Клубы света - 1

Пролог. Больше года назад я начал публикации цикла статей по светорежиссуре для начинающих. Но потом понял, что как-то напряжно их писать, параллельно работая. Сейчас же появилось время и даже желание, а еще — ученики, в связи с этим материалы будет переработаны и обновлены. А пока для завтравки выкладываю небольшой цикл статей о свете в аспекте клубов, кафе, ресторанов и прочих увеселительных заведений, благо эти два множества пересекаются весьма причудливым образом.

Этот цикл статей направлен на довольно узкую прослойку людей: владельцев увеселительных заведений, управляющих, начинающих световиков, сочувствующих, но, полагаю, будет интересен и всем остальным как освещающий проблемы светорежиссуры (извините за каламбур) в данной среде. Вопросы звука здесь затронуты не будет, разве что отчасти и по смежным проблемам вроде коммутации. Для ханжей заранее скажу, что время от времени будет применяться ненормативная лексика, что обусловлено общим состоянием дел в предмете исследования и желанием наиболее емко и точно выразить некоторые аспекты подхода к теме в России. Особо ретивым хочу напомнить, что все это — не более чем ИМХО автора, а верить/проверить по желанию предстоит вам самим.

Часть 1. Вступление в Содом.

«Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!»

Итак, можно тебя поздравить (можно ли?) Ты — будущий владелец своего клуба/кафе/бара/ресторана/нужное впиши, в общем, тот, чье детище должно повлиять на досуг. Естественно, я не могу учить тебя, как вести дела, да оно мне и не нужно, поскольку хочу я поговорить по душам о такой составляющей твоего бизнеса, как шоу. На дворе 21 век, цивилизация перешла на гаджеты, виджеты, видение всего как спорта и ваще вау. Поскольку рисунками глиной по камню и плясками у костра сейчас трудно кого-то привлечь, то мы будем пользоваться достижениями прогресса, благо сами по себе они не хорошие, ни плохие, а просто есть. Ничто так не портит какую-либо вещь, как ее фанатики, запомни. Антипатия в этом случае — признак ретроградства, и опять же, пользы никакой. Шоу — так шоу. Его ты тоже будешь продавать.
Что? Ты бодяженным бухлом втридорога и сушами торгуешь? Это само собой, но человек, понимаешь ли, такая скотина, которая любит понты и зрелища. А ты это понимаешь, иначе бы не занимался этим бизнесом. А понты обычно берутся в сборе, потому что частичные понты не проканают, либо проканают, но какую-то часть выгоды ты упустишь. В грубом приближении можно вспомнить Антона Павловича с его критериями прекрасного и взять их на вооружении. Поэтому и дубовые барные стулья, и фирменные салфетки с вензелями, и (полу)голые официантки, и омар в вине, готовящийся на глазах клиента, и качественный звук, и феерия света, и диджей, который умеет считать квадраты, и ведущий, который может импровизировать — все это часть шоу и способ выгодно продать понты.

«А по предмету»

Нас интересует свет. Человек вообще львиную долю информации получает через зрение, поэтому не зря столько вкладывают в интерьеры. Жаль, что про световые решения часто забывают. И зря.
Почему? Причин много. Во-первых, это дорого. Классическая формула: количество денег, потраченных на свет должно быть не менее удвоенной суммы, потраченной на звук. Т.е. если мы возьмем заурядной кафе с киловаттным комплектом звука, маленьким микшером, парой микрофонов, какой-то обработкой и мелкими причиндалами, выливающимися примерно в сто тысяч, свет требует около двух сотен. На эти деньги вполне можно оснастить заведение декоративной подсветкой, динамическим светом на танцполе, разные эффектами типа дыма и мыльных пузырей, нормальной системой управления. Естественно, что в эти деньги оборудование будет среднего пошиба, но при этом полностью (ну или практически полностью) удовлетворять запросам этого кафе, позволяя при этом рубить бабло на корпоративах, меняя интерьеры и выделяя зоны парой нажатий кнопок. Но таких прецедентов на моей памяти не было. Дорого же! Очень! Лучше повесить пару «веников» из уценки. Хотя, правды ради, и такое иногда прокатывает вполне — не будем же мы постоянно ориентироваться на отстающих.
хозяина заведения можно понять — пока все готовится к открытию, деньги улетают мгновенно, а ведь кроме света и звука еще ремонт, кухня, персонал, мебель…
Подумаем как рационализаторы. Денег мало, но при хитрожопости можно обойтись малой кровью, не скатывая визуальное оформления заведения в говно. Но тут думать надо, стараться, откосить не выйдет. Так что «не выебывайтесь и слушайте ваши «Валенки».

«Кадры решают все»

Но блат и знакомство — больше. Такая вот круговая порука. Как обычно решается технический вопрос? Владелец, покумекав, что ремонт заканчивается, краска сохнет, скоро мебеля привезут, надо чавой-то купить, чтобы бумкало и сверкало. Он идет в какую-либо контору по типу музыкального магазина — выбрать что-нибудь недорогое. Там ненавязчиво интересуются, впадают в ахуй, что открытие через неделю, все уже проложено, заштукатурено, зашито и прокрашено, но предлагают оснастку под ключ. И почти всегда оснастка довольно неплохая. Но дорогая (по традиции выбираем из 3 пунктов — быстро, качественно, недорого — 2 любых). Жаба душит-с, он идет в другую контору, ситуация похожая. Третья, четвертая… В итоге, плюнув на все, привлекается какой-нибудь DJ Vaska Jopkin, знакомый знакомых, или сын, который, поиграв по школьным дискотекам, стал сам для себя профессионалом. Еще вариант — нечто педерастически-гламурное, в пинжаке и шарфике, живущее эмоциями а-ля «в какое полушарие мозга ударит моча», но поучаствовавшее в некой «клубной деятельности», и узнавшее, чем спот от воша отличается, а значит тоже сам себе гуру. Закупается рандомный набор всего, раскидывается-приколачивается-вешается, запитывается от офисных «пилотов»(а кстати, пренебрежение нормами и правилами техники безопасности — явление, характерное для всех креаклов и не таких, как усе), потом это все пердит-гудит, сверкает-трещит, за пультом стоит DJ Jopkin с лыбою дебила, крутя треки в аимпе. «Зато елка у нас красавица». Через какой-то промежуток времени все начинает разваливаться на глазах, юный падаван-диджей уже там не работает, креакл улетел куда-то что-то вытворять. Заведение может работать, а может и закрыться, если в остальном не повезло.
Так вот! чтоб не случилось такого, уважаемый владелец, никогда не призывай на помощь в технических вопросах следующих кадров:
— диджеев. Абсолютно никаких — ни молодых, ни пожилых. Пусть крутят свою музычку.
— креативных и продвинутых. Они могут намутить неплохой дизайн (но пусть контролируются инженером, или хоты бы прорабом), придумать концепт вечеринки и прочего, но к технике даже близко их не допускай.
— дикостарперных «бывших». Мужички уже к пенсии, или на ней, работавшие сколько-то лет назад в ДК «Текстильные орала» на ставке по звуку или свету, обычно сильно пьющие. Но тут не следует их путать с теми, кто может и немолод, но при этом работает в данный момент, отличается умениями, следит за тенденциями и все такое. «Бывшие» же могут такого говна наворотить, что не разгребешь вовсе.
Лучший способ — заманить к себе профессионала, который все сделает, настроит, обучит, будет работать, контролировать, а когда захочет уйти — оставит после себя юную адекватную смену. Но вот незадача — таким людям придется платить, и платить немало. Ты можешь схитрить, и после монтажа и какой-то первичной настройки попросить его удалиться, но пользы от этого не будет никакой, потому что вместо специалиста у тебя будут заниматься техникой Жопкин и креакл, со всеми вытекающими, плюс мнение в определенных кругах.
Если хочется сэкономить, но не просрать наработки, можешь заранее договориться со спецом, что он монтирует, налаживает, работает и учит до какого-то момента какого-нибудь шустрого и сообразительного человека из твоего окружения, а лучше двух.

В следующей части я расскажу, как составить план, кого привлечь к реализации, какое оборудовании следует выбирать для конкретных случаев.
  • +3
  • 19 сентября 2013, 20:59
  • Temple

Комментарии (25)

RSS свернуть / развернуть
Ненормативная лексика? — херня, а вот эпилог как бы должен быть в конце, а если в начале, то должен быть пролог.
0
  • avatar
  • EW1UA
  • 19 сентября 2013, 21:48
Пофиксил. Чего-то я дико обленился — хочется закончить, не начав.
0
хочется закончить, не начав
Да уж, :-)
0
А что такое «креакл»?
0
  • avatar
  • Vga
  • 19 сентября 2013, 22:09
Креативный Класс
0
100 тысяч, 200 тысяч — это в кувейтских динарах или в японских иенах?
А впрочем, неважно, всё равно дофига, это ж не в белорусских рублях.
0
  • avatar
  • EW1UA
  • 19 сентября 2013, 22:26
Ну, сотня кило-йен тоже не так уж много. Килобакс, примерно.
0
  • avatar
  • Vga
  • 19 сентября 2013, 22:50
100000 белорусских рублей — около 10 долларов.
0
Да в российских это, в дереве.
0
Как-то слишком агрессивно Вы начинаете новый цикл статей :) Я так понял, что просто «накипело». Но поверьте, коллега, такая ситуация везде, не только в Вашей отрасли. И да, общее правило: хочешь что-то сделать хорошо — найми профессионала. И будь готов к тому, что профессионал потребует за свои услуги адекватную плату.

Но, с точки зрения потребителя услуг все не так просто. Вы, подозреваю, запросто можете оценить уровень профессионализма в своей отрасли. Я, предположим, в своей. Но я не знаю, как определить профессионала в вашей отрасли. Вот если мне нужен профессиональный свет, и некто обещает мне «сделать все правильно», и хочет за это много денег — насколько профессиональный данный кандидат?

Возьмем более реальный пример — как отличить, например, хорошего хирурга от плохого. Можно, пойти в самую дорогую клинику, на прием к самому дорогому хирургу. Но это косвенные признаки, нет гарантии что ваш доктор действительно будет «лучшим из лучших». Помнится, был здесь в сообществе один «хирург», который имел высокий социальный статус (с его слов), но как человек был говно (с моих слов).

Так, что Вам, изнутри, все кажется просто. Но с точки зрения потребителя услуг, который далек от темы, все не так просто.
+2
  • avatar
  • e_mc2
  • 19 сентября 2013, 22:46
Надо сразу брать быка за рога, мягкость недопустима, когда насмотришься на горелые щитки.
0
мягкость недопустима, когда насмотришься на горелые щитки.

Всяко бывает. Горелые щитки, утраченные (из-за одного неверного SQL запроса) базы данных, критические баги, которые вылезли в самый неподходящий момент… Все бывает, но, увы, от этого нет универсальной защиты. И дело не только в профессионализме исполнителей.

В следующей части я расскажу, как составить план, кого привлечь к реализации, какое оборудовании следует выбирать для конкретных случаев.

Жду следующую статью (надеюсь там будет больше «мяса»).
+2
.../бара/ресторана/нужное впиши
… должно повлиять на досуг
… бодяженным бухлом
… скотина, которая любит понты и зрелища

Кроме этого Ваше заведение больше ничего не даст обществу. Клоунада и пустота. Да сколько их таких…
Креативный класс в таких заведениях? Нет ли подмены понятий?

Вот это особенно мне запомнилось:
… видение всего как спорта и ваще вау.
0
  • avatar
  • Logic
  • 20 сентября 2013, 11:15
Подмены понятий нет, так как креаклы, описанные автором «креативят» только контент, т.е. посты в блогах, статьи в журналах для креаклов и прочий информационный шум.
Например столяр, или строитель, создающий материальные и полезные вещи никаким боком не относятся к вышеописанным.
Что касается этих товарищей, то они подобны генератору, замкнутому самому на себя, т.е. генерируют контент для себе подобных, и только. Некоторые вещи, как электромагнитные помехи просачиваются наружу, но кардинально на окружающих не влияют.

Автору на будущее: меньше лирики — больше конкретики. Чтобы не приходили люди не отличающие софит от профита полезно обьяснить им основы, а не жаловаться на засилье непрофессионалов.
+1
А вы куда-то торопитесь? Конкретика впереди, а для начала нужно обрисовать состояние в сфере.
0
Я сразу написал, что разговор пойдет об увеселительных заведениях. О культурных — это скорее тема монографии в твердом переплете.
0
тема монографии в твердом переплете
Да, это долго читать.

разговор пойдет об увеселительных заведениях
«Аллергия» на них даже глядя со стороны. Телик включишь — поют все у кого рот есть.
Ничего дельного, одни свистопляски про которые завтра никто не вспомнит.
Вот и статью вашу прочитал «по диагонали».
0
Да тут, собственно, каждому свое. Я в таких заведениях часто работаю, но никогда в них не отдыхаю. Я лучше помузицирую, попаяю, или на рыбалку. С точки зрения светорежиссуры мне интересен клубный свет как факт, его развитие и влияние на человека.
0
тема монографии в твердом переплете
Учение — свет, а не учение — звук :)
0
и диджей, который умеет считать квадраты,
что такое квадраты?
0
Насколько я понимаю, это музыкальная фраза и ли куплет в песне. 4×4: четыре такта на четыре доли.
0
0
Спасибо!
0
сарказм очень злой, кстати. оценил)
0
Это вы мне? В чём же был (мой) сарказм — я не понял.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.