Клубы света - 2

Клубы света — 1

Этот цикл статей направлен на довольно узкую прослойку людей: владельцев увеселительных заведений, управляющих, начинающих световиков, сочувствующих, но, полагаю, будет интересен и всем остальным как освещающий проблемы светорежиссуры (извините за каламбур) в данной среде. Вопросы звука здесь затронуты не будет, разве что отчасти и по смежным проблемам вроде коммутации. Для ханжей заранее скажу, что время от времени будет применяться ненормативная лексика, что обусловлено общим состоянием дел в предмете исследования и желанием наиболее емко и точно выразить некоторые аспекты подхода к теме в России. Особо ретивым хочу напомнить, что все это — не более чем ИМХО автора, а верить/проверить по желанию предстоит вам самим.

Часть 2. Первым делом самолеты или семь раз отмерь — один отрежь.

«Художник! Что рисует дождь?»

В современном танце есть одно движение (поправьте меня, если не прав) — контемпорари, в рамках которого танцоры как бы изучают и исследуют пространство, взаимодействуя с ним. Так вот, архиважная задача в клубном свете — максимально использовать отведенное пространство, взаимодействуя с ним. Обычно такая деятельность проводится в лучшем случае на треть, и все по двум причинам:
— «круглое тащим, квадратное катим». Помимо света, это касается вообще всей планировки заведения. Здесь встречаются шедевры вроде одной прямой фермы с приборами над круглым танцполом, или угловатая ( «прямой угол — это все-таки 90 градусов, а при ста вода кипит») декоративная подсветка в дизайне с мягкими и плавными контурами и т.д.
— «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». При наличии площади сколь-нибудь большей, чем квадратный банкетный зал на 100 персон, есть законное и правильно желание разбить заведение на зоны (например, танцпол, бар, чилаут, вип-нУмера, место диджея, сцена, гоу-гоу и т.д.). Желание бывает столь сильное, что мысли в голове перебивают друг друга, рождая на свет мутанта.
Так вот, пока еще делается архитектурный и интерьерный проекты, самое время взять с собой специалиста-световика и креакла(на этом этапе он даже очень нужен), взять планы, задумки, фишки, сесть и порисовать. Конечно, аппетит приходит во время еды, и всегда может захотеться переделать пространство, но это хотя бы следует предусмотреть. Как? Соблюдать принцип ППС. В нашем случае — это подвес, питание, сигнал. Будем посмотреть.
— Подвес.
Очевидно, что абсолютно любой световой прибор можно либо поставить на что-то типа пола (пьедестала, ящика), либо подвесить к стенам, потолку и разным крепящимся к ним конструкциям. Поставить что-то куда-то в общем случае проще некуда (отмечу только, что подиум должен быть горизонтальным, негорючим или очень плохо сгорающим, а так же по возможности быть недоступным клиентам заведения). Подвесить — всегда проблема, т.к. есть много факторов, его осложняющих:
— геометрия помещения: высота потолка, форма помещения, наличие ниш, колонн, несущих балок,
— материал стен и потолка (деревянный брус и железобетонные плиты могут напрячь совершенно по-разному),
— техника безопасности («Хромую лошадь» все помнят),
— обслуживание и профилактика (вообще, один из ключевых пунктов клубно-ресторанного света).
Конечно, план подвеса будет конкретизирован после всех творчески-художественных замыслов по зонированию. Но все же следует максимально на этапе строительства и ремонта предусмотреть элементы крепления (штанкеты, фермы, лебедки) аппаратуры, даже если в ближайший год на этом месте ничего висеть не будет. В дальнейших главах мы детально изучим возможные варианты подвесов в разных зонах.
— Питание.
«В питании сила» © Жорж Борман. Как вы уже поняли, если мы ставим/вешаем прибор, то должны его и запитать. ПУЭ — главный свод правил, в случае критических ошибок риск велик. С этим будет разбираться электрик, но вкратце по пунктам:
1. Питание светового, звукового и кухонно-барного оборудования должно быть развязано пофазно(красиво выгорают пусковые блоки у голов, когда включают сидящие на этой же фазе кухонные плиты).
2. Особое внимание заземлению (а то будет бить от всех металлоконструкций).
3. УЗО и выключатели нагрузки должны быть. Автоматы от частого включения-выключения приходят в негодность.
4. Кабель следует брать с двойным запасом (особенно в случае приборов с газоразрядными лампами и лампами накаливания). Все подвижные подключения производить только кабелем в негорючей изоляции.
5. Вилки и розетки — опять же, с запасом, все, что потребляет более 3 кВт подключать силовыми, именуемые в народе «сиськи».
6. Офисные пилоты с якобы защитой от помех и прочего можно ставить только, чтобы подключить ноутбук или плеер, а не световой прибор на высоте.
7. Розеток мало не бывает (при том, что запас по мощности всегда есть). Лучше поставить на ферму 2 блока по 4 розетки при 4 активных приборах, чем потом городить колхоз из удлинителей.
8. По возможности разделять потребителей на как можно более мелкие группы. Например, каждая ферма с приборами подключается на отдельный автомат, напольные приборы не подключаются на одну линию с подвесными и т.д.
9. Электрощит должен быть расположен в удобном месте для техника и неудобном для клиентов и персонала, не имеющего допуска.
10. Необходимо разделять непосредственно блок автоматов/выключателей и оборудование для монтажа в щиток (например, блоки питания светодиодных лент). Его можно расположить в щитке рядом.
В дальнейшем мы так же рассмотрим этот пункт в деталях.
— Сигнал.
Для света альфой и омегой является стандарт DMX-512, по которому управляется большинство интеллектуальных приборов. Не вдаваясь в подробности, остановимся на способе доставки управляющего сигнала к прибору. Следует сказать, что далеко не всем приборам он нужен, но иметь его рядом с точкой подвеса и розеткой желательно. Доставляется он в основном двумя способами: тонким проводом или радиопередачей. Проводные системы надежней, дешевле, но если хочется экспериментов, можно устроить радиоканал.
Прокладывая сигнальную линию, следует помнить, что:
— приборы подцепляются к ней гирляндой (т.е. в первый вошел, из первого вышел, во второй вошел, из второго вышел и т.д.), а это значит, что, например, на одну ферму с приборами нужно вывести коробку с разъемом, а дальше прибора соединять проводами в зависимости от расстояния между ними,
— максимально количество приборов в такой гирлянде — 32, дальше уже возможно сильное затухание сигнала. Выход есть — это сплиттер DMX-сигнала, который, помимо усиления, позволяет решить еще две проблемы
1. Гальваническая развязка приборов и управляющего контроллера. Т.е. в случае внезапного появления нерегламентированного высокого напряжения на входе или выходе сплиттера сгорит он (возможно еще прибор, от которого пошла помеха), но не вся линия со всеми приборами.
2. Используя сплиттер, можно сделать красивую разводку по зонам. Например, при использовании сплиттера на 1 вход и 5 выходов, можно провести по отдельному сигнальному кабелю к каждой из 5 ферм, а не перекидывать кабель с последнего на ферме прибора к первому на следующей.
Кабель применяется специализированный, стоит относительно недорого и заменять его чем-то другим нежелательно.
Итак, резюмирую. Имея точку подвеса, возможность запитаться и подключиться к линии DMX, можно менять световую схему быстро, легко и непринужденно, и, значит, изменить световое решение. Может показаться затратным тянуть несколько гипотетически неиспользуемых линий, но в конечном итоге это позволяет избавиться от действительно пустых и тупых трат по протяжке и монтаже уже поверх финишной отделки.

В следующей части мы рассмотрим классификацию световых приборов, систем управления и границы применимости.
  • +1
  • 01 октября 2013, 23:32
  • Temple

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
Зачем за каламбур извиняться? Что за привычка? =))
0
Не прочитал, но не одобряю… кому нужен нечитаемый поток мыслей?
+1
  • avatar
  • vadis
  • 13 октября 2013, 17:09
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.