Паяльная маска, дубль 1

Спешу поделиться с сообществом результатами моих потуг нанести паяльную маску. Ну, хочется, чтобы плата была красивая и не окислялась. Долго искал, к Ворону приставал, чтобы завезли пленочную маску, но результатов — ноль. Но тут недавно попалась мне на глаза эта ссылка www.ebay.com/itm/1pc-PCB-UV-Curable-Solder-Mask-Repairing-Paint-Green-/200617690716?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item2eb5bf065c
Все вроде бы красиво, но цена негуманная. Порылся еще и нашел
www.ebay.co.uk/itm/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=200622510695
где и приобрел. У продавца еще есть зеленая и синяя, но мне захотелось а-ля ESI Juli@ — белую. Доставку продавец обещал в течении 20-30 дней, по факту — дошла за две недели. По сравнению с предыдущей посылкой из того же Гонконга за 45 дней — супер. 5 баксов за доставку потрачены не зря.

В посылке была вот эта баночка. Наполнена где-то на половину, взвешивать не стал, но на глаз заявленные 100 грамм там есть.
Свойства содержимого: белая густая масса, консистенция как у густой сметаны, со слабым, нерезким запахом. На воздухе практически не сохнет, полимеризуется только под УФ лампой или прямыми солнечными лучами, и то неохотно. Спичка, вымазанная этим составом и пролежавшая 4 дня при обычном комнатном освещении, до сих пор мажется.

Решил испытать. В качестве подопытного выбрал эту плату,

зачистил, обезжирил, накидал немного краски и попробовал равномерно ее размазать резиновым шпателем.

Ага, сейчас! С разгону! Нифига она ровно не ложится, по крайней мере, у меня. Провозился целую ночь и перевел кучу краски. Более-менее равномерного по площади нанесения добился при помощи вот такого валика,

но он резиновый, и краска за ним тянется, получается «лунный» пейзаж. Эти неровности слегка разровнял широким резиновым шпателем. Толщину слоя выбираем такой, чтобы через слой краски было видно топологию платы. Если положить слишком толстый слой, то паять придется в глубоких «ямах». Да и дорожки желательно видеть.

Теперь шаблон, отпечатанный на пленке для струйной печати.

Напомню, что краска длительное время остается липкой, поэтому либо ложим шаблон прямо на краску, либо, как сделал я, накладываем на краску упаковочную пленку для цветов, а уже на нее — шаблон. Если приклеивать шаблон, то учитываем это при печати — что для лазерного, что для струйного принтера приклеиваем не печатаной стороной. В обоих случаях стараемся не наловить пузырей, каждый пузырек — будущая «раковина» на поверхности. После нанесения пленки плату берем только за края. Практически любой нажим на пленку выгоняет из под нее краску, получается вмятина.
Весь процесс нанесения и подготовки к экспонированию стоил мне кучу нервов, поэтому подробно отснят не был. Хорошо, что хоть плата в форточку не вылетела. Короче, на выходе получил такой полуфабрикат


Дальше — проще. Прицелился шаблоном, прижал оконным стеклом 3 мм. и под лампу. УФ лампа 26W Delux экономка под обычный патрон. Время экспозиции — 1 час.

После отвердения упаковочная пленка очень легко снимается, оставляя под собой красивую глянцевую поверхность. Не засвеченные участки смываются бензином «калоша». Получаем вот такое «чудо»

«Красивая глянцевая поверхность» получается только там, где пленка прилипла к краске и не было пузырей. В результате этой красивой поверхности очень мало. Зато хорошо видны дефекты и от пузырей, и от неравномерного нанесения.

Хотя бы слегка навести красоту помог еще один тонкий слой, да и то не до конца.


Теперь о приятном — свойствах состава как маски (для чего ее собственно и наносили).
Агдезия неплохая, ногтем поддеть очень трудно. Конечно не заводская, но если паять аккуратно, то все останется на месте. Главное паяльником со всей дури не тыкать. Температуру тоже держит неплохо, не пузырится, цвет не меняет. И что мне больше всего понравилось — абсолютно равнодушна к спирту. Значит можно паять моим любимым спиртоканифольным флюсом и паяльной пастой на вазелине с канифолью — смывается на ура.
Первый блин после лужения и отмывки:

В общем, заявленным продавцом характеристикам, вроде бы, соответствует.

Открытым остался вопрос быстрого, ровного и безгеморройного нанесения. Хотелось бы услышать, что по этому поводу думает сообщество. Критика и предложения с радостью принимаются.
  • +1
  • 24 августа 2011, 19:28
  • B-Screw

Комментарии (80)

RSS свернуть / развернуть
А до экспозиции при нагреве она не становится жидкой?
0
Пробовал греть бытовым феном. Не течет, к сожалению.
0
даром такой гимор не нужен
0
Капроновая сетка для штор, натянутая на пяльца и резиновый ракель — получается идеально. Только я пользуюсь FSR-8000. По идее с этой тоже должно получиться, консистенция такая же.
0
А можно подробно рассказать? Это рамка из сетки, кладется на плату и через нее резиновым ракелем намазывается плата? Принцип шелкографии.
0
Ну да, шелкография. Вот тут описание: radiokot.ru/forum/viewtopic.php?f=8&t=1501&start=80&hilit=%D0%BF%D0%B0%D1%8F%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B0. Как сетка называется… не помню. Вообще в любом магазине, торгующем шторами можно спросить. Натягивать на пяльца по возможности сильнее. Ну и ракель желательно ровный купить, а то разные попадаются. у меня где-то со 2го раза получилось.
0
Спасибо за ответ.
В планах на будущее нет пункта сделать плату? :-) можно было бы зафиксировать на видео. Было бы замечательно.
0
Можно, только у меня фотоаппарат:) Пока коплю, чтобы сразу несколько сделать, по одной долго. Ну и хочется светодиодную засветку сделать, лежат 200шт. super bright UV 3000mcd. А то лампой через стекло долго.
0
А как потом при накладке шаблона не испортить пузырями и прочим? Маска-то, насколько я понял, без УФ совсем не твердеет.
0
С FSR-8000 тоже иногда получается, что там, где плёнка прилипла, блестит, как зеркало. А где нет, немного не такой блеск. Может засвечивать дольше нужно… Трудно сказать.
0
Спасибо, попробуем. Главное, чтобы краски на эксперименты хватило.
0
Из курса физики вспоминается, что оконное стекло УФ не пропускает… И потому же нельзя загореть в комнате у окна. Лучше наверное использовать что-нибудь полимерное… время экспозиции сократишь
0
Возможно стекло у меня такое, но из окна точно. Пленочный негативный фоторезист через это стекло за полторы минуты до кондиции доходит. Две с половиной минуты — и уже непротравы.
0
я когда работал с Elpemer'овским составом, то для хорошего нанесения его дополнительно разбавлял. Там есть фирменный разбавитель, но я пользовался обычным ацетоном. Может быть тут что подобное нужно
0
Прочитал описание. Разбавлять нельзя. Это странно конечно, но кто знает что наши восточные товарищи туда намешали :)
0
А если слегка прикатать шаблон роликом, чтобы он равномерно прилип и выдавить пузыри? Растечётся?
0
  • avatar
  • ploop
  • 24 августа 2011, 21:24
Пробовал. Консистенция дебильная. Слишком густая, чтобы растечься, слижком жидкая, чтобы сидеть на месте. Роликом такие канавы под пленкой делает — мама не горюй :(.
0
А на шаблон нанести и прикатать, типа как плёночный резист?
0
Боюсь, что еще хуже будет. В промежутки между дорожками не попадет.
0
а чего не зеленую?
0
Зеленая — это банально. Да и откудя я знал, что с нанесением гемор такой будет. Возможно на зеденой огрехи менее заметны были бы.
0
Вот уж не знал что такие штуки дома проворачивать можно.Почитал немного, интересно стало.Как ни крути очень удобна в домашних условиях плёнка была бы, но не продаётся она в розницу.
0
  • avatar
  • lejay
  • 25 августа 2011, 02:25
Есть такая www.ebay.com/itm/0-08-100mm-Green-Tape-Hi-Temp-Resistant-PCB-Solder-Mask-/270795343329?pt=LH_DefaultDomain_0&hash=item3f0ca905e1, только без вакуумного ламинатора сложно накатать. Там, где расстояние между дорогами <0.5mm пузыри будут. Проверено с плёночным фоторезистом. Правда маска толще, может и лучше будет. Кто-то бы проверил;)
0
Узкая, цена негуманная, ну и перечисленные Вами недостатки. Накатать ее будет сложно. Фоторезист тонкий и я его накладывал следующим образом: накатал на вытравленную плату, снял вторую защитную пленку и прогрел феном 250-300 градусов (не помню точно) на максимальной подаче воздуха. Горячей воздушной струей фоторезист неплохо вдавливало в промежутки между дорожками и там он довольно крепко прилипал. Только воздух под фоторезистом мешал немного. Выпускал его через проклы иглой. Потом возвращал на место пленку и экспонировал.
0
Он ещё спирта боится. Кстати, двухкомпонетная паяльная маска не дефицит, только фасовка по 1кг и срок годности полгода. Хотя тот же МПФ-ВЩ у меня третий год лежит. Пользую- изменений не заметил.
0
Ткните, пожалуйста, носом, где этот не дефицит достать можно с доставкой на Украину. Кило этого добра свободно можно растолкать по 100-200 грамм среди братьев по разуму, поэтому такая фасовка не пугает. Но толи я плохо искал, толи плохо искал :). Не нашел.
0
rezonit.ru, Только не знаю, отправят на Украину или нет. Ну и вот elecompokits.ru, не сочтите за рекламу. Только дороговато.
0
Спасибо. Посмотрим.
0
Реально уже пару лет пользуюсь жидкой маской. Работаю с smd, поэтому
уже не представляю себе даже макетов без маски. Пользую Elpemer. По-моему, автор принципиально решил не соблюдать хотя-бы минимальные требования технологии… Идеальный результат в двух словах:
1. наносить краску через сито (ситоткань, натянутая на рамку — обеспечит идеально ровную толщину покрытия)резиновым ракелем, расход краски — 2-3гр. на плату размером А4.
2. после нанесения дать полежать 5 мин — краска растечется, исчезнет сетчатая структура после сита.
3. 15 мин. в печи при температуре 70 град. — испаряется растворитель, после остывания даже к рукам не липнет, лепи какой хочешь шаблон.
4. Пару минут засветка через фотошаблон, пару минут проявка, промывка.
5. 1 час в печи при температуре 150 град.

Все!!! Имеем паяльную маску, полностью отвечающую заявленным характеристикам! И никакого геморроя. Сухая маска и в гости не годится.
0
О, вот как оно используется :) Консистенция сразу навела на мысль о шелкографии, а вот приложение шаблона к полужидкой краске было под вопросом.
Надо купить, маска это риальне вещь.
0
увидел на радиокоте зеленую — красота, хочу тоже, но видать совсем не судьба. У нас такого точно не возят
0
Жаль что paypal в Беларуси нету и не будет)
0
Выбор данной маски был сделан по принципу «что удалось достать». Гораздо интересней с точки зрения технологии, на мой взгляд, была бы двухкомпонентная маска. Но где ее брать не очень дорого и во вменяемой развеске (около 100 грамм) я не нашел. Главное достоинство описанной мной маски — доступность. Ну а технологию отработаю, 3/4 банки для экспериментов еще осталось.
0
>> По-моему, автор принципиально решил не соблюдать хотя-бы минимальные требования технологии.
Зачэм так абижаэш, дарагой? :).
Приведенное выше — проба пера. Сито попробую, если достану. А вот остальные пункты для описанного в топике состава не подходят. Не сохнет оно при 70 градусах, никак не сохнет. Бытовой фен выдает струю температурой около 60 градусов. Пол часа дул, надеясь, что нагретый состав растечется и разравняется. Не разравнялось. И липкость ни на грамм не уменьшилась. На воздухе практически не сохнет. Кроме того тут нет стадии проявки — незасвеченные участки остаются жидкими и просто смываются растворителем. Цель данного поста — рассказать сообществу о конкретном составе, ну и послушать совета как эту хрень ровно намазать. Есть по этому поводу мысли. Опробую — отпишусь.
0
Тогда все ясно. Это однокомпонентный композит, чаще его используют как маркировочную краску. Чтобы использовать в качестве паяльной маски, нужно ее наносить через шелкотрафарет. Вот это настоящий геморрой. Сито натягивается на рамку, на него наносится светочувствительная эмульсия, экспонируеся через фотошаблон, промывается. Имеем трафарет. Потом через него ракелем и наносится на плату краска. Потом остается просто засветить отпечаток — отвердить краску. Имеем плату с маской.
Думаю для прототипирования технология слишком громоздка, да и трафарет качественный сделать не просто. Двухкомпонентная рулит.
0
Может еще приложишь ссылку где ее купить без геморроя?
0
дык а какие проблемы с ситом то… покупаешь кусок нужной ткани, вышивальные пяльцы в магазине женского рукоблудия, минута возни — и сито готово.
0
А почему никто на обратил внимание на слово Repairing (ремонт) в названии лота? Эта маска предназначена для восстановления повреждённого покрытия! В Резоните подаётся однокомпонентная маска USM-U2 rezonit.ru/material/mask/index.php, только фасовка 5кг.
0
Почему не обратил. Основное назначение этого состава — востановление маски после ремонта оборваных BGA пятачков. Но запрета намазать им плату целиком я описании не нашел.
0
Не запрещено, только нужен этот гимор?
0
Ну тут уже по принципу «Хочется — хуже, чем болит» :) Для мелкосерийного производства это конечно не катит, но для любительского применения можно изредка и помучиться.
0
я, как человек с этой технологией совершенно незнакомый, одного не пойму: что делать с платой, снятой на последней картинке? она так и останется на всю жизнь заштукатуренной? или после лужения контактных площадок вся маска смывается совсем?
0
Останется заштукатуренной. Все места пайки открыты, а все остальное защищено от окисления маской. И припой при пайке не расползается там, где этого не нужно.
0
мдэ, страшновато тогда в итоге получается.
я ещё понял бы какую-то прозрачную (или полупрозрачную) маску, но то, что на фотках… неэстетичненько.
0
Слой толстый. При правильном нанесении лучше будет. Ну и цвет зеленый или синий ИМХО тоже будет лучше.
0
… но всё равно в итоге получится непрозрачное покрытие, правильно?
все платы, что я до сих пор видел, позволяли разглядеть дорожки.
0
Полупрозрачное. Там где слой тоньше дорожки вполне видно. Ну и зеленая возможно чуть прозрачней. Белую лучше брать для шелкографии (насколько я помню тему человека, экспериментировавшего с шелкографией — спецкраска в ней главное, остальное можно заменить или сделать самому).
0
Согласен, слой тонше и равномерниее ложить нужно. Технологи я стадии отработки.
0
Вот как это выглядит у крутышек «LPKF» www.youtube.com/watch?v=4l1mXpL5lDQ&feature=related
Я обратил внимание что после нанесения пасты плату сразу кладут в печь, может в этом секрет, тогда липнуть не будет.
А вообще похоже на приготовление бомж-пакета на первой минуте видео))
0
Слишком уж аккуратно у буржуев получается, не по-нашему ;)
Здорово конечно!
0
Ага, а на ценник внимание обращали? В наборе по 4 пакетика каждого компонента и вся эта радость с сопутствующим антуражем (лоток, валик и т.д.), ЕМНИП, стоит 650 вечно зеленых баксов. У них еще есть набор для домашней металлизации отверстий. Втер состав ракелем в отверстия, сунул на полчаса в духовку и вуаля! Только ценник подобный, то ли 450, то ли 500. Красиво, аккуратно и непомерно дорого.
0
Так LPKF же, дешевого я у них ничего не видел) Да и кто говорит что надо покупать? На этом видео все этапы показаны, так сказать образец, ну а дальше кто во что горазд)
0
Цены честно говоря я не видел, но не сомневаюсь, что там все это дело не дешевое. Такие вещи должны быть в университетах! Надеюсь на работе будет нечто подобное. Ведь с такими штуками приятно работать, а всеми нами горячо любимые лут/фоторезист и т.п., могут отпугнуть новичков ведь тут нужны не хилых скилы и терпение :) Хотя не умея работать руками — добиться успехов в электронике имхо нельзя!
0
такой кусок текстолита запароли
0
Что-то подобное должно быть в универе и на работе, один раз организации могли бы расщедриться на оборудование, а вот эти пакетики уж совсем золотые — расходные материалы не должны столько стоить, тут неплохо бы LPKF умерить свои аппетиты.
0
Но я не к этому выложил ссылку, паста вроде нормальная раз на ультрафиолет реагирует, проблема похоже в нанесении, попробуй так же валиком и потом посушить при температуре, до того как приклеил пленку ;)
0
Не сохнет, зараза. Выше уже описывал.
0
А если взять валик шириной больше платы? Тогда полос быть не должно.
0
Проблема в том, что ширина валика не причем. Проблема в том, что ручками не удается равномерно раскатаь пленку, да еще и без пузырей. Сейчас технология более-менее отлажена. Буду делать очередную партию плат — возьму фотоаппарат (своего нет) и опубликую второй дубль. По промежуточным результатам уже неплохо получается. Только долго. А вообще, краска неплохая, буду заказывать еще. Закажу еще зеленой, может внешне будет более ровно выглядеть.
0
Бум ждать «дубль два».
Я вот думаю заказать синюю и зеленую для собственно маски, и белую для маркировки. Вот только нужно что-то с трафаретом придумать…
Да, а через сито не пробовал?
0
Сито не пробовал. С нанесением особых проблем нет. Проблема в том, что сложно разместить шаблон на липкую краску, да так, чтобы пузырей не наделать. Если бы не накладывать шаблон, то сито было бы идеальным вариантом.
А насчет маркировки, то тут, ИМХО, слишком нерациональный расход получится. Для маркировки ничего лучше чем шелкография еще не придумали.
0
Сито не пробовал. С нанесением особых проблем нет. Проблема в том, что сложно разместить шаблон на липкую краску, да так, чтобы пузырей не наделать. Если бы не накладывать шаблон, то сито было бы идеальным вариантом.
т.е. от промежуточной пленки отказался в итоге?

А насчет маркировки, то тут, ИМХО, слишком нерациональный расход получится. Для маркировки ничего лучше чем шелкография еще не придумали.
А я про шелкографию и говорю. Есть мысль, каким образом можно сделать трафарет, надо пробовать.
0
Нет, промежуточную пленку приходится использовать. Незакрепленная краска на ней остается. Если ложить сразу шаблон, то он одноразовый будет. Да и спозиционировать шаблон еще нужно, т.е. нужна возможность его подвигать. Так что без промежуточной — никак.
0
а если маску на плату наносить шелкографией? Сделать шаблон на сетке, и через него уже наносить маску — и сразу засвечивать
0
Не вижу смысла использовать в шелкографии фоточувствительную краску. Это уже как масло масляное получается. Точно не знаю, используют ли для нанесения маски шелкографию, но если и используют, то для партий. В прототипировании, когда тираж платы 1-2 штуки, шелкография, ИМХО, слишком затратна.
0
Найду сетку, попробую. Фоточувствительную не обязательно, само собой, вот только с теми же параметрами защитное покрытие надо еще поискать, а маска уже есть
0
Не сочтите за рекламу Паяльная маска.
Зеленая глянцевая паяльная маска по 20 гр. почтой. Правда будет только в марте.
0
а будет где?
0
Я думаю будет в у них магазине, пишут, что торговать начнут с марта
0
Предложение интересное, но Украину оно мало волнует :). Наш удел — воевать с однокомпонентной.
0
Интересно почему Вы не можете получать по почте посылки из России, Я в прошлом году заказал и получил по почте блок зажигания из Украины, без проблем, шло неделю
0
Получить то может и не проблема, да кто отправит? Вряд ли этот магазин будет заморачиваться с международными пересылками, как и большинство других. Я не видел российских инет магазинов, торгующих радиодеталями, которые занимаются пересылкой на Украину.
0
Не знаю, некоторые пишут в любую точку мира, другой вопрос сколько это будет стоить, хотя за пересылку платить будете Вы, а так по моему что в Россию отправить, что на Украину
0
Ради интереса написал на сайт письмо. ответили быстро — они не против еслю люди согласны платить. вот расценки за отправку на Украину Почта России
0
90р сама маска и ~100р пересылка… %)
так уж выгоднее кому-нить одному взять ведро, привезти и перепаковать по-местному.
хотя справедливости ради стоит отметить, что международные тарифы у российской почты ниже чем у украинской…
0
Ну и у приведенной мной маски тоже $6,5 — маска, $5 — пересылка.
У предложенной двухкомпонентки смущает очень мелкая развеска, 50гр. было бы лучше. Будет время — попробую.
0
Я ее не разглаживал. Ложил примерное количество, чтоб хватило, по бокам платы ставил две полоски пленки от фоторезиста для установки толщины маски и сверху ту же пленку на всю площадь…
Сверху этой пленки фотошаблон и прижимал все стеклом. При продавке маска сама расходится по плате ровным слоем. Общее время нанесения около 2-3 минут.
0
Вариант, но требует ровного текстолита. Для неровного нашел выход, описанный здесь. Правда для меня это уже неактуально, поскольку перешел на двухкомпонентную.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.