессе сверления, а поскольку размечаются именно центры, то часть фоторезиста неизбежно будет попадать в отверстия. К тому же у меня достаточно сильная травилка, за минуту в фольге получаются довольно глубокие ямки, которые не так просто повредить или стереть, а фоторезист в этом плане куда как менее надежная штука.
0
кста о травилке.
медь? можно подробностей? интересно ведь…
0
Я как-то писал — серная кислота (электролит) + перекись + поваренная соль. Причем соль, похоже, расходуется, так что этот состав хоть и похож на лимонку с перекисью, но реакции несколько отличаются. Травит — просто ураган, при комнатной температуре минут за 5-6 появляются первые протравы до основы. Но травит исключительно равномерно и довольно бережно относится к фоторезисту. Правда не прощает даже мельчайших дефектов на нем.
0
А какие пропорции применяете? Я травлю в лимонке с перикисью и солью, и вот тоже всё смотрю в сторону электролита. Хотя лимонная кислота тоже вполне хороша. Пока не кончится :)
0
Я продолжаю делать «на глазок». А вообще вот в этой теме все очень подробно, в том числе правильные пропорции (я как раз дал линк на страницу, где они есть).
0
Благодарствую!
0
Понял
то есть по сути остаются только центры отверстий

А вот этот момент я как-то пропустил когда читал первый раз.
То есть по сути травятся только центра. Ато я после первого прочтения понял что на шаблоне просто пятачки без дорожек. А у Вас по сути все залито резистом только центра пятачков (собсвенно будущие отверстия) открыты для травления…
0
Точно. Причем центры мелкие совсем, 0.25мм.
0
Если сверлить не твердосплавом, то канавки центрую сверло. ФР с этой задачей не справится.
0
Я таким же способом делаю. Только простейший станочек всеравно нужен, иначе отверстия на противоположной стороне не всегда совпадают с шаблоном. Отличный станок получился из школьного микроскопа.
0
У меня дремель и родная дремелевская станина, так что с этим все в порядке. Да и сверлить твердосплавом без станины дорогое удовольствие.
0
Зачетно. Я до такого не догадался. А что если стравливать отверстия до текстолита? Центровка сверла качественнее (правда для твердосплава не канает), разметка четче.
0
ЗЫ. Опять же, сверла меньше тупятся.
0
Да, можно вполне стравливать и до текстолита. Единственное что, в этом варианте нельзя добавлять в фотошаблон рамку, иначе получится прямоугольник электрически не соединенный с остальной медью. А так — вполне. Кстати, центровка вполне работает и на чуть затупившемся твердосплаве.
0
Разовью :) А что если совмещать шаблоны и стравливать отверстия с двух сторон? Заусенцев с обратной стороны не будет, зенковка не нужна. Но это уже в порядке бреда.
0
Совмещать гораздо проще и удобнее, как раз, по готовой сверловке. Да и зенковка не будет нужна только если с обратной стороны будут полные отверстия а не только центры. Впрочем, я не зенкую и так.
0
Я попробовал просто распечатать отверстия на самоклейку, приклеить ее на заготовку и сверлить по ней. Самоклейка снимается легко, что не снимается-- счищается в процессе зачистки заготовки перед металлизацией. При моих кривых руках точность получилась феноменальная, детальки встали без перекосов.
0
  • avatar
  • crab
  • 17 августа 2012, 16:10
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.