интересно девки пляшут...

… по четыре штуки вряд…

Вобщем, в очередной раз читая доку на фоторезист, в очередной раз обратил внимание на рекомендацию для увеличения разрешающей способности увеличивать мощность излучения и уменьшать выдержку. Поскольку свободных ламп для эксперимента не было, а попробовать сильно хотелось, взял свою «люстру» из пяти делюксов и поставил на пол. Получилось ровно 30см над столом. Показалось маловато, но решил не заморачиваться. Калибровку пришлось делать два раза, хотя примерный диапазон я, вобщем, предполагал, но реальность оказалась куда забавнее. Для фотека оптимальное время оказалось 25 (прописью: двадцать пять) секунд. Заход на 0.1 делать было некогда, так что попробовал первый попавшийся шаблон с Mini64. Результат меня сильно порадовал: на 35мкм фольге получились платы «фотографического» качества, которые раньше у меня получались только на 18мкм. Во многих местах ширина дорожек и зазоров практически одинакова, а характерный блеск дорожек при взгляде под углом говорит о хорошей вертикальности боковых стенок дорожек. Любопытное наблюдение: после дубления дорожки плохо смачиваются травителем (лечится ополаскиванием водой после чего воде надо дать полностью стечь с заготовки). Я уже не раз с таким сталкивался, но только сегодня до меня дошло, что это не бага, а фича. Небольшая гидрофобность стенок фоторезиста уменьшает боковое подтравливание.

Параметры процесса:
Экспозиция: 5x26W, 30см, 25сек
Дубление: 5мин

Видимо пока все так и оставлю, заодно и маска будет быстрее получаться.

Update: «Предчувствия его не обманули» (с) мультик. С таким источником за 2 часа «прострелил» даже синюю маску, хотя давно списал ее в неудачные покупки…

Update 2: Сделал калибровку под Riston и вытравил пробную плату. Оптимальное время получилось 14 секунд (вполне соответствует расчетам) и платы получились чуть ли не лучше чем с фотеком. Дорожки и зазоры на шинах практически одинакового размера по всей длине. Хотя может просто травил чуть аккуратнее. Так или иначе результат меня порадовал.

Update 3 Обещанные фотки:

Дорожки крупным планом:

Хорошо заметны две вещи: маленький подтрав (очень близкие ширины дорожек и зазоров) и вертикальность стенок дорожек. Замечу, что фотошаблон 0.15/0.15, а не, скажем, 0.18/0.12. Ну и медь 35мкм, на ней подтравы по определению больше.

Общий вид платы:


Ну и платы с синей маской:


Update 4: попробовал еще раз зеленую маску (в шприце, это немножко не такая как из банки от голдпарта, но раньше отличий в поведении замечено не было). За 20 минут некоторые окна пришлось чуть-чуть оттирать, но в целом получилось нормально. Надо, видимо, либо слой чуть толще (в этот раз слой получился довольно тонкий), либо чуть-чуть уменьшить время. Но по итогам остался доволен, время всего процесса (от печати фотошаблона до получения готовой платы с маской, лужением и отверстиями) сократилось до примерно полутора часов.

P.S. «не тратьте силы, возьмите молоток побольше»
  • +3
  • 19 марта 2012, 06:09
  • evsi

Комментарии (35)

RSS свернуть / развернуть
Добавил новость насчет маски. Вечером выложу фотки, платы сейчас на второй засветке.
0
  • avatar
  • evsi
  • 19 марта 2012, 08:55
Да, лампа-зверь. И все-таки я не уверен в необходимости дубления для Photek.
0
Фактически все зависит от необходимого разрешения. Если высокое разрешение не требуется, то калибруем на максимум экспозиции, после которой удается проявить при заданном разрешении и тогда дубление не требуется. Если же нужен максимум разрешения, тогда калибруем «по центру» (то есть наиболее качественному на маленьком разрешении элементу), но тогда дубление крайне желательно, поскольку в «зубастом» травителе могут слезать самые мелкие дорожки (особенно на длинных шинах). Но в любом случае, большая мощность и маленькая выдержка дают лучшие результаты из того, что мне удавалось получить. Надо будет ристон прокалибровать. Правда, я даже не представляю на каком диапазоне начинать. На трех лампах и 50см он фотек «загорал» за 1мин30сек, ристон за 45 и добавление 5сек приводило к проблемам с проявкой. Судя по тому, что у фотека время сократилось втрое, ристон должен вообще за 10-15сек экспонироваться. Похоже придется делать по 2 секунды шаг…
0
Добавил результат с ристоном.
0
  • avatar
  • evsi
  • 20 марта 2012, 01:14
Кстати, это еще одна причина подумать над прогревом ламп перед экспозицией.
0
  • avatar
  • Vga
  • 20 марта 2012, 01:45
Или наоборот, не трогать их. Все равно прогреться они не успеют. И даже если делать несколько экспозиций подряд, перерывы все равно будут большими (во всяком случае значительно больше, чем время экспозиции) и лампы успеют остыть.
0
Я не о том. Прогрев ламп значительно повысит мощность излучения, что и рекомендуется даташитом.
0
Время и так короткое, да и разрешение явно близко к паспортным данным. А работать так будет заметно неудобнее и больше вероятность ошибки (забыл прогрев сделать и все, плата просто смоется при проявке).
0
Кстати, в процессе экспериментов я не заметил сколько-нибудь заметного ухода оптимального времени экспозиции по мере прогрева ламп.
0
Добавил фотки.
0
  • avatar
  • evsi
  • 20 марта 2012, 02:37
Респект и уважуха!
0
присоединяюсь к респектующим. на фотки душевно передёрнул, особенно где уже с маской
0
эээ… что ты там на фотки делал??!!! ))))))))))
0
Добавил результаты накатывания зеленой маски. Мощная УФ установка мне нравится все больше и больше.
0
  • avatar
  • evsi
  • 21 марта 2012, 16:15
что-то зеленой маски не видно…
0
А там не картинки, просто результаты. Собственно, картинок с зеленой маской более чем достаточно уже, IMHO.
0
Я лет пять назад тоже обратил на это внимание… Наилучшие результаты тогда (0.25/0.25 мм) получились с помощью ДРЛ и времени экспозиции 18-23 сек… Я, кстати, сохранил этот излучатель и хочу его опять использовать, только сейчас для засветки маски. Хотя он неудобен тем, что выходит на режим за несколько минут, и выключать нельзя до окончания процесса. Зато мухи дохнут на лету, летом очень способствует :-)
0
Меня во всем этом хозяйстве больше всего радует, что процесс отлично ставится с фотошаблонами сделанными на самыми обычном принтере, без каких-либо тонер денсити и прочих заморочек. Вторая экспозиция рулит, вобщем :)
0
офигеть… очень здорово!
0
Никогда ничего не применял, только струйный принтер и обычную пленку. Кстати, не 5 а, пожалуй, и 10 лет тому назад… Летит оно… А техпроцесс как поставил тогда еще, до сих пор актуален. Недавно из гаража принес центрифугу — вначале был Позитив 20. Как я радовался, когда появился фоторезист! Насколько все чище и насколько выход годных плат вырос. Но вот переходные отверстия мне не осилить, даже и не пытаюсь…
0
Ну вроде как с гипосульфитом меди процесс выглядит вполне доступно, да и отзывы неплохие. Доедут реактивы буду пробовать.
0
У меня еще метров 10 проволоки осталось:-) Не знаю, откуда, но покрытие прекрасное и толщина (если «распушить») правильная. На нее TQFP сверху легко встает, практически без перекосов. Этих 10 м хватит до окончания техногенной эры (в жгуте штук 50 проволочек)…
0
что за проволока?
0
Для пропайки переходов. А так — кто ее знает, для чего. Но белая и блестящая. Уже несколько лет ей переходы пропаиваю, но даже трети не израсходовал…
0
Когда переходов много, пропаивать их становится напряжно. Да и вопрос с термопереходами такое пропаивание не решает.
0
Согласен… я же говорю: готов повторить техпроцесс, если достану химикаты. Много — не останавливает, если надо. Лежит вот образец, там СШП — более 900 переходов (не терморельеф), пришлось паять проволочкой… справился, работает. Но скоро второй, улучшенный :-) образец паять… Хотелось бы избавится от этакого счастья, так что жду осмысленного повторения процесса от радиокотов. Вы ж хотели, вроде…
0
Я ж говорю — жду пока реактивы доедут.
0
И мы ждем. С нетерпением. :)
0
жила из витой пары и сверло 0,6 — сладкая парочка ;)
под расклепывание в переходных самое то. и термопереходом отлично работает, и расклепать можно «в ноль», что позволяет как устраивать переходы под TQFP, так и под QFN без проблем вообще.
0
Тоже вернулся к расклепыванию жилы от витой пары. Паять переходы задолбало до жути. Клепка конечно не в два тука и время отнимает, зато и площадки к текстолиту дополнительно прижимает, оторвать тонкую дорожку при этом постараться надо, и в 0 расклепать можно.
0
Любопытно чем и как делается клепка? Я пробовал этот вариант, но малейшее попадание по плате (в стороне от отверстия) грозило отслаиванием фольги при последующей пайке.
0
отоженая жила из витой пары. только не китайское хз-что надо брать. я предпочитаю наш с одесса-кабель по 3грн/метр, зато там нормальная медь внутри. отжигаем горелкой непосредственно перед применением, медь становится более пластичной, хоть можно и без этого. вставляем в отверстие с натягом, для этого сверло и нужно подобрать. обрезаем нормальными бокорезами, чтобы срез не сминался, с припуском 0,4-0,5мм. обстукиваем одну сторону, переворачиваем, и другую. я обычно делаю с двух заходов — сначала слегка, чтобы заклепки не выпадали, а потом уже окончательно в 0.

как вариант — можно не всю плату сразу расклепывать, а частично близко расположенными группами, чтобы не выскакивали будущие заклепки.

ну не знаю… у меня ничего не отслаивается. хоть текстолит и от ворона, и на каких-то хз откуда древних кусках пробовал.
0
Чем расклепываешь и на чем?
0
молотком на наковальне.
хотя в самом начале собрал прототип ручного пресса, нравилось. но задумал полуавтомат со вставкой проволоки, обрезкой и обжимкой — разобрал — начал переделывать — и забросил… надо будет все-таки доделать, для нескольких заклепок по-быстрому пригодится…
0
Я расклепываю маленьким молоточком на большом. примерно так как тут и описали.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.