История советских домашних компьютеров в картинках (Часть 2)

1988 — Апогей БК01Ц


Процессор: КР580ВМ80А 1.7 Мгц
ОЗУ: 52 Кб
ПЗУ: 4 Кб (Монитор)
Текст: 64x25 8 цветов
Псевдографика: 192x102 8 цветов
Звук: КР580ВИ53 3 канала

(8 цветов поддерживал только Апогей БК-01Ц, а Апогей БК-01 поддерживал 4 серых оттенка фона. Цвет символа мог быть только белым или черным.)

Апогей БК-01 и Апогей БК-01Ц — это советские домашние компьютеры, усовершенствованные версии компьютера Радио 86РК.

Все три обсуждаемых компьютера используют процессор КР580ВМ80А (клон Intel 8080). Компьютеры Радио 86РК имеют 16 или 32 Кб оперативной памяти, а Апогей 52 Кб. Все они подключаются к телевизору. В качестве накопителя данных используют магнитофон. Они все имеют небольшое ПЗУ с программой Монитор, которая позволяет загружать/сохранять программы, просматривать/изменять оперативную память и в общем отлаживать компьютер. Встроенного Бейсика нет. Компьютеры имеют внешний 24-битный порт на основе КР580ВВ55А (клон Intel 8255), куда можно подключить ROM-диск. Ну и имеют контроллер клавиатуры на основе той же КР580ВВ55А.

Компьютер Радио-86РК появился в 1986 году виде схем в журнале Радио (номер 4-6/1986). Любители должны были собрать компьютер самостоятельно. А промышленно он стал выпускаться немного позже. Особенностью компьютера была небольшая схема, всего 29 микросхем для версии с 16 Кб оперативной памяти. Схема была простой благодаря использованию микросхемы КР580ВГ75 (клон Intel 8275), которая содержала в себе большую часть видеоконтроллера. Эта микросхема работала совместно с контроллером ПДП КР580ВТ57 (клон Intel 8257), ПЗУ знакогенератора и еще нескольких простых микросхем.

К сожалению, микросхема КР580ВГ75 могла отображать лишь текстовый режим экрана 64x25 / 64x64 использующий всего 128 символов. Знакогенератор содержит английские и русские буквы (что очень приятно на фоне иностранных компьютеров), но маленького знакогенератора хватило только на заглавные буквы. Строчных букв нет. Так же в знакогенератор поместили символы для псевдографического режима 128x64.

В компьютере Апогей для вывода звука была применена микросхема КР580ВИ53 (клон Intel 8253). Это трехканальный таймер, который позволял воспроизводить трехголосые мелодии, не нагружая процессор и программиста.

Компьютеры Апогей так же были собраны на основе КР580ВГ75, но они содержали альтернативный знакогенератор с псевдографическими символами для режима 192x104.

В компьютере Апогей БК-01Ц так же появилось цветное изображение. Микросхема КР580ВГ75 позволяла реализовать цветное изображение (8 цветов), но ради простоты в компьютере Радио 86РК эта возможность не была реализована. Хотя эта доработка требовала максимум 3 простых микросхемы.

Управление цветом для программиста было реализовано крайне неудобно. Программист записывал в видеопамять специальное значение с кодами 80h — 9Fh, которое изменяло цвет всех следующих за ним символов. Эти символы могли отображаться в виде пробелов, но тогда на экране были неиспользуемые позиции. Либо видеоконтроллер мог работать без пробелов, но это приводило к смещению всей видеопамяти на один символ. Адрес в видеопамяти символа с определенными координатами зависел от предыдущих символов и в общем мог быть любым. Ну и допускалось не более 16 изменений цвета на строку.

















На фото выше используется ROM-диск, который на фото ниже.



Но так же я подключил к Апогею SD-карту.







Эту игру я написал. Хотя правильнее скаать, адаптировал свою же программу под новый видеоадаптер и перерисовал графику.

Я писал не ради того, что бы была игра. Я выжимал из железа максимум. Показывал возможности, которые не могла показать ни одна существующая программа. Ниже текстовый видеоадаптер КР580ВГ75 (i8275) показывает графику 192x104 и 64 цвета!



Подключить PAL кодер к Апогею не удалось :( Поэтому на реальном компьютере у меня всё черно белое





А еще я написал игру Кособан (портирвоал Game About Squares). Там я добился разрешения 384x208 и 8 цветов. К сожалению фото игрового экрана потерялось, но можно посмотреть видео. И скачать образ для компьютера Апогей можно тут.



1988 — Специалист (Линёвский)


Процессор: КР580ВМ80А 2 Мгц
ОЗУ: 48Кб
ПЗУ: 12 Кб (Монитор и набор программ)
Графика 384x256 8 цветов
Звук: бипер

Специалист — это компьютер из журнала Моделист Конструктор. ИМХО домашний компьютер с лучшей схемотехникой. Лучшей, потому что простой и позволяющей получить от процессора максимум. Только немного портит впечатление карта памяти не позволяющая использовать более 48 Кб ОЗУ.

Вот в таком виде компьютер попал ко мне. Часть проводов и дорожек разорвана. Можно предположить, что владелец тюнинговал свой Специалист (ОЗУ 48 Кб) до Специалиста МX (ОЗУ 128 Кб).



Но мне эту плату запустить не удалось. И мне не нравится километр МГТФ-а сверху и снизу платы. Поэтому выпаиваем все детали и делаем стандартный Специалист.



Сдуваем феном весь припой. (Я сам удивился результату)



Я разработал контроллер PS/2 клавиатуры для Специалиста: github.com/vinxru/Specialist_PS2_Keyboard



Потом я разработал SD-контроллер для Специалиста. Они не являются часть комьпютера, это просто переходники.



Далее, из оргстекла согнул корпус.



И собирал всё воедино.





Еще я написал аналог Norton Commander-а для Специалиста. Теперь можно не загружать программы с магнитофона.










1989 — БК0011


Процессор: К1801ВМ1 4 МГц 16 бит (совм PDP11)
ОЗУ: 128 Кб
ПЗУ: Монитор, Бейсик
Графика: 512x256 2 цв
Графика: 256x256 4 цв из палитры 8 цв
Звук: бипер

БК0011 — это потомок компьютера БК0010.01. Увеличили частоту процессора с 3 до 4 Мгц. Увеличили объем памяти с 32 до 128 Кб. И добавили палитру.



Раньше под крышкой был переключатель СБРОС. Теперь сброса вообще нет.









Несколько микросхем ПЗУ впаяно на плату справа.
Заметте, впаяно 5 микросхем, а снаружи видно только 2 панельки.



1989 — Типичный советский ZX Spectrum 48K


Процессор: UA808D 3,5 Мгц (клон Z80)
ОЗУ: 48 Кб
ПЗУ: 16 Кб (Бейсик)
Графика: 256x192 15 цв
Звук: бипер

(Совместим с ZX Spectrum 48K)

Клавиша на Spectrum-е может иметь до 6 значений в зависимости от шифтов и режимов. А тут эти значения не указаны. Зато указаны русские буквы, которых на оригинальном ZX не было. И в программах (играх) русские буквы не поддерживаются.

























А вот и первый глюк из за русификации. Игры использующие системный шрифт будут выглядеть вот так :) Вместо маленьких английских букв будут русские буквы невпопад.













ОКБ «Процессор» в 2013 году











1989 — Пентагон 48 / 128


Процессор: Z80 3,5 Мгц
ОЗУ: 48 Кб
ПЗУ: 16 Кб (Бейсик)
Графика: 256x192 15 цв
Звук: бипер
+ Контроллер дисковода Beta Disk Interface

(Совместим с ZX Spectrum 48K)

Пентагон 48 и 128 — это самые популярные дисковые Спектрумы в нашей стране, т.е. со встроенным контроллером дисковода. Возможно, что они первые советские дисковые Спектрумы вообще.

Я собрал себе Пентагон 48 на новой плате и изготовил плату расширения до модели Пентагон 128. Плюс там же стоит звуковой чип AY. И поставил всё это в корпус от Дельты-С. Это мечта дества :) Сразу взять плату Пентагон 128 не получится, так как она не влезает в корпус Дельты. Хотя я её то же собрал.

















И несколько фото процесса сборки. Кстати на ютубе есть видео про сборку этого компьютера.



Для проектирования я использую Proteus.





1990 — Криста 2


Процессор: КР580ВМ80А 2.5 Мгц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 512 байт (загрузчик с магнитофона)
Графика: 256x256 16 цв 512x256 4 цв 1024x256 2 цв несколько фиксированных палитр
Звук: КР580ВИ53 3 канала

(Частично совместим с Вектор 06Ц)

Криста-2 — это упрощенный Вектор 06Ц. Ради экономии вместо произвольной палитры сделали несколько фиксированных. Снизили частоту процессора с 3 до 2,5 Мгц. Добавили новый видеорежим 1024x256, который ни один телевизор показывать не умеет.

А еще попутно сломали (сделали несовместимым) видеорежим 512x256 и зачем то поменяли формат записи на магнитофон.

Радуйтесь пользователи! Мы все сделали для несовместимости с Вектором.















1990 — Искра 1080 Тарту


Процессор: КР580ВМ80А
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 20 Кб (Монитор, Бейсик, дизассемблер, CP/M)
Видео: 384x256 4 цв, 768x256 2 цв, палитра 16 цв
Звук: бипер
Контроллер дисковода (КР1818ВГ93)

Искра 1080 Тарту — это типичный компьютер на процессоре 8080 с 64 Кб памяти. Графика 384x256 4 цвета из палитры в 16 цветов.

В компьютере есть сетевая плата и на плате есть место под последовательный порт и контроллер дисковода.



Это мой первый компьютер. Купили мы его, когда мне было 6 лет. А так как игр для этого компьютера почти не было, приходилось ходить в библиотеку с тетрадкой и переписывать программы на бейсике вручную. Книги про компьютеры и журналы на руки не давали.



На этот большой разъем выведен параллельный порт, последовательный порт, локальная сеть и т.п.



Разъемы: Монитор, переключатель видеорежимов, вход магнитофона, выходе магнитофона, системная шина, блок питания.

Выступ сверху — это место для разъема дисковода.



Этот компьютер не из детства. Я купил его в двухтысячных. И продали мне его без платы блока питания. Поэтому я прикрутил разъем для внешнего БП.

В моем детском компьютере то же вышел из строя блок питания и при этом сжег плату.



Черное покрытие — это порошковое железо. Экранирование.

В детстве я не мог поверить, что когда выросту то смогу починить этот компьютер. И поэтому я не уследил за ним. Корпус у меня забрали под Спектрум, а плату я подарил дальнему родственнику.



10 больших микросхем это ПЗУ. Там содержатся программы: Монитор, Бейсик, Дизассемблер и операционная система CP/M. Точнее лишь BIOS от операционной системы CP/M. Причем работающий не с дисководом, а с локальной сетью.



Клавиатура герконовая. На плате клавиатуры находится контроллер дисковода. Я восстановил схему, т.е. перечертил все соединения и подобрал микросхемы. Это как разгадывание кроссвордов.





Понять что за 40-ногая микросхема используется не сложно. У разных микросхем питание подается на разные ножки. Я проверил и оказалось, что 20 ножка — земля, 21 ножка +5В, 40 ножка +12В. А это может быть только контроллер дисковода ВГ93. Я восстановил схему контроллера дисковода. Оранжевые соединения — реальность, розовые — это мои исправления. Оранжевая схема странная, но может быть и правильная. Там CS микросхемы ВГ93 выбирается регистром, а не дешифратором адреса.









Одна из самых примитивных игр. Бабочки двигаются вверх-вниз, а вам надо не прикоснувшись к бабочке дойти до противоположного края экрана.



1990 — Орион 128


Процессор: КР580ВМ80А 2.5 Мгц
ОЗУ: 128 — 256 Кб
ПЗУ: 2 Кб (Загрузчик с внешнего ПЗУ)
Внешнее ПЗУ: 64 Кб (ORDOS и набор программ)
Графика: 384x256 4 цв, 16 цв (В 16 цв в области 1x8 может быть только 2 цв.)
Звук: бипер

Орион 128 — это компьютер из журнала Радио. В 1990 году журнал напечатал схемы этого компьютера, а радиолюбители должны были его собрать сами. Но как и в случае с прошлым компьютером Радио 86РК, заводы выпускали как голые платы, так и готовые компьютеры.

Идея компьютера в том, что он эмитирует работу с дисководами без дисководов. В качестве дисков используются ПЗУ (это диск A:) и ОЗУ (это диск B:). При установке дополнительного ОЗУ, каждые 64 Кб представляются как дополнительный диск C:, D:…

Само собой, при выключении питания все записанные пользователем файлы пропадают. Что бы не потерять данные, пользователь делает резервную копию нужных файлов на кассету









Внешнее ПЗУ на 256 Кб. На современном языке — флешка. Тут хранится операционная система и программы компьютера. Перезаписывается с помощью программатора.



Родной модуль внешнего ПЗУ на 16 Кб. (Тут стоят микросхемы К572РФ2 объемом 2 Кб)

























1990 — БК0011М


Процессор: К1801ВМ1 4 МГц 16 бит (совм PDP11)
ОЗУ: 128 Кб
ПЗУ: Монитор, Бейсик
Графика: 512x256 2 цв
Графика: 256x256 4 цв из палитры 8 цв
Звук: бипер

БК0011M — это потомок компьютера БК0011. Была заменена клавиатура на мембранную, более надежную. И исправлено несколько ошибок допущенных в БК0011















1990 — Юниор ПК ФВ-6506


Процессор: КР580ВМ80А
ОЗУ: 128 Кб
ПЗУ: 2 Кб (Монитор)
Графика: 240x120 8 цветов. 2 палитры.
Тест: 80x24 8 цветов

Юниор ПК ФВ-6506 — это очень странный компьютер. Во первых, его видео основано на микросхеме 580ВГ75, как у 86РК. Во вторых, компьютер управляет магнитофоном сам. Кассета разбивается на сектора и операционная система TCP/M работает с кассетой, как с диском.

Следующее поколение этого компьютера Арго ФВ-6511 использует процессор Z80 (вместо 8080). Он все так же построен на 580ВГ75, но при всем при этом, он совместим со Спектрумом. Надо только загрузить в память ПЗУ Спектрума.











Компьютер может работать с любым магнитофоном, у которого есть разъем дистанционного управления. Например этот Маяк 231. Магнитофон покрасил не я. Я безуспешно пытался его отмыть :( А подсветку индикаторов добавил я.









Еще я добавил динамик. Не хочется таскать внешний динамик, пусть будет внутри.


1990 — Учебный дисплейный класс (Специалист)


Процессор: КР580ВМ80А 2 Мгц
ОЗУ: 48Кб
ПЗУ: 14 Кб (Монитор, Бейсик)
Графика: 384x256 ч/б

ПК Учебный дисплейный класс — это обычный компьютер Специалист, только собранный в корпусе от промышленной клавиатуры и в ПЗУ прошит Бейсик. Справа часть кнопок не установлена и закрыта табличкой.

На табличке напечатана справка по Бейсику. Отполировано руками студентов. Инженерам надо было закрыть табличку оргстеклом.

В ПЗУ компьютера содержится надпись ИТК «ТЕРМИНАЛ» г. Хмельницкий. Тел 49188. Митасов И.И. 1990













Я подключил SD контроллер и к нему github.com/vinxru/Specialist_SD_Controller. Сразу после включения контроллер загружает через порт магнитофона маленькую программу, а дальше вся работа производится через параллельный порт. И никаких вмешательств в схему компьютера не требуется.



Помимо Бейсика, ПЗУ компьютера содержит еще программу на Бейсике, которая рисует звезду.





1990 — Анаконда


Процессор: КР580ВМ80А 2 Мгц
ОЗУ: 48 Кб
ПЗУ: 2 Кб (загрузчик с дискеты)
Графика: 384x256 ч/б
Дисковод.

(Специалист совместимый)

Боян, но всё же.

























1990 — ПК8002 Эльф


Процессор: КР580ВМ80А 2.5 Мгц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 4 Кб (Монитор)
Графика: 512x192 2 цв, 256x192 16 цв, спрайты
Звук: КР580ВИ53 3 канала + общая громкость

(Частично совместим с MSX)

ПК8002 Эльф — это попытка сделать MSX2 из советских деталей. Вместо процессора Z80 установили более слабый процессор КР580ВМ80А (Intel 8080). Вместо звукового чипа AY установили КР580ВИ53 + ЦАП. А видеопроцессор собрали на дискретных элементах. Аппаратные спрайты на рассупыхе!

Напрямую MSX-игры было запускать нельзя. Игры требовали серьезной адаптации. Большинство программ адаптировать было невозможно. Но то что получалось адаптировать, выглядело не хуже оригинала.



















1993 — АТМ Турбо 2 (версия 7.18)


Процессор: Z80 3,5 / 7 Мгц
ОЗУ: 1 Мб
Видео: 256x192 15 цв, 640x400 16 цв, 320x200 16 цв (цвет на точку, палитра, верт. скоролл)
Текст: 80x25 16 цветов
Звук: AY8910
Порты: FDD, IDE HDD, PS/2 keyb, LPT, COM, ЦАП, АЦП

(Спектрум совместимый)

Это очень прокаченый (Enached) Спектрум. В первых моделях был даже модем. Некоторые считают, что Спектрумом это компьютер называть нельзя. А некоторые его называют Банкоматом, потому что АТМ.







2013 — Специалист МХ2


Процессор: КР580ВМ80А 2.5 Мгц или Z80 2.5 Мгц
ОЗУ: 64 Кб — 576 Кб
ПЗУ: 64 Кб (Монитор, ОС и набор программ)
Графика: 384x256 16 цв с выходом на VGA монитор
Звук: бипер + КР580ВИ53 1 канал
Допольнительно: SD карта и PS/2 клавиатура

(полностью совместим со Специалистом и Специалистом МХ)

Это Специалист с VGA выходом. При этом он собран на деталях 80-х годов, если не считать опциональные: SD-карту, PS/2 клавиатуру и 512 Килобайт статического ОЗУ. Можно устанавливать процессоры i8080 или Z80, выбирать частоту процессора 2 Мгц или 2,5 Мгц.



Контроллер PS/2 клаивиатуры. Под большой микросхемой стоит ATMega8. Исходники тут: github.com/vinxru/Specialist_PS2_Keyboard



Операционная система RAMFOS. Я дизассмеблировал её, исправил несколько ошибок и доработал под новую плату: github.com/vinxru/RAMFOS





Операционная система MXOS. Я дизассмеблировал её, исправил несколько ошибок и доработал: github.com/vinxru/MXOS



Я написал игру Цветные линии для Специалиста. Исходники тут github.com/vinxru/OldLines/tree/master/Lines_Specialist. И еще кросс-компилятор Си для процессора 8080 до кучи. Не на ассемблере же писать :)



  • +14
  • 08 апреля 2015, 00:41
  • vinxru

Комментарии (17)

RSS свернуть / развернуть
Спасибо за Ваши статьи!
В Pentagon 128 (и некоторых других вариантах Spectrum) была такая фича как «Magic Button». Подскажите, а в каких-то других ПК была аналогичная функция?
0
Кроме Спектрумов я этого больше нигде не видел. Это фишка контроллера дисковводов Beta Disk Interface и ОС TRDOS, которые использовались в наших Спектрумах.

Кстати на MSDOS у меня стояла программа, которая позволяла так же сохранять состояние компьютера на диск и загружать его в любой момент. Я этим пользовался для прохождения игр.
0
Кстати на MSDOS у меня стояла программа

Хм, не знал что для MSDOS существовала такая программа. Там ведь не так все тривиально как со Spectrum, помимо восстановления ОЗУ и регистров нужно восстановить состояние периферии (например, перевести видеоадаптер в нужный режим, восстановить палитру и т. д.). А периферии куча, контроллер прерываний, DMA…

Программа это все адекватно обрабатывала?
0
В большинстве игр да, но были и глюки. Точно помню, что я так проходил Lost Vikings.
0
О, помню, у меня был «Ассистент» O_o Но из-за отсутствия магнитофона, вернее из-за отсутствия линейного выхода на нём(я тогда ещё был маленьким и не знал, что его легко можно было запилить самостоятельно), я не мог считывать программы с кассет и как следствие, единственным развлечением, доступным мне на нём был Бэйсик, что не очень то и доставляло. А потом я разобрал его и вытащил оттуда все КМ-ки… сейчас жалею об этом, надо было сохранить раритет :(

Кстати, попутно появился вопрос: вот раньше собирали самодельщики компы, был набор микросхем под это дело, типа КР580ВМ80А или серии 1801, 1810 т.е было что взять за основу. А что можно взять за основу сейчас? Какой-нибудь микроконтроллер, ПЛИС? А если хочется замутить самодельный комп с самодельным процессором? Что брать в качестве регистров, ОЗУ, наверняка сейчас уже нет специализированных серий как раньше, и всё в ПЛИС-ах формируют, а потом сразу в железе?
-1
Что значит «самодельный процессор»? Если речь о CPU, то вариант для любителя только один — написать на HDL и залить в FPGA.
Если собирать на готовом — можно взять процессор ARM из младших, вроде i.MX233, развести и изготовить под него плату сравнительно реальная задача, хотя производительность будет так себе. Для чего покруче как минимум плату придется заказывать. Можно и на МК вроде STM32F429 базироваться, там есть интерфейс памяти и контроллер LCD.
+1
Есть любители, которые собирают самодельные процессоры, на логических элементах(некоторые любители так вообще на реле лепят). Вот думал поиграться, слепить свой самодельный какой-нибудь 4-х битный процессор и посмотреть, как он будет выполнять команды. Понятно что частоты будут не большие, да они и не нужны. :)
0
А, действительно. Но тогда, в принципе, база примерно та же, что и раньше — рассыпная логика или вообще дискретные элементы.
0
Да, бери какую нибудь FPGA. Сейчас все так самодельные процессоры и делают.

FPGA тебя освободит от пайки. Ты рисуешь в программе схему или описываешь её на языке VDHL (или подобном), а потом загружаешь схему в FPGA с помощью программатора. Транзисторы (это елси упрощенно говорить) внутри FPGA соединятся согласно твоей схеме, тебе останется только подать на ножки микросхемы нужыне сигналы и радоваться результату.
0
Не, ну это зависит уже от цели. Обычно интерес спортивный и применение FPGA может быть «неспортивно». Ну или вообще не соответствовать цели в духе «запилить комп на реле». Зато на ней можно запилить достаточно производительнгый компьютер, как совместимый с чем-либо, так и уникальной архитектуры. На хабре упоминалось изготовление IBM PC на основе демоплаты с FPGA.
С другой стороны, если хочется, чтобы комп был хоть немного пригоден для практического использования, но при этом самопальный — стоит глянуть на простенькие MediaSoC'и вроде i.MX233 или JZ4725B.
0
Тут пробегали линки на крей на FPGA. Вполне себе прикольная задачка.

P.S. если ставить задачу просто слепить какую-нибудь уникальную платформу чем-то напоминающую описанные в топике компы, то тут средней руки микроконтроллер вполне сгодится. У многих из них даже встроенной оперативки больше, чем у компов из топика.
0
Под уникальной я скорее подразумевал эксперименты с необычной архитектурой процессора — ну, скажем, вроде того же мультиклета.
0
да, это тоже интересное направление. правда, подозреваю, для сколько-нибудь полноценной реализации потребуется достаточно толстая FPGA.
0
Спасибо за статью, узнал много старого нового! :)
Постскриптум ставит рекорды по количеству ошибок, видимо, под конец силы иссякли. :)
0
Я вчера в 2 ночи дописывал, глаза уже просто отказывались смотреть :)
0
Я выжимал из железа максимум. Показывал возможности, которые не могла показать ни одна существующая программа. Ниже текстовый видеоадаптер КР580ВГ75 (i8275) показывает графику 192x104 и 64 цвета!
Однажды где то в 89-90 году мне дали на время комп и к нему кассету на предмет разобраться как все это работает. Вскрытие показало что это Радио-86РК (плата точно его) но сильно перекопанный какими то умельцами. Очень много дорог было порезано и навешано новых перемычек и несколько микрушек на макетках. Точно помню что там были 8 шт. РУ6. Стандартные программы от моего стандартного 86РК на нем не шли. А вот загрузка и запуск первого же файла с «его кассеты» показала что это Basic. И следующие файлы на кассете уже были на Basic, но каким-то образом все работало именно в разрешении 192х104 правда Ч/Б. Я долго хлопал глазами как ВГ75 может такое рисовать?
И вот увидел этот пост. Прошу автора раскрыть секрет.
0
может это и был «апогей» сделанный из платы РК86?
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.