"неужели в самом деле..." или "влажный" способ накатки фоторезиста

Давно боролся с последним узким местом в моей технологической цепочке — накатка фоторезиста. И сегодня, похоже, нашел таки решение. Из пяти испробованых заготовок ни одной проблемы с накаткой независимо от того, какая заготовка, какой фоторезист (старый, новый, сухой, липкий — пофиг). Ну и, что совсем уж хорошо, ламинатор разбирать не надо.

UPDATE (для тех, кто в теме): процесс мало чем отличается от того, что я описывал тут с одним существенным изменением: перед тем, как заготовка вот-вот заползет в ламинатор, ламинатор останавливаем, брызгаем из ручного пульверизатора водой на заготовку (заготовка должна быть влажной, но не мокрой) и снова включаем ламинатор.

UPDATE2

Более подробное описание процесса…


Приборы и материалы
1. Фоторезист
2. Заготовка для платы
3. Ручной пульверизатор, например от моющих средств для стекол:

В пульверизатор нужно налить дистиллированной или, в крайнем случае, фильтрованной и отстоянной воды.
4. Ламинатор.

Собственно процесс
1. Готовим плату как обычно (мойка/сушка).
2. Вырезаем фоторезист с припуском 4-5мм по ширине (то есть почти точно по ширине заготовки) и 3-5см по длине (длина припуска зависит от расстояния от края входной щели ламинатора до роликов, так что ее придется подобрать экспериментально).
3. Берем лист бумаги (она будет служить носителем для заготовки и на нее будут клеиться излишки фоторезиста в процессе накатывания).
4. Отслаиваем полиэтиленовую защитную пленку с одного края, подворачиваем защитную пленку и клеим на носитель.

Если фоторезист плохо клеится, то край нужно дополнительно закрепить, я обычно использую для этого «ушки» из скотча, которые использовались для отслаивания защитной пленки.

5. В таком виде носитель подаем в ламинатор

Дожидаемся, пока край фоторезиста попадет в щель ламинатора и дойдет до валов (это нужно, что бы исключить случайные перекосы фоторезиста в процессе накатки). Как только это случилось останавливаем ламинатор (выключаем).

6. Отгибаем остаток фоторезиста вверх, и отделяем еще примерно сантиметр защитной пленки.

7. Берем заготовку и на брызгаем на фольгу воды. Брызгать нужно с некоторого расстояния и немного, заготовка должна стать влажной, но не мокрой и уж точно с нее не должна течь вода.
8. Подкладываем заготовку вплотную к фоторезисту или даже чуть-чуть просовываем в щель ламинатора.

9. Затем берем край защитной пленки и снова включаем ламинатор.

10. Пока заготовка ползет, потихоньку снимаем защитную пленку. Тут надо стараться делать так, что бы фоторезист был все время слегка натянут, а защитная пленка снималась полностью только тогда, когда задний край заготовки полностью исчезает в щели ламинатора.

11. Профит.


(Легло криво, потому что криво вставил носитель. Одной рукой это делать довольно неудобно, а вторая занята мобилой)
На переднем крае заготовки могут образовываться небольшие пузырьки воздуха, хотя при смачивании заготовки до вставки это и маловероятно (но когда делал съемку у меня они получились, все-таки, если присмотреться, их можно заметить на последней фотке), поэтому заготовка должна иметь небольшой припуск по длине.

P.S. Фоторезист на фотках ужасно старый, сухой, хранился плотно скрученным в трубку, вдобавок это самый край рулона и на нем почти по всей поверхности есть «шагрень». Тем не менее, помимо одного крошечного пузырька на краю заготовки, все остальное накатано практически идеально.
P.P.S. Такой ламинатор как на фотках покупать не советую, хотя он и «почти hot roll». Из-за особенностей конструкции его абсолютный предел толщины заготовки — 1.5мм, причем даже с ними могут возникать проблемы (пробуксовки), что приводит к выдавливанию фоторезиста в месте, где произошла «пробуксовка». Из-за особенностей конструкции зазор никак не регулируется, а при малейшем загрязнении роликов они норовят намотать бумагу на себя. Что бы потом достать намотавшуюся бумагу приходится полностью разбирать ламинатор.
  • +3
  • 31 июля 2012, 04:15
  • evsi

Комментарии (28)

RSS свернуть / развернуть
Способо работает с твоим ламинатором или требует специальный?
0
  • avatar
  • Vga
  • 31 июля 2012, 04:33
Работает с любым.
0
когда ламинатором накатывал встретил проблему с толщиной. 1.6 проходил туго и за счет медленной скорости пропекался лучше, но норовил прилипнуть, это решается просто листом бумаги. а вот 2 мм уже не лез ни в какую. решилось ослаблением винтов стягивающих валики.
0
  • avatar
  • xar
  • 31 июля 2012, 09:00
А как насчет наката для двухсторонних плат? По очереди? А уже накатанный слой от второго прохода не пострадает?
0
С чего бы ему страдать?
0
я опрыскивал плату водой и сразу на обе стороны прикладывал фоторезист, что позволяло за один прокат наносить на две стороны фоторезист. засвечивал по очереди и после травил сразу обе стороны.
0
Охотно верю. А есть видео процесса? Просто сразу обе стороны накатывать, это какой-то уже запредельное мастерство.
0
Я вот думаю, что с влажной накаткой должен получиться такой трюк (надо будет попробовать): берем кусок фоторезиста вдвое длинне, чем для одной стороны, затем примерно с половины снимаем защитную пленку и примерно срединой вешаем вертикально напротив входной щели ламинатора, затем влажной заготовкой проталкиваем фоторезист в щель и пока ползет поддерживаем верхнюю часть за защитную пленку (так же как в исходном процессе). Насухую такой вариант не прокатывает, но с увлажнением должно получиться.
0
с видео будет тяжело, я уже вернулся на ЛЛТ, хотя за последний год только одну плату сделал.
(http://ziblog.ru/2011/07/24/ldquo-bolshaya-rdquo-pechatnaya-plata-metodom-llt/)
если кратко то:
0) включаю ламинатор
1) вырезаю два кусочка фоторезиста по размеру платы
2) снимаю защитную пленку и укладываю их на газету
3) опрыскиваю из распылителя для полива цветов (рублей 20-30 стоит)
4) аккуратно переношу один кусочек на чистый лист А4 (80 гр. на метр) (как правило платы меньше чем половина А4, следовательно заранее делаю сгиб по середине)
5) аккуратно кладу на него текстолит
6) и так же аккуратно второй кусок фоторезиста укладываю на текстолит
7) накрываю другим листом бумаги А4 (80 гр. на метр) или если маленький складываю текущий
8) прокатываю в ламинаторе один раз
9) даю отлежаться часик, если меньше тяжело снять защитную пленку
10) печатаю шаблон, совмещаю обе стороны и прокалываю степлером
11) в получившийся пакет вставляю текстолит с фоторезистом
12) засвечиваю, по очереди
ну и далее проявляю и травлю.
0
забыл написать, что пробовал наносить фоторезист в воде, накатывается потом прикольно, вот только отделить защитную пленку (для проявки) очень тяжело, поэтому и стал использовать распылитель он воды совсем немного распыляет.
0
Откель мне знать, вот и спрашиваю.
0
Да вроде о том, что накатанную заготовку можно много раз через ламинатор гонять пишут везде.
0
Добавил (очень) краткое описание процесса.
0
Похоже это была «последняя капля» в пользу покупки ламинатора :)
0
*неделя глупых вопросов и идиотских прожектов*

А что, если попробовать сделать ламинатор самому? Две металлические трубы, оклеенные резиной, внутри каждой галогенка, снаружи два шаговичка для движения…

Нет, то есть мне практически ничего не мешает купить ламинатор, но хочется чего-нибудь компактнее А4, а А5-А6 ламинаторы почему-то стоят сильно дороже.
0
На самом деле обычные ламинаторы не hot roll, то есть валы не греются. Вместо этого нагреваются две пластины прямо перед валами и прогревают то, что подается непосредственно перед тем, как это попадет под давление валов.
0
Странно, я читал обзлоы ламинаторов, утверждалось, что нагрев пластинами не тру. С другой стороны, так по идее даже легче-- нихромовая змейка приклеивается к пластине термостойкой изолентой или чем-то подобным.

*Да-да, это кулибинство, но тем не менее*
0
Да, это не тру, но большинство мелких (настольных) ламинаторов именно такие.
0
Через А4 можно прокатывать и А5 и А6. А сделав А6 — Вы резко ограничите себя в размере изготавливаемых плат.
0
большие ламинаторы часто имеют широкую печку и длины мелкой платы может не хватить чтоб достать до валиков
0
Ну материнки я делать не собираюсь как бы.
0
«сильно ограничите» — это действительно сильно. из-за большой толщины платы валики позволяют пропустить платы примерно на половину формата ламинатора.
0
Ну свой-то будет сделан в расчете на платы, так что сможет прокатывать их во весь формат валиков.
0
логично )
0
А что если попробовать самому связать себе свитер к зиме? );
-1
Но я не люблю свитера.
0
попросил подругу связать варежки (как то позапрошлая зима прохладная выдалась). «вязала» месяца полтора мотивируя тем что ни разу не вязала, поэтому долго. из принципа связал за 2 дежурства xD
0
Добавил фотки и подробное описание.
+1
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.