Кружок электроники

Не за горами сентябрь месяц, а это означает, что мне, товарищу __YS__ и ещё нескольким прекрасным людям надо будет идти в любимую школьную лабораторию компьютерной физики и учить подрастающее поколение азам электроники. Я уже потихоньку закончил свои дела и путешествия по живописным велодорожкам Финляндии и в очередной раз задумался, чем же в этом году увлечь толпу школьников. Поскольку 4 головы хорошо, а всеобщий разум паутины лучше, то решил обратиться сюда. Очень надеюсь на ваши советы.
Начну по порядку:
1. Имеем пару аудиторий в ФМЛ30 с некоторым количеством оборудования(компы осциллы), одну группу, которая занималась в прошлом году(рассказывали основы, паяли мультивибраторы, и всякие там приёмники передатчики) в основном 9 класс, и вторую группу, которую планируем набрать в этом году. И четверых энтузиастов с небольшим количеством свободного времени.
2. Хотим заинтересовать детвору, и научить что-то делать руками.
3. Надо что бы под конец года были сделаны работы с которыми можно выступить на школьных конференциях.

С группой новичков традиционно будем заниматься аналогом (мультивибратор радиоприёмник, передатчик, рация), а с теми, кто был в прошлом году, займёмся цифрой и МК.

Предварительно решили, что с второгодниками будем осваивать MSP430 так, как можно закупиться ланчпадами и не маяться с программаторами для AVR (FT232 я боюсь они ещё не распаяют, а делать самим 15 программаторов, как-то тяжко, покупать дорого самый простой программатор в магазине вроде около 600руб стоил). Помигать светодиодами, сделать эмулятор таблетки для домофона, а после нового года, объединить усилия и попробывать сделать квадрокоптер (контроллер, пара акселерометров, без коллекторные движки и радио управление).

Сейчас нахожусь в раздумьях, что под конец года делать с новичками(10 раций на конференцию не потащишь), на чём делать монтаж во время обучения: макетки без пайки, слепыши, навес на картонках, или травить ЛУТом, фоторезистом. От чего лучше питать схемы: батарейки, выводить питание от компов или покупать китайские адаптеры, ну и куча других важных мелочей.

Хотелось бы узнать, если Вы в детстве посещали подобные кружки как там проходил процесс обучения?

PS Извините, что несколько сумбурно, только домой из похода принёсся, а времени подготовиться к уч. году осталось мало.

Комментарии (100)

RSS свернуть / развернуть
Для обучения — то, что буржуины зовут breadboard. Ничего лучше для «попробовать потыкать» человечество пока не придумало.
0
  • avatar
  • _YS_
  • 14 августа 2011, 16:10
Угу, а паять дети как не умели так и не научаться.Нам конечно проще раздал платы, сказал, то куда втыкать и всё хорошо, но у меня сердце кровью обливается, когда я вижу их пайку, тонны припоя(чем больше, тем крепче, и практически нет флюса, дёрнешь оно и развалится). ИМХО пускай паять учаться, только пока не понятно на чём. (ЛУТ, слепыши, или платы где-то заказывать)
+1
А что такое слепыши?
Макетки — это в любом случае для макетирования. Для более полезных же поделок — учить делать и паять платы. Ну и вообще пайке обучать.
Кстати, о платах) У нас руководитель был довольно суровый) Так что платы мы пилили напильником до соответствия чертежу, прямых краев и отсутствия заусенцев) Не то что сейчас некоторые просто выкраивают ножницами, да так и оставляют.
0
Для питания, ИМХО, лучше всего лабораторные блоки. В принципе, несложные ЛБП (компенсационный стабилизатор на рассыпухе, LM317 или TL431) вполне можно сделать силами новичков, в порядке обучения. Хотя в том радиокружке, куда я ходил, сеть рабочих мест (ЕМНИП двухполярный регулируемый стабилизатор плюс тиристорный регулятор паяльника, питание от сети 36В, обеспечиваемой здоровым трансом) так до ума и не довели — затеявший это дело руководитель уехал, а новый не стал заниматься этим проектом.
10 раций на конференцию не потащишь
А по какой схеме рации? Когда-то это было одной из моих областей интереса, хотя в конечном итоге так ни одной рации я и не собрал :(
0
  • avatar
  • Vga
  • 14 августа 2011, 16:21
Для плат подпшел бы вариант с резаком из ножовочного полотна.
0
Пару раз пробовал им воспользоваться. Во второй раз оказалось, что нарисовать и вытравить таки проще.
0
Под слепышом я имел ввиду макетку — текстолит с кучей отверстий и залуженными пяточками вокруг них.
По поводу БП изначательно хотели купить лабораторные БП, но оказалось оч дорого — около 3 т.р. на рабоче место.
0
К сожалению для того, что бы делать ПП с самого начала — пилить, травить сверлить нет ни места ни времени. Получается очень грязно и долго, за каких-то 4 часа в неделю не успеть(самим надо ещё доучиваться, да и деньжат заработать хочется, школьный кружок-хобби существующий только на энтузиазме). Пыль от текстолита + грязь от ХЖ. Под конечные устройства конечно будут полноценные печатки, а вот что-бы спаять мультивибратор, поиграться с контроллером — т.е. собрать на одно — два занятие схемку, понять как она работает, и собирать следующую
0
Я бы так не сказал. В среднем, на изготовление платы уходило не более занятия (не считая трассировки, разумеется). И это еще был не ЛУТ, так что довольно много времени уходило на кернение отверстий и рисование дорожек. Да и платы выпиливали ножовкой. Если вырезать их ножницами, забить на обработку напильником (это недолго, но грязно, хотя в условиях кружка это было несущественно), накатывать рисунок ЛУТом — уходит менее получаса на плату, не считая травления.

Для «поиграться с контроллером» — демоборд плюс макетка-бредборд (все хочу себе приобрести, но руки не доходят...).

FT232 я боюсь они ещё не распаяют
Не обязательно на FT232 кстати, можно и на МК в ДИПе сделать. Учитывая, что компы в таких местах обычно древние — не будет проблем с подключением через COM-порт. Впрочем, и USB-погроматор — упрощенный допер, протоссовский USB AVR910 или USBasp (по моему, наименее удачный из всех трех) ненамного дороже выйдет. Лончпад, впрочем, штука хорошая, но стоит учесть — там довольно бедная периферия и могут завернуть на таможне (зато, правда, там есть отладка в железе — это здорово).
0
там есть отлажка + воткнул в ЮСБ и сразу можно светодиодом поморгать, зато AVR распространённее и док к ним больше, вот и сидим голову ломаем.
0
Да не ломаем, я почти методичку по MSP дописал. :-)
0
Ну в теории есть еще такой вариант: если в кружке не сотни рабочих мест, а десяток-полтора, то БП можно сделать из компьютерных ATX БП. Их, в свою очередь, можно найти на многочисленных электрофорумах. Для такой цели, я уверен, их просто забесплатно отдадут. Там есть 3.3 и 5 В, что самое ходовое. 12 В на всякие двигатели пойдет. Ну и еще можно комбинацию делать, вплоть до 24В. Это если паяльником туда даже не лазить.
Правда, с защитой по току надо что-то придумать. Либо проверять хорошо перед включением свежеспаянных устройств ;) В процессе обучения полезно же спалить железку другую!
0
У АТХ хватит сил железку не спалить, а взорвать или поплавить) Я один раз уже сжег ножку у транзистора :)
0
Еще бы, 10 ампер по 12 вольтам на 400 ватнике.))
0
10А? У меня 48А на 600-ваттнике. На 400-ке минимум 18А, если она старая (тех времен, когда еще не все от 12В питалось, как скажем Zalman ZM-400B). На более новых 400-ках — 24-30А.
0
P.S. Ножку я впрочем сжег не им, а обычным НЧ трансом, ватт так на 200.
0
Проглядел)) На шилдике 300ватт написано, с чего я 400 взял. И там же 12V — 10A
0
Ну это древний китай. В принципе да, именно он и является главным кандидатом на роль «лабораторного». Алсо, он еще по +5В ампер сорок отдать может.
А в режиме «ща сгорю», если защиты от сверхтока нет, то еще больше.
0
Oh, facepalm.
0
Может кто-нибудь ещё вспомнит, какие девайсы делали, что-бы не очень сложно и интересно было, а то от усилителей, которые не очень то незнающему человеку и покажешь дети нос воротят. Надо что-бы мигало, пищало и шевелилось.
0
Лично я делал приборы. Генератор (синус 2кГц) и блок питания (этого монстра я позже домой забрал, правда до сих пор не восстановил). На блок питания правда ушло более года, часов по 8 в неделю. Но он довольно суровый (10кг, 3-30В, 5А), так что работы было много.
По поводу БП изначательно хотели купить лабораторные БП, но оказалось оч дорого — около 3 т.р. на рабоче место.
У меня BAKKU BK-1502D+. Стоит вроде рублей 600. Дрянь, правда. Но лучше китайских адаптеров. А остальное… Батареек не напасешься, из компа лучше не выводить — спалят мигом.

Так что я бы подумал в сторону ЛБП силами новичков. Туда правда нужны трансформаторы, либо один большой транс и протянуть от него сеть 36В 50Гц (хотя лучше меньше, выше 15В редко нужно, а рассеивать 30В в виде тепла — тоже не столь простая задача, хотя, в принципе, можно сделать питальник на MC34063 — дешевая и весьма простая).
0
Предложите собрать простейшего робота, который к примеру ездит за пятном света или наоборот убегает от него. Там даже микроконтроллера не надо, а детальки по идее можно найти или в старых игрушках или купив дешевую машинку на батарейках. Чтобы мигало и пищало, можно навесить светиков, которые например показывают куда робот поворачивает и пищалку какую, чтобы как R2D2 пищал:)
0
ИМХО

Изучать весь первый год всякий аналог это не есть гуд. То есть научится паять непрограммируемые схемки это конечно нужно, но надо как можно быстрее переходить к МК. Кстати, почему-бы не взять для обучающих целей ардуйню?

Второе, что мне показалось странным — msp430. Зачем? Только из-за того, что есть ланчпады?! Проблема в том, что придется учить школоту языку Си и архитектуре, по которой информации на русском очень и очень мало. Не лучше-ли взять АВР, под который можно писать хоть на бейсике?

И зачем много программаторов? Делается один, прошивается бутлоадер в каждый МК. А дальше нужен только UART, чтобы залить прошивку.

Хотя несомненным вином ланчпада является отладчик, да. Но там МК голимые.
0
Обучить основам С — не проблема ИМХО, он довольно прост. Необязательно же сразу обучать фокусам с препроцессором, С++ и особой, шаблонной магии Александреску. Вбить тока основы да несколько правил по хорошему тону программирования.
Что до архитектуры — на уровне С разницы между MCS-51, AVR, MSP430, ARM и x86 ты не заметишь. Разве что у последних двух оперативка обычно измеряется гигабайтами.

Только из-за того, что есть ланчпады?!
Это очень веская причина. Копеечная отладочная плата с аппаратной отладкой — это очень, очень веская причина.
0
У нас в школе на т.н. «информатике» учат С, а не Excel. ;-) Так что вбивать С будем не мы.
0
А ну это гуд. Ибо в нашей школе учили ексель, а не Си :)
0
Хм с бутлаодером это хорошая идея. Си они все знают, причём довольно-таки хорошо. Про БП ещё подумаю. Заинтересовал вариант 36 вольтового. На помещение ставится один мощный транс, а на каждом раб. месте понижающая плата со стабилизатором и выпрямителем? Надо посчитать, что дешевле будет, мне кажется, что китайский адаптер на 12в с самодельным стабилизатором каждому будет дешевле. Т.К. в случае с 36 вольтовым трансом каждому нужно будет ещё делать свой стабилизатор в своём корпусе.
ЗЫ Интересно а БП от компа на всех не хватит? +12 +5 +3.3 развести общей шиной по всем местам.
0
Я бы все-таки взял что-то китайское за 600р.
0
Бутлоадер — не труЪ. :-)
0
Китайские Белорусские генераторы нам уже купили подешевле. Теперь сами и мучаемся с их ремонтом, спасибо уж лудше самим собрать, но только не так, что-бы деньги потратить а потом над ними с бубном плясать.
0
А что мешает под БП поискать на барахолках трансы от старых мелких телевизоров, вроде от сапфира или от березки. Я такими ремонтировал БП с китайскими трансами сгоревшими. Проблемы найти у нас не было. Дешево, по надежности, думаю, лучше китая, и можно в качестве первого занятия и занятия по пайке собрать БП со стабилизатором простецким на кренке. Кто как постарается на первых занятиях, тот так и будет пользоваться.
0
Простецкий-то стабилизатор много на чем можно без проблем собрать, включая пару транзисторов. Чуть сложнее вопрос корпуса и транса)
0
Трансы силовые от телеков старых, у нас я брал по мере надобности где-то по 0.7-1 доллару, проблем найти не было. Думаю, в любом более-менее крупном городе есть барахолка.
Корпус — это да. Проблема. На барахолке той же можно поискать от старых компьютерных колонок пластмассовые корпуса.
Или прикольный корпус получается из коробочки для визиток. Нам при печати в прозрачных коробочках приходят. Походить по знакомым начальникам или менеджерам, поспрашивать.
0
угу самая проблема найти 15 одинаковых трансов и корпуса под них
0
Хм с бутлаодером это хорошая идея.
Да, правда ком-порт все равно потребуется. Ну и ланчпады в любом случае хорошая штука.
На помещение ставится один мощный транс, а на каждом раб. месте понижающая плата со стабилизатором и выпрямителем?
Именно. Китайские адаптеры же все-таки дерьмецо и с трудом дадут при 12В хотя бы полампера. Да и места под линейник в них все равно нету. Хотя, с другой стороны, многим конструкциям этого хватит, а для остального можно сделать по одному специализированному блоку — врядли такой потребуется разом всем. В нашем кружке таких планировалось два — мощный 3-30В 5А (да-да, тот самый!) и высоковольтный в таком же корпусе (от него правда есть тока чертежи, какие я и использовал в качестве базиса для проектирования корпуса).
ЗЫ Интересно а БП от компа на всех не хватит? +12 +5 +3.3 развести общей шиной по всем местам.
Можно и так, правда стабильностью напряжений на местах уже и пахнуть не будет.
Я бы все-таки взял что-то китайское за 600р.
Разве что в качестве транса, корпуса и блока индикации (а вот радиатор под ТО-3 придется покупать отдельно, либо делать импульсно-линейный стабилизатор — несложно, но нужны силовые дроссели, не самый распространенный элемент — хотя под пару десятков одинаковых девайсов можно и найти где заказать подходящие).
0
я вот подумал про сом порт. А если кто-то захочет дома продолжить, а у него сом не будет? Правда переходники можно порекомендовать потом дополнительно
0
К сожалению для того, что бы делать ПП с самого начала — пилить, травить сверлить нет ни места ни времени.
Раздайте заранее приготовленные заготовки плат мультивибраторов, пусть паяют.
0
  • avatar
  • tank
  • 14 августа 2011, 17:06
Мультивибратор вообще не весу можно спаять. Надо только запастись резюками CF, удобными и прочными выводными кондерами и коробкой МП42. При этом ничего насовсем не тратится (ну кроме павших жертвой сотого изгибания ножек) и можно обучить навесной пайке — она заметно отличается от пайки ПП.
0
А платки Вы нам приготовите? :-) Штук двадцать как минимум? :-)
0
А так ли нужна пайка навесом?
0
Нужна, еще как. Как, по твоему, паяются прикрученные к корпусу выключатели, галетники и потенциометры? А иногда еще приходится напаять что-нить прямо на них (скажем, керамику прямо на выходные гнезда БП, туда же провода от силовой части и тонкий проводок к цепи ОС — тут-то навыки спаивания вместе пятка разбегающихся ножек и пригодяццо).
0
Я всё-таки думаю, что 20шт резонне заказать на заводе, только делать это надо сейчас, если делать.
0
Мультивибратор паяли на картонках, точнее на неиспользованных перфокарточках, я целую коробку целых умудрился добыть
0
Точно! Первый раз увидел такую конструкцию (это был детекторный приемник) у своего друга, еще когда учился в школе.
0
Появился у наш в прошлом году предмет микропроцессорная технка. Я сильно обрадовался т.к. заняться МК хотелось давно, даже попытки были, ноо ничего так и не получилось — то программатор не работал (не меньше 2 штук пробовал), то непонятно было что-то.
Как-то я отвлекся в самом начале, ближе к теме =)
В общем, препод оказался даже очень хорош (до этого пугали, что весь такой злой и не рассказывает ничего толком, а требует много — бред разгильдяев). Начали учить всю эту радость с самого нуля и закончили динамической индикацией на МК в протеусе.
Курс длился год.
В первой половине пробежались по логике — одно занятие (65 мнут) на расказ про то, что такое потенцал, транзистор и зачем он нужет (на примере канализации =)), пробежались по логике — какие элементы бывают, а дальше понеслось — стало интересно, но и довольно сложно =) На последующих вкуривали зачем нужна та логика и почти сразу начали делать разние триггеры, счерчики, шифраторы, дешифраторы в программке воркбенч. (использовали ее ппотому, что она легкая и не требовала установки вроде — все права были порезаны на винде). Еще помню было задание сделать часы на сдвиговых регистрах.
Во второй так же само быстро начали с МК. Единственное я расскажу не все — не так запомнилось почему-то, хотя было даже интерсней. На первом занятии преподаватель показал платку стм8с-дискавери, которую я с успехом начал колупать с месяц назад. Наверное, очень сильно впечатлили всех внешний вид платки (дал всем пощупать) и последующая демонстрация демо-прошивки с сенсорной кнопкой (были слышны восторжонные пошаптывания =))
Что вспомнилось — разобрали что такое ядро МК, периферия (таймеры, и/о...), компилятор был CVAVR (что-бы ничего не учить особо). В протеусе строили законченные проекты с МК и запускали их.
Думаю, еще что-то вспомню позже.
И еще, предмет мог не совсем так называться ;)
0
  • avatar
  • Maxim
  • 14 августа 2011, 18:53
а вот часики для начала сделать, это можно попробовать, причём бинарные на светодиодах
0
часики мы делали на семисегментниках, человеческие ;)
0
Паяльнег то в руки брали хоть раз? :) А то все протеус да протеус…
0
мы программеры типа и на паяльник там небыло никакой надежды. Именно поэтому и думал, что расказывать будут совсем не то.
А так паять я умею, если интересно =) на днях забцал лутом платку под переходник уарт-усб на фт232 и запаял все паяльником =)
+1
Еще вспомнилось беспокойство, что будет совсем не то на что я надеюсь. Нужно дать понять с самого начала в каком направлении будет двгаться и что делать. Но то такое =)
Вспомнил, что в названии предмета было слово ассемблер =) И во второй половине года мы еще учили ассемблер. Все тоже только на компьютерах. Писали мы под виртуальный МК с небольшим интерсным набором периферии (семисегментники, светофор, змейка, лифт...), памяти на 256 байт и набором готовых примеров. Называется он Sim86, но в интернете я его не нашел. Было не очень сложно его освоить (после нескольких часов тупления =)) и интерсно играться, дал понять что такое МК и как работает.
Если будет интерсно поищу его на компе и кину куда-то.
0
С протеусом немного напряжно выходит. В шк. компы далеко не первой свежести, им лет по 10 уже + за лицензионностью софта следят. И тут ещё надо постоянно что-то делать руками, в прошлом году было много воплей на тему «Когда мы будем паять?»
0
Оч давно пошел я с другом в радиокружок. Вел его дедуля, тоже на чистом инзузиазме. Потом прикрыли все это дело с легкой рукинового директора ЖЕКа, в котором все это было. Но я снова не туда.
Что мы там делали из железяк — маячек делали (мигал светодиод), мультивибратор и цепляли туда динамик, хотели БП собрать, но не успели. С отцом делали простенькую схемку «падающего шарика на сто» — нажимал на кнопку, отпускал и в динамике появлялся звук очень похожий на звук падающего пенисного шарика на стол. Прикольно получилось =)
Все очень простое для сборки (как оно работает я так и не вникал кроме маячка ;)), платы делали нарезая дорожки резаком (дед при всех делал) и это все оставило очень положительные воспоминания =)
А почему не мучать стм8-дискавери + макетка для пайки? Л ил С. Дискавери дешвая и прикольненикая такая, что очень немаловажно (мне это и не дает останавливаться, когда очень непонятно и сложно =))
0
а еще рзноцветные шлейфы прикольные ;)
дажно что бы все было крассиво. Для меня и, думаю, для многих это очень важно =)
0
Иммитатор теннисного шарика тоже делали) Еще помню электронный свисток для чайника, мегафон, стробоскоп, светомузыку, бегущие огни, автомат эффектов для новогодней гирлянды… Где-то все еще лежит тетрадка со со схемами.
0
У нас в кружке поначалу всё делалось навесным монтажом(ох как поначалу ожогов много было). Что-то более сложное на картонке, для более-менее законченного устройства выдавали гетинакс без фольги. Препод был категорически против травления, ибо основную массу паятелей составляла школота 3-7 классов, товарищей постарше было всего пара человек (которые к слову больше тырили трансы на цвет мет, чем занимались паялингом).
БП практически каждый делал сам (не сделал БП — нипацан), конфигурация примерно такая: маломощный транс а-ля ТВК-110, пол ампера току, напряжение 0-14В. Тянуло вобщем только маломощную фигню типа мигалок, свистелок и перделок.
Про МК вообще ничего не слышали=) С парнями собрали слабенький комп, но толком не успели попользоваться — преподаватель внезапно умер=( Желающих вести кружок до сих пор нет.
0
А моём городке даже СЮТ закрылся несколько лет назад, и я туда так и не попал. Завидую тем детям, которые могут ходить в радиокружок.
0
эх, мне на работе тоже предлагали радиокружок вести, но после того как услышали что для этого надо по минимуму, что то все заглохло.
0
Они походу думали что банки канифоли, метра припоя и 40-ватного паяльника будет достаточно для того чтобы занять детей. =)
Вспомнилось из жизни:
«Где ему учиться дальше-то?»
«Купи ему пистолет и пусть крутится как хочет»
0
А сейчас везде так, выдвинешь инициативу, все такие сразу поддерживают, а как заходит речь о необходимости финансирования, поскольку лабораторные установки и стенды из воздуха не получаются, сразу делают грустное лицо и заявляют, что денег нет, хотя на всякую муру деньги выделяют исправно. Вот и приходится либо ждать различных нац. проектов и лихорадочно вписывать в заявки необходимое оборудование (хотя там тоже отдельный геморрой) или если есть некий источник дохода (производство при кафедре, например) с каждого заказа откладывать некую сумму «на развитие» для закупки нужных вещей. Да и вторая проблема есть, не знаю как школьники, а вот среди студентов все меньше и меньше интересующихся людей попадается, все больше приходят чисто ради корочки…
+1
В школе где учился был такой случай:
Ученики старших классов организовались, составили проект, нашли спонсоров и купили в школу 2 кухонных комбайна. С одной простой целью: чтобы все кушали свежий салатик в столовой.
И что в итоге? Эти комбайны оказались дома у директрисы.

ради корочки
М-дя, я бы на кружок ходил и если бы со своих приходилось скидываться, чисто ради общения с себе подобными.
0
У нас как мы шутим школа с уклоном, обитатели с приветом. Попасть сложно, вылетить просто. Взяток не берут, за деньги не учат.Оборудование в основном по знакомым из всяких НИИ институтов и тд наоборот в шк. тянем. В прошлом году мои вложения даже умудрились привысить зарплату :). Так что было бы желание что-то сделать, а не разворовать. И всегда можно добиться успеха. На этот год уже удалось добыть немного денег на компоненты и оборудование.
0
Хорошее начинание, у нас вот в городе (хоть и крупный) нет радиокружка, а хотелось бы :( В качестве макетки можно использовать т.н. «рыбу» — кусок односторонне фольгированного стеклотекстолита или гетинакса, медная фольга которого равномерно разрезана резаком на небольшие квадратики (прямоугольники) с размером стороны 5-7мм — и сделать проще и работать с ней удобно. Из аналоговых конструкций — мелкая автоматика (различные включатели-выключатели света со световыми или звуковыми датчиками), цветомузыка, простые ЭМИ, регуляторы громкости-тембра, гитарные примочки. Главное — чтобы усваивали основы, понимали происходящие процессы, а не так, что по схеме спаял, а как работает — хз. По микроконтроллерам — хорошо бы асм на простейшем камне поизучать, но тут уровень подготовки уже повыше должен быть, не каждый потянет.
0
С рыбами пробовали в прошлом году простенький передатчик сделать(раскроили текстолит на квадратики по сантиметру) так наводки с таким монтажом бешенные были, нормально заработало только у тех, кто аккуратно и компактно припаял детали, как им и советовали
0
с ассемблером заморачиваться не хочу, конечно же расскажу про регистры АЛУ шины и тд, может разберу какой-нибудь кусочек на асьме и всё, иначе все разбегутся
Это не институт, где надо сделать специалиста, а школа, где надо заинтересовать и сделать работающее устройство
0
Детей сейчас сложно чем то удивить, привлечь. Они все больше уходят в виртуальный мир. Не знаю как школьников начальных классов, но старшеклассников и студентов думаю сложно будет привлечь прямой инженерией. Сейчас им более интересна обратная инженерия. На этом можно и играть. От большего к малому по принципу разделяй и властвуй. Скажем хотим научить сына AVR или пониманию цифровой схемотехники, а он хочет взломать прошивку сотового. И все пойдет от обратного. Чтобы взломать нужно знать и ассемблер и иметь навыки электроники. Но тут нужен подход.
Сейчас наверно проще робототехникой заинтересовать в общих чертах. Потом захочется спаять модуль, потом написать для него софт. Действия от обратного.
Простите за тавтологию)))
0
Говорю не просто так, опыт подхода к сыну излагаю)
0
Это верно, но для робототехники у нас денег точно не хватит, движки шасси редукторы и прочая механическая фигня больно уж много стоит.
0
Да уж, это тяжко даже для одного ребенка, сам прочувствовал это.
Можно построить обучение на опытах занимательной физики в области электроники. Сейчас таких опытов немало. Да и с компонентами там недорого обойдется.
0
Ну с физикой и электроникой им целый 11 класс возиться, причём на уроках. Есть у них такой предмет Компьютерная физика. В физ лабе часть работ по электричеству прикручена к компам (переменный ток в катушке, кондёре, работа с трансом и тд) сидят мериют токи, напряжения, считают погрешности, пишут отчёты и пытаются потом объяснить почему графики не как в учебнике получаются.
0
На сегодняшнем сборище решили
1. купить пучок китайских адаптеров на 12в и допустим ток около полуампера, и дать на допиливание детям, что бы понизили до +5, сделали стабилизатор и т.д.
2. контроллеры всё-таки AVR
3. программатор на тех же AVR в дип корпусе пускай себе сами лепят (щас буду выискивать схему/прошивку поудачнее).
0
Надо мусоровоз к вам завернуть. Вернее даже сделать конечную остановку у Вас. Думаю ребята поддержат. А уж гуртом можем собрать много чего.
0
Да говно вопрос. Могу со своей стороны пару пинбордов подогнать. Там и программатор и полигон и курс мой под нее заточен. Плюс наделать несколько программаторов на фтди
0
Да я думаю многие подкинули бы вещиц неплохих. Надо Влада подключить)) Он у нас хороший организатор
0
Ну так чуть ли не из под мусоровоза некоторые вещи и вытаскиваем. Чаще всего ситуация такова, что расформировывают подразделение какого-нибудь предприятия или института(площади хотят хапнуть) начинают ремонт, а оборудование сваливают что-бы выбросить (отдавать почему-то не хотят) и вот те кто там работает, чаще всего умудряются в последний момент договориться, что-бы мы смогли туда лапки на пару часов запустить и вынести, что за 1 раз унесём. В прошлый раз упёрли лабораторные катушки индуктивности.
0
Отдавать это жуткий бюрократический гемор. В сотни раз проще списать и уничтожить
0
Да нет, речь про так называемую «игру» мусоровоз. Список адресов для посылки, первый отправляет с тем что ему не нужно, но имеет ценность для другого, второй получает, берет то что нужно и докидывает что ему ненужно и так до усерачки))
А по поводу мусорки, даже прям ностальгия блин. Помню в 90х годах мы любили с братом перепрыгивая через забор лазить на мусорке дома быта. Там мастерские выбрасывали «ништяки» в нашем понимании))
0
Ага текущая помойка ужо на семь кг
0
причем только одна
0
Про игру когда-то здесь инфа проскакивала, попробовал сейчас посмотреть и оказалось, что блог закрыт.
0
За доступом туда к Маячку обращаться надо.
Ну а насчет редиректа шаттла после последнего хопа надо обращацо к vvzvlad'у/
0
Закрыт чтобы не мешать остальным, т.к. там инфа весьма часто маячит. Вообще это удобней в формате форума делать, а не тут. Но раз уж запустили… Напиши Маячку, она тебя добавит в этот блог.
0
журнал до сих пор организовывается :-D
ну, в принципе можно сделать топик в мусоровозе. ну и те посылки, туда завернуть.
и, если уж на то пошло, можно и сбор средств организовать. всяких программаторов и отладочных плат можно на ебее набрать задешево
0
Рекомендую усбасп с прошивкой допера клон стк500
+1
1) Кстати, если уж понижать до 5В — стоит обратить внимание на зарядники. В некоторых местах можно найти зарядники к старым телефонам по ценам в районе полубакса. Ограничить напряжение до 5В вполне возможно, заменив стабилитрон в первичной цепи (а если повезет найти зарядники с ОС через оптопару — то и вовсе регулировкой резистора). Полампера они дадут уверенно. Но регулируемый стабилизатор все же лучше.
2) Не самый дешевый выбор. Что-то они мне в последнее время не нравятся… С отладкой туго (точнее, нужен покупной девайс), цены довольно высокие… А объем доступной инфы не имеет особого значения для новичков, если есть разбирающийся руководитель. Руководителю же хватит и имеющейся, в том числе и не только по целевым МК. Гм, и если уж говорит про распространенность и количество наработок, то у MCS-51 тут конкурентов мало, пожалуй.
3) Я бы посоветовал аврдопер, урезанный до схематики USBasp'а. Один экземпляр, впрочем, стоит собрать по полной схеме — разлочивать залоченное, прошивать осьминожки (у них и так мало ножек, чтоб еще ресет оставлять). Ну или, если есть COM-порты — STK-500.
0
12 вольт взято специально, т.к. есть ещё младшая группа с аналогом, где часть схем было уже под 9в крону заточено. Про зарядники уже думали, будем искать оптовые склады, рем мастерские и т.д.
0
Могу подогнать несколько десятков бп пять вольт два ампера нахаляву. Штук тридцать должны еще быть
0
Хорошие блоки, я бы и сам не отказался от еще парочки.
0
Спасибо за предложение, но я боюсь, что пересылка в СПБ окажется дороже покупки в магазине или на каком-нибудь складе. Я пока ещё надеюсь, что 2 группы одновременно не будут заниматься практикой и планирую обойтись 15 рабочими местами.
0
Пересылка рублей 200, могу взять это на себя. На благое дело не жалко.
0
Мсп430 не сильно то для начинающих. Слишком он хиленький. На своем я порты пожег в момент. Чтобы диодиком помигать надо транзом усиливать ибо ток порта всего пару милиампер. Да и сложный он. Пик или авр самое то. Можно попробовать подогнать вам несколько программаторов на базе фтди. Ну и бутлоадер это тру
0
по поводу FTDI — сами они его ещё не распаяют, а делать за них или покупать я не буду, пускай а) поработают руками б) если захотят смогут сделать программатор дома. Опрос показал, что у большинства уже раритетных портов типа LPT в компах нет.
MSP430 у нас как-то и в цене подскочил, да и боезно мне их брать, не знаю всех подводных камней. STM8 просто ещё сам не ковырял, да боюсь уже и не успею как следует подготовиться. Да и с компиляторами/средами разработки там не всё понятно — воровать нельзя, а на сколько они бесплатные надо беседовать с производителями. Мы к сожалению юр. лицо и бывают проверки, когда бестолочи из прокуратуры начинают криво смотреть на всё, чего нет в пакете Первая помощ от мин образования.
0
Я тут читая ваши советы, советуясь с коллегами и шерстя паутину, потихоньку прихожу к некоторым решением и хотел бы узнать у сообщества, где удобнее писать промежуточные итоги в комментах, или редактировать, добавлять в статью?
0
В своем личном блоге лучше
0
может блог создать? если конечно, будут писать активно.
0
Вряд ли. В конце концов создать и перекидать дело не хитрое. Пока не стоит
0
Если Вы в СПб находитесь, то могу безвозмездно подогнать 2-3 программатора USBasp с ебея, они у китайцев по 6 баксов продаются, но заказать смогу скорее всего только в конце августа (карточку банковскую поменять надо). Типа такого cgi.ebay.com/USBASP-USBISP-AVR-Programmer-USB-ATMEGA8-ATMEGA128-/150603895427?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item2310b11283 Ну и резисторов выводных разных номиналов на работе могу пошукать, смотря какие нужны.
0
USBAsp сегодня хочу собрать сам, пощупать и залить прошивку от допера, если будет стабильно работать, то или закажу или сам натравлю печаток и пускай ребята сами себе программаторы делают. Это идеологически правильнее, чем всем готовым пользоваться. С резисторами это Вы в яблочко попали, посмотрел я в прошлом году, что натаскали добрые люди несколько мешков коробочек с резюками, и обрадовался, а зря. Оказалось, что там только или единицы Ом или 10-100МОм. У нас абсолютно нет самых ходовых значений в сотни Ом и единицы-десятки кОм. Пошукать можно, если резисторы на работе действительно лежат грудами и Вас не затруднит немного вынести. Я бы тогда подъехал забрал.
0
Ок, посмотрю, что можно достать и отпишусь.
0
Обращение к _YS_
Если вы всё же занимались со школотой с помощью ланчпэдов от ТИ, попрошу, при возможности выложить этот курс в текстовой версии… Ибо я как и ваша школота, база Си есть, а МК в руках не держал.
А как раз таки ланчпэд уже в пути ко мне из техаса. А из-за малой русской поддержки этих продуктов, не знаю куда стучаться.
Заранее благодарен.
С уважением, Александр.
0
тьфу… очепятка: Обращение к khloponin_v
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.