Зарядное устройство с микроконтроллерным сторожем

Эта статья, как вы поняли пойдет о изготовлении в домашних условиях зарядного устройства для автомобильного аккомулятора. Как успели заметить зарядники с 50 герцовыми трансформаторами уже ушли в историю, поэтому будем мутить импульсный БП.



Но намотать ВЧ трансформатор под силу далеко не каждому. Тут то нам на помощь пришли китайцы со своими БП для компьютера.
Лезем в кучу «Убитых» импульсников и берём первый попавшийся. Мне достался не рабочий, главное одно — исправна высоковольтная цепь, понижающий и согласующий трансформаторы. Мой БП был собран на какой то специализированной микросхеме которая мало того что управляла скважностью импульсов так еще и отвечала за контроль дежурного напряжения. Ну что, ОСТОРОЖНО включаем в сеть, то есть через лампочку ват на 60. Померил напряжение на дежурке и о ужас — 18 вольт вместо 5. Через несколько секунд трансформатор дежурного напряжения горел розоватым пламенем. Эти 5 вольт в принципе нам и не нужны, надо 12 вольт для питания микросхемы:…
Ну что приступим.
За основу взята схема


ЗУ можно сделать как и для 12 вольтовых аккумуляторов(он же и подходит для 6 вольтовых) так и для 24-х вольтовых(измерения минимальны).
Я собирал для 12 вольтовых.
Для начала уберём все лишнее: лишние шоттки, дроссели, конденсаторы и т.п. в стороне низкого напряжения.
Высоковольтную часть не трогаем.
Затем соберём задающий генератор на популярной и одновременно копеечной микросхеме TL494.
Для её обвязки плату делать не стал — обвязка минимальна.


Схема у нас имеет стабилизацию по току и напряжению и защиту от КЗ, в качестве шунта на 0.04 Ом можно использовать 4 последовательно соединённых шунта из мультиметров или как сделано у меня — из нихромовой проволоки, закрепленной в советском клемнике, силовые провода чем толще — тем лучше, поэтому я делал из двух вместе скрученных проводов по 1.5мм^2.
Дежурное напряжение на импульсном БП я делать не стал так как ток там крошечный и подошел обычный 5 вольтовый трансформатор. Напряжение не критично. Далее идем к индикации.
Амперметр механический, для лучшего понимания информации=)
Шунт — специальный для амперметров, подбирался индивидуально, шкала напечатана в FrontDesigner 3.0 ток можно взять до 20 Ампер но мне лично хватит и 15…
Схема вольтметра и защиты


Вольтметр — электронный, собран на микроконтроллере ATmega88.
Программно так же реализован сигнализатор остановки вентилятора.
Алгоритм таков:
Вентилятор остановился — через пять секунд включается зуммер и на дисплее моргает FAN, если в течении 20 секунд вентилятор закрутился то зарядник заработает в нормальном режиме, если не закрутился то зарядник и зуммер отключается но дисплей моргать продолжает, восстановить работу можно кнопкой «Сброс защиты»
Если напряжение превысило максимальное(16 вольт) — на дисплее моргает установленное напряжение и зуммер в течении 2-х минут далее — отключается. Такая большая задержка сделана для того что бы использовать зарядник в виде пушки(дать большое напряжение в момент завода автомобиля на разряженном аккумуляторе). Если напряжение снизилось за эти две минуты ниже порогового — зуммер отключается и зарядник переходит в нормальный режим.
Так же имеется защита от перегрева. Используется аналоговый термодатчик типа TC1047A который крепиться на аккумулятор(Просто прижимается грузиком к крышке батареи). Если температура превысила 50 градусов по Цельсию — включается зуммер и надпись на дисплее TEMP. Если температура превысила 55 градусов — зуммер и зарядник выключается а на дисплее моргает TEMP.
Температуру можно посмотреть в любой момент нажав кнопку TEMP
Защита от КЗ реализована не на МК, а на той же TL494.
Немного о деталях:
Плата выполнена на двухстороннем текстолите, вторая сторона не травилась а высверлены патаи.
Реле — любое малогабаритное 12 вольтовое, рассчитанное на напряжение не ниже 220Вольт.
В качестве зуммера — пьезо-излучатель без встроенного генератора.
МК в корпусе TQFP-32.
Лицевая панель также рисовалась в программе FrontDesigner 3.0. Печаталась на самоклеющейся пленке на лазерном принтере. Получилось очень даже надежно(даже водой не смывается).

P.S. Первая модификация выглядила так =)
  • +1
  • 05 марта 2012, 20:57
  • AtXmega

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
Хех, только-только начал разбирать старенький бп для тех же целей, а тут оп — статья=)
Пока так:


Бп на микрухе KA7500B
0
7500 это тот же 494-й)
0
Угу, поэтому, надеюсь, проблем быть не должно.
0
О, спасибо за схему. Я давно уже думал сделать из БП компьтера лабораторный БП. Понятно дело, что в инете полно таких доработок, я их видел. Но все думал, как же там прикрутить регулировку тока и напряжения, как ее пристроить к своему БП и как это будет выглядеть. Думал, потом разберусь. А тут уже готовая доработка ;)

Да и прошивку для МК выложить не помешало бы. А то девайс есть, а прошивки — нет :(. И следовательно повторить его невозможно.
0
вообще готовая переделка именно в лабораторник у bsvi. и исходники в комплекте, и достаточно подробно все описано…
0
Оно и без МК работать будет, он там тока как вольтметр. Да и написать свой вольтметр на МК — не проблема, благо при таком запасе ресурсов можно хоть printf использовать.
0
А что за сторож это такой, если он за процессом зарядки не следит? Надо бы его заставить и ток контролировать, и напряжение…
+1
Да тут похоже вообще большой вопрос нахера?
Нахрена 494 трактор когда у тебя ж 88-я мега… там же таймеров хопой жуй…

кроме того… вы хоть читали темы на электротранспорте? это ж у вас получился снова таки большой кипятильник которым вы просто добиваете несчастные засульфатированные батареи которые уже не тянут… глупости это всё! если не крутит стартер — батарею или менять или смотреть генератор…

кислотные батареи надо заряжать импульсно-адаптивным методом… а не просто как литий — CC-CV… в общем ниочём пост… регулируемый источник 6-24 вольта 15 ампер :)
0
К блогу AVR этот пост отношения не имеет. Перенесите в свой персональный.
0
Лучше в «Силовую электронику».
0
О, точно.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.