Сага о коптерах, часть 1

Часть вторая.
Часть третья.
Часть четвертая.

Решил написать сюда, т.к. в копере, по моему мнению, может соединиться все, что мне интересно — электроника, программирование и независимое самоуправляемое устройство. Как мне кажется, это направление может дать наиболее полное представление, что же может современная электроника + программирование.
Сегодня существует большое количество платформ для коптеров и, если ранее не занимался этой темой, разобраться в них очень тяжело. Мой пост рассчитан на тех, кто вроде бы хочет чего то такого летучего, но не знает с чего начать, сколько это будет стоить и вообще нужно ли оно ему.
Для себя я определил — нужно. До этого я пытался собрать мобильного робота, но сделав все части и отдельные модули, понял, что весь фан пропал. Вот оно всё, уже есть — колесная платформа, мозг, контроллеры двигателей, контроллер датчиков и серво-узлов. Но, как то уже не тянуло все это собрать и запустить… Хотелось чего такого хорошего и, не знаю, наверное более перспективного. И я выбрал — леталку, которая может в будущем совершенствоваться, которую можно дорабатывать и программировать. Наверное, не все можно будет сделать сразу, но данное направление сейчас активно развивается и возможностей — вагон и маленькая тележка.
Шарики - это часть тренировочной рамы, о ней позже напишу
В статьях я постараюсь рассказывать как с нуля в плане опыта именно коптеров, из разрозненного набора компонентов сделать коптер, отладить его, облетать, дооборудовать всякими ништяками и… получать удовольствие :-)
При этом я буду предполагать, что читатель знает электронику и умеет по непонятным терминам или найти информацию самостоятельно или корректно спросить ее в комментариях.

Как вы поняли, это мой первый квад, да и вообще первое летательное устройство, поэтому я решил брать готовый набор. Можно было, конечно, попытаться все сделать самому, но я решил не заморачиваться в создании того, в чем слабо разбираюсь и сосредоточиться сразу на сути.
В итоге долгого и мучительного отбора по критериям простота/управляемость/цена остановил свой выбор на таком сете: основа — Gaui 500x (рама, регуляторы и т.п.), мозги — DJI NAZA (FAQ). Вообще всяких рам для коптеров и полетных контроллеров сейчас развелось очень много, я думаю, каждый может подобрать себе что-нибудь по душе и по финансам.
Набор

Правда, я пока сам еще не особенно натренировался управлять девайсом — постоянные краши, поломанные винты и т.п. Но уже начал делать для него дополнительные устройства — например, контроллер светодиодов, который должен управляться от радио-пульта. В мыслях также к нему прицепить функцию поиска потерянного девайса — однажды уже упал в сугроб, еле нашел. Как только доделаю сей девайс — опубликую здесь.

Итак, все по-порядку. Заказал сет (коптер GAUI 500x + контроллер NAZA) здесь: Flying-Hobby на ebay. Шло недолго (2 недели), т.к. выбрал доставку экспресс-почтой. Если кто-то будет заказывать, обратите внимание, там можно выбрать способ доставки.
Заодно там же заказал запасной набор винтов, как оказалось совсем не зря :-)
Naza

В указанный выше комплект не входит радио-пульт, поэтому купил FlySky FS-TH9X, он же Turnigy 9X, Eurgle, I-MAX, Copter-X, Avionix и т.п. Вообще про пульт, наверное, отдельно потом напишу, т.к. оказалось, что чисто по наитию выбрал хорошую модель, для которой есть и альтернативные прошивки, и всякие доработки, типа обратной связи и телеметрии. Для последнего пункта нужно будет приобрести также комплект телеметрийных передатчика (вставляется в радио-пульт) и приемника (в квад вместо комплектного от пульта).

Потом оказалось, что нужно еще и LiPo аккумулятор, а лучше несколько, к ним зарядник, и еще кучу всего разного, но все это было потом…
Аккумуляторы заказал разные — от 2S (7.4v), 2200mah весом менее 150 грамм, до 4S (14.8v), 5200mah весом почти 600 грамм. Сделал это для того, чтобы можно было полетать как с нагрузкой, например, с камерой, так и пустым и легким — в таком режиме удобно всякие финты крутить, как мне кажется. Заказывал их на eBay, ключевые слова использовал «3s lipo» и выбирал по цене + отзывы на всяких форумах.
Аккумуляторы существенно отличаются друг от друга характеристиками, основная из которых, кроме напряжения и емкости, это токоотдача. Менее 20С, т.е. с током разряда менее чем 20 умноженное на емкость батареи, насколько я теперь понял, вообще покупать не стоит, т.к. токи потребления двигателей квада могут периодически быть очень большими.
Например, в моем коптере 4 регулятора с максимальной постоянной токоотдачей в двигатели 18А. Итого — 72А они могут запросто затребовать от аккумулятора. А в импульсах — еще больше. При этом потребление остальных устройств — мозгов и приемника — по сравнению с 72А просто можно не учитывать.

Зарядное устройство взял на распродаже, теперь даже не могу вспомнить на каком сайте, тип iMAX B6AC (например, вот тут неплохая цена). Зато теперь чётко понимаю, что:
1. Устройство достойное.
2. Мощности маловато, теперь брал бы что-нибудь мощнее, с током зарядки не менее 10А.

Сборка пришедшего сета заняла немного времени, но породила кучу вопросов и проблем сразу после установки на раму крепления двигателей, регуляторов и т.п.
Например, не «поварившись» какое-то время в теме авиамоделизма, было не понятно, какие каналы передатчика куда подключать, что такое калибровка регуляторов и зачем ее делать и т.д. и т.п.
Пришлось окунуться в интернет и прочитать огромное число форумов, тематических сайтов, разобраться в терминологии и технологиях.
Причем, тема многороторных летательных аппаратов еще достаточно нова и поэтому, например, в Тюмени, где я живу, в магазинах торгующих и консультирующих по авиамоделизму, по теме квадкоптера практически ничего не продается.

После того, как я после первого же полета успешно сломал три винта, и не нашел таковых в продаже, пршлось крепко задуматься — где и как комплектоваться. Ну тут единственный сейчас выход — интернет-магазины. Проблема только в том, что доставка в Тюмень из Китая, например, занимает от 1.5 месяцев. С такими темпами много не налетаешь…
Ну ладно, ок, заказал кучу винтов на ebay. Ключевое слово для поиска их там — «1045EPP».
Я брал тут RC-Timer наборы по 12 пар винтов. Винты, конечно, качеством гораздо ниже, чем оригинальные, не отбалансированные, но и цена гораздо ниже. Пришлось также прикупить устройство для балансировки винтов (вот такое — Professional Multi Function Blade Balancer, только я брал у нас в магазине)
Балансировал при помощи ножа — просто равномерно шкрябал нерабочие поверхности винтов. Можно наждачкой, но тогда получается куча прилипучей пыли.

В следующих частях расскажу про то, как калибровал регуляторы и настраивал остальное, как не погубить аккумуляторы при полетах и многое другое. Также надеюсь, что в комментариях мне подскажут, что наиболее интересно, а о чем не стоит писать.

Часть вторая
  • +8
  • 10 марта 2012, 21:24
  • ATiGeR

Комментарии (102)

RSS свернуть / развернуть
Я буду с удовольствием читать эти статьи :)

А вот вопрос — во сколько сотен $ обошлось то, что описано в статье?
0
меньше чем 500 баксов лучше не соваться. я так и не научился на своем летать :( потеплеет, пойду на улицу испытывать.
0
У него только сет из мозгов и рамы в 600 баксов обошелся :) Нееее… Я себе такую игрушку не позволю… Если и буду раскошеливаться, то только на самодельную… Тогда цена будет до 500 зеленых, а не более 600… (Ну по крайней мере должна быть, по моим предварительным рассчетам годовалой давности причем для гексокоптера, а не для квадрика.) Хотя и 5 сотен для меня на игрушку — это борщ, поэтому до сих пор и не собрался… Эх, финансы.
0
Приблизительно в 1000$ все вместе встало (с аккумуляторами, зарядкой к ним и т.п.). Хотел отметить одну деталь — да, можно купить (или собрать) плату управления и даже написать для нее софт, и конечно, можно собрать раму, самому спаять контроллеры и т.п.
Наверное, можно будет обойтись в два раза меньшей суммой, не считая «накладных» расходов на краши в виде пропеллеров и т.п.
У меня есть два простых «но»:
1. этой мой первый коптер, поэтому разрабатывать мозги и писать к ним софт — это слишком сложно для первого полета
2. мне очень хотелось взлететь :-)
Поэтому был выбран указанный путь.
Насчет других контроллеров, упоминаемых к комментариях: могу сказать только одно — на выбранном мной контроллере есть гироскопы + акселераторы + барометр = удержание горизонта, что дает возможность таким чайникам как я не угробить аппарат в первую минуту полета. При отпускании стиков управления на пульте в безветренную погоду коптер самостоятельно (!!!) выравнивается в горизонт. К этому контроллеру также можно будет подключить GPS + компас, что даст функции типа возврат на место взлета.
На более простых мозгах (типа КК) такого нет, поэтому управлять коптером на них — просто беда. Более продвинутые (типа Wii) — или дороже, или труднодоставаемые. Правда вот вышел контроллер, который все это может и стоит дешевле — Rabbit fligh controller, уже заказал, как придет и облетаю появится статья :-)
0
Что ви, что ви, таки и я не имел ввиду все паять и собирать с ноля… И тем более писать под это прошивку — все уже 100 раз написано!
Покупные регули, моторы, аккумы (пару штук на 3S с нормальным соотношением вес/емкость), управление (кстати тот же турнижи на 9 каналов насмотрел, он сейчас чутка подорожал, был баксов на 7-10 дешевле), мозги (30$ ардуина mega 2560 вполне себе подходит под это дело) + плата с датчиками (100$ барометр, акселерометр, магнетометр, гироскоп, а за 150$ то же самое + GPS, но мне он был не нужен), и удержания все оно поддерживало и вплоть до автопилота с полетом по точкам, сейчас наверняка стало еще лучше, ведь прошивку постоянно дорабатывают. Если интересно будет — спрашивайте, поищу свою тему на сей счет.
Остальное — самодел. Итого у меня выходило под $500 +- на 6 моторный коптер…
Но, повторюсь — я таки пока ничего не собрал, и потому не буду утверждать на 120% с пеной у рта :) Хотя цены вполне себе реальные считал с доставкой за реальные лоты на ебеях и с хобикингов там всяких.

PS: а была бы у меня на это штука баксов, уууухххх…
0
Коллега, спасибо за статью. Сам готовлю статью для сообщества по данной тематике (правда, с упором на разработку собственной платы управления).

Я, как и Вы, склонюсь к мысли, что при постройке первого устройства лучше ориентироваться на готовые (покупные) компоненты. Но кое на чем (IMHO) вполне можно «сэкономить» (учитывая, что члены Сообщества обладают нужными навыками :)

1. Раму коптера можно запросто изготовить из того, что есть под рукой. Сама конструкция очень проста. Так как коптер управляется платой управления (регулятором с обратной связью) – это снижет требования к точности изготовления, балансировки и т. д.

2. Саму плату управления можно изготовить самостоятельно. Я не говорю о создании платы «с нуля». Существует очень много неплохих открытых проектов (например: arducopter, wiicopter, kkmulticopter, openpilot).
0
интересно будет почитать. у самого тоже зачесалось полгода назад всё сделать кастомное.

склеил раму (монолит кевлар), сделал плату (lpc1768+mpu6050+hmc5883+bmp085), а прошивку дописать всё руки не доходят.
0
Обязательно опубликую статью, но не раньше, чем облетаю плату. Просто в данном случае – теория одно, а практика – совсем другое. Я, честно говоря, изначально очень сильно недооценил данную задачу.
0
я, к сожалению, тоже
0
хах, не вы одни
0
А я слишком углубился во всех направлениях и продолжаю задавать новые задачи не успевая решать старые :) как оыбчно и бывает. План пока такой,

— Контроллер BLDC с ОС по ЭДС (становится почти все ясно)
— Векторное управление BLDC с OC по току (-- можно пропустить)
— Снятие характеристик моторно-винтовой установки, на столе на весах
— Простой винт из двух отдельных лопастей (для проверки насколько это будет хуже готового)
— Платка с гироскопами и акселероматрами, тут пока есть проблемы с плохим пониманием некоторых деталей работы БИНС
— Играние с нелинейной моделькой коптера (уже начал), выбор регулятора, наблюдателя/фильтра, здесь есть много интересно, что я не знаю или не помню
— Запуск коптера с регулятором дающим хороший результат на модели, сбор данных о настоящей системе
— Подгон модели более плотно к целевой системе на основе данных (траектории движения)
— Проверка крашеобразных ситуации, новых регуляторов, режимов стабилизации на модели
— Навигация по камере (самая сложная часть остается последней)

уже этого мне хватит навсегда.
0
Читал Вашу статью о BLDC. Вы выбрали не самый легкий путь (но, безусловно, очень интересный) и проделали огромную работу. Я упростил себе задачу, и сконцентрировался только на БИНС. Хотя я и знал, что будет тяжело (я предварительно ознакомился с теорией, и знал с чем придется столкнутся) – не думал, что насколько все сложно на практике :)
Удачи Вам, и жду Ваших статей.
0
предварительно ознакомился с теорией
раз так, немогли бы подсказать книг для ознакомления с ИНС? :)
не сочтите за наглость :)
0
Уточните, плиз, что конкретно Вас интересует: чистая теория, ИНС в привязке к коптерам или оптимизация решений задач ИНС в контексте МК.

Из книг, «Введение в теорию бесплатформенных инерциальных навигационных систем» (Бранец, Шмыглевский).

Если в привязке к коптерам и МК — советую сразу обратить внимание на «DCM» -Direction Cosine Matrix IMU: Theory (William Premerlani and Paul Bizard)
0
Есть несколько неплохих вводных статей на хабре: 1, 2.
0
спасибо за подсказки, прочитаю, просмотрю — дальше я думаю сам пойму, что конкретно мне нужно :) тут главное — начать…
0
Вот здесь есть неплохое описание алгоритмов рассчета стабилизации на основе акселерометров и гироскопов. Очень познавательно. но нужно иметь минимальное знание английского
0
Упрощенный способ, акселерометр использован не совсем по назначению (нет оценки положения, только ориентация), и остаются вопросы о погрешностях.
0
По цене приближается к $1к, походу. Готовый стоит около $400, с камерой (и беспроводным трансивером, есесна). Вот если б в пару-тройку сотен бачинских уложиться…
0
Если Вы захотели построить свой коптер – нужно сразу понимать, что это удовольствие недешевое. Дело даже не в стоимости покупки/построения коптера (порог вхождения) а в том, что «обслуживание» коптера тоже «влетает в копейку». Будут апгрейды, будут (увы) краши. Пропеллеры для коптера – это вообще расходный материал, лучше сразу покупать с большим запасом.
+2
На хабре в 300 уложились, если не меньше )
0
он потом поправился, но статью не исправил. так что не обольщайтесь :)
0
Ну, на хабре есть и другие примеры, где человек переоценил свои силы, и в результате копрер ему обошелся очень дорого.
Но я говорил о другом – коптер требует денег на обслуживание (например, как и автомобиль). Если вы собрали коптер за $300 – это не значит, что ваши денежные затраты закончились. Наоборот, это только начало. Вы захотите что-то улучшить, вложив еще $10… А потом еще $20… А потом, увы, авария, и на восстановление потратите $100. IMHO, если данная тематика Вас привлекает – оно того стоит. Просто нужно сразу понимать, что купить/собрать коптер – это еще не все затраты.
0
А где есть готовый за 400$?
0
0
Ну это я не искал подешевле, просто как пример.
0
Я его тоже рассматривал, проблема в том, что он летает в радиусе уверенного приема WiFi. Меня не устроила такая дальность (метров 50 в условиях города).
Кроме того, это — «вещь в себе». Т.е. заменить и проапгрейдить чтото у него не представляется возможным, к нему не идет радио-пульт, он не сможет ничего носить (камеры и т.п.), только то, что есть на нем. Вобщем, это игрушка для детей. Он так и позиционируется — игры через iPhone или iPad и т.п.
0
Всё же хочется сделать по-максимуму «свою» вещь, чтобы в ней не своими руками были только важнейшие компоненты — моторы, да пропеллеры ) а движковые драйвера, мозги, датчики, трансивер, все самому… Сидел, думал по поводу последнего, с одной стороны, надо, чтоб далеко было (а это 433 МГц и ниже), а с другой, видео по оакому каналу не протащишь (в пэрроте дальность именно видео и ограничивает). Ставить оба — жирновато (а мб и нет, надо рассчитывать). Полностью автономный, с GPS/GSM модулем? Придется вспоминать курс САУ )
0
Сейчас передатчики-приемники управления в квадах в основном используют на 2.4Ггц. При этом дальность получается до нескольких км. — это важно когда летаешь fpv. Кстати, сама аппаратура fpv использует 5.8Ггц.
0
Сомнительно всё это… Особенно 5.8 Ггц, мощность для устойчивой связи на дальних расстояниях должна быть очень высокая. Т.е. я не спорю, что 2.4 используется, но это для тех, у кого бабла овер 9000, для покупки мощных готовых решений. А на коленке спаять/настроить на дальность 1-2 км в диапазоне 30-40Мгц и 433Мгц куда как проще.
0
Помоему 500мВт у них мощность. При этом несколько км бьют. При этом очень устойчивы к помехам и HD видео могут передавать.
Но тут все конечно в деньги упрется…
0
Не верю ))) чтобы при 500мВт на 5.8 Ггц передавать HD видео (пару мегабит Оо), прошу ссылку на сие чудо )
0
А в чем проблема? На 2.4ГГц оно уже отлично передается.
Другое дело что это только готовое решение брать, на коленке собрать систему на такой частоте проблематично (хотя, с другой стороны, такие системы обычно состоят из двух деталек — чипа и антенны).
По дальности — сотовые имеют мощность все ниже, частоту все выше, но пару километров по прежнему берут без особых проблем.
0
Ну вот нужно как раз чтобы самому и не дорого ) и потом, у сотовых базовые станции какой мощности!
0
и чтобы слова не были просто словами, вот ссылка на пары приемников/передатчиков, продающихся в одном из многих подобных магазинов
0
ой, фальстарт.
www.bevrc.com/transmitter-receiver-tx-rx_c32.html?zenid=f3be10a7e19a303a5ff4f55ff065eb76

собственно, ко многим парам в таблице указана примерная дальность. Так что с 1 км на 1Вт с частотой 5.8 ГГц, я, похоже, погорячился. ))))))))))

А вообще тема интересная. Материала просто горы. )
0
Это не играет большой роли — связь-то двухсторонняя, а на стороне терминала мощность не более ватта, если не менее.
0
Это, в общем, лирика ) вот поднимется сайт терры, буду смотреть, что есть для самостоятельного изготовления… ) а то я что-то себя не в теме уже чувствую )
0
ого, ребят, ну вы даете.
насчет сотовых. Частота GSM, если не изменяет память, 1800/1900 Мгц при максимально допустимой мощности передатчика телефона в 2Вт.

Дальше. Видеолинк в коптерах. Если вы используете аппаратуру управления на 2.4 ГГц, то уж извольте частоту видеолинка выбирать другой, иначе взаимного влияния не избежать. Поэтому рулят 900 МГц, 1.3 ГГц и 5.8 Ггц. На разных частотах при одинаковых мощностях передатчика дальности получаются разными. Ничего не поделать. Если нужно полетать близко (до 1 км), то подойдет и 5.8 ГГц с мощностью до 0.5 Вт, а вот если дальше, то придется выбрать 900 или 1.3 ГГц. Мало того, если модель все время полета не будет выходить за границы одного направления с определенным углом, то целесообразно использовать path антенны.
Так что не все просто.

А насчет HD видео. Не знаю ни одного серийно выпущенного передатчика с полосой, позволяющей это делать. Именно поэтому «летательных» очков с разрешением выше 640х480 не встретить. Хотя, конечно, было бы неплохо, если бы качество картинки было выше. Однако (сам еще не летал, хотя очки уже примерял) народ говорит, что и этого разрешения более чем достаточно.
не помню сколько там стандартом обеспечивается, но что-то не более 420 ТВЛ по горизонтали. Поправьте, если ошибся :)
0
Вот HD комплект. Я конечно не поручусь, что там все так, как написано, пока сам лично не куплю, но вот ведь пишут HD, 720P…
0
вот именно, только камера HD. Уверен на 99.999(9)%, что очки дают разрешение 640х480
Про передатчик сказать ничего не могу, но маловероятно, что он сможет передать картинку с камеры без потери качества.

Обратите внимание, в технических характеристик в описании почти нет
и еще одно ОГО: в описании «4KM+» с 0.5 ватта 5.8 ГГц передатчиком такого добиться на тех антеннах, что есть, как уже говорил, не реально.
Если сомневаетесь в достоверности моих слов, постараюсь найти ссылки на форум. Встречал и не раз. Или просто гляньте на приведенную мной ссылку выше.
+ еще FatShark выпускает комплектом радиолинк на 5.8 ГГц с мощностью передатчика 100 милливатт. Так вот, это достаточно для полетов на расстояние ДО 600 метров. Как известно, при увеличении мощности передатчика в 2 раза радиус приема в 2 раза не увеличивается :)
0
Насчет очков — согласен, сейчас по-моему никто не выпускает HD очки по разумной цене, а вот по поводу дальности…
Из вашей же ссылки — указана дальность 2...4 км с комплектной антенной и в два или три раза больше с другой.
Или я что-то не понимаю?
0
да, в идеальных условиях. Любое деревце на пути и прощай моделька :))))))))))))
0
короче, смысл в чем: если бы было все так просто, то брали бы самый стандартный набор приемник и передатчик и летали бы в свое удовольствие. А то понапридумывают всяких антенн с круговой поляризацией, path антенн и трекеров для них. Но, судя по отзывам, дальше 2-3 км мало кто летает ибо любая внештатная ситуация (коих тоже было много) и, к сожалению, модель потеряна.
Но вообще хорошо, что ветка появилась.
Вы ж ничего еще не заказывали? Если да и когда придет, будет облетано, пишите о результатах. Вот тогда может быть еще немножко поспорим, а то щас больше на оффтоп смахивает. Всетки пока на повестке дня сами мультикоптеры, а не полет по камере :)
0
Да-да-да, поэтому вас и тереблю вопросами, чтобы не было мучительно больно потом :-)
Конечно, есть большое желание заказать систему fpv, но хочется взять что-либо годное и надежное.
0
Дык, СВЧ. Без прямой видимости оно как-то не очень.
0
При этом отзывы по продукту — только положительные
0
Уверен на 99.999(9)%, что очки дают разрешение 640х480
Так это вроде ограничения дисплеев в очках, а не канала. По крайней мере я еще не слышал о HD-очках независимо от источника сигнала (а, например, карманные видеоплееры вполне способны выдать HD).
0
смотрим. Передатчики и приемники работают в стандартах PAL/NTSC. Смотрим в Википедию и видим, что максимальное количество строк, обеспечиваемое стандартами — 525(486 видимых) для NTSC и 625 (576 видимых) для PAL. Я не знаток стандартов передачи изображения, но эти цифры наводят на определенные мысли, а именно — пока не придумаем другой протокол передачи, об HD и не мечтайте ;)
0
Вот честно говоря не знаю, какой там сигнал. Если они на этих 5.8ГГц тот же PAL гонят — да, разрешение фиговенькое. Но, в принципе, на этой частоте не проблема FullHD гнать, в Blu-ray качестве притом.
Опять же, не ковырял, но принципиально возможно что в PAL только выход на очки.
ха-ха! нету даже 640 на 480 для затравки погуглите спектр композитного сигнала»
Ну по вертикали PAL столько выдаст, даже больше. По горизонтали, для цветного композитного — хуже.
0
Насколько знаю, очки именно для FPV имеют вход композитного сигнала, а вот просто видео очки, которые народ может использовать для FPV, часто имеют разношерстный набор интерфейсов. Готовятся к выходу FullHD очки от Sony, если не изменяет память.
но в любом случае смысл не меняется: надо либо искать нестандартный набор приемник/передатчик, либо переделывать существующие. Интересно вот что: а целесообразно ли это вообще? Очень часто в качестве камеры юзают гопрошку, которая одновременно работает в режиме записи и в режиме liveview. Так полетали по очка, а наслаждаться качеством и красотой видео уже дома, на большом мониторе или телевизоре ;)

не в обиду никому, но мы здесь, на ЕЕ, пока, к сожалению, все или почти все профаны. Поэтому лучше почаще лазить на специализированные форумы, а здесь в концентированном виде делиться нарытой информацией. Как раз хочу в скором времени такой персональный блог создать — ссылочк и мысли на тему мультикоптеров и всего, что с ними связано :)
0
Что-то не то обсуждаем, здесь же easyelectronics а не rcxxx, надо думать как попроще свое сделать, а не какое из готовых лучше.
+2
и цитата одного из участников RC форума (не истина последней инстанции, но всеж):
«подолью масла в огонь:
а знаете ли Вы какие дополнительно дает ограничения по разрешаюшей способности интерфейс КОМПОЗИТНОГО сигнала что мы пользуем?
Вы расчитываете что получаете 600 на 800? ха-ха! нету даже 640 на 480 для затравки погуглите спектр композитного сигнала»
меня убедило, ко всему прочему слышал подобное не от одного человека. Надо бы вообще дождаться специалистов и послушать их мнение ;)
0
очечки
www.hobbyking.com/hobbyking/store/__12175__True_640x480_8ch_2_4_5_8Ghz_Dual_Rx_w_HeadTrack_Video_Goggles_.html
есть еще вариант в черном исполнении и названия разные, но от этого оптическая система не меняется ;)
0
На ebay.com в строке поиска наберите «fpv 5.8 500». Выпадет куча ссылок.
Например вот.
0
вооот, уже лучше, ближе к правде. Этот набор уже идет с path антенной.

а вообще, читаем, раз уж на то пошло ;)
forum.rcdesign.ru/f90/thread265801.html
0
1. Если не трудно, в следующей статье можно добавить видео.
2. А реально ли построить беспилотный квадрокоптер, чтобы избегал столкновений и прокладывал маршрут по GPS?
0
GPS поставить не проблема (многие платы управления предполагают установку GPS в качестве «опции»). Только как GPS поможет Вам избежать столкновений? Плюс, коптеры обладают небольшим запасом хода (10 – 20 мин полета на одной батарее). При такой дальности – автономные полеты по GPS не очень актуальны :)
0
GPS, естественно, не поможет. Избегать столкновений с помощью радио/звуколокации, видеокамеры+кластеризации и т.п. Вроде «самолетные» БПЛА имеют что-то подобное. А по времени — обидно, конечно. Я думал, часа 3 отлетает хотя бы :)
0
всё реально, нужно только время (и деньги)
0
1. Постараюсь, посоветуйте простой всеядный видеоредактор. В MS Vista, кажется был Movie Maker — мне нравился простотой. В Win7 что-то его не нашел.
2. Реально, действительно все упирается в деньги. Надеюсь, что прикуплю модуль GPS для своего коптера и отчитаюсь как оно :-)
0
1. В 7 чтобы он появился, нужно поставить Live Essentials.
explore.live.com/windows-live-essentials-movie-maker-get-started
+1
Большое спасибо! То, что нужно! В новой статье теперь будет видео :-)
0
Сам собрал месяца два тому такой апаратик. Только недавно нормально настроил и вчера что то ему зашло, короче не полетел. Параметры леталки сходные из автором. Правда раму сам пилил и мозги kkmulticopter взятые из ebay за 22$. Сейчас развожу плату для присобачевания к kkmulticopter акселерометра и заливки прошивки от wiicopter. Весь комплект обошолся в 350$ плюс минус.
0
вот вам www.parkflyer.ru/37223/product/149627/ как минимум атмега + 3 гироскопа, правда 1 осевые. Кстати в куке можно гироскопы поменять, как-то находил в магазе 3-х осевой, аналоговый гироскоп. А исходники на кук есть в инете на kkmulticopter.com чтоли.
0
сам то летал на куке перед тем как советовать его?
0
Чем дешевле плата, тем больше опыта должен иметь пилот ))
0
Абсолютно согласен. Убедился на собственном опыте. Мне до сих пор тяжело даже на моем контроллере, а уж что будет на простом — даже не представляю :-)
0
А бензиновые двигатели такого формфактора бывают? Или они не управляемые? Что авиамоделисты используют?
0
Бывают, но я не видел чтоб их на квадрики ставили.
0
Бывает и ставят на коптер, только один в центре для обеспечения нулевого веса. А по краям — как и у всех, стоят электромоторы, обеспечивающие управление движением и стабилизацию (видел такое на ютубе, найти что-то не могу только).
Использование исключительно бензиновых не видел, т.к. я думаю, что получится очень тяжелая и ненадежная конструкция. По соотношению мощность/масса электроустановка намного эффективнее, особенно в микро-вариантах.
0
Раму лучше всего делать своими руками, иначе потом запаришся запчасти на неё выписывать.
0
  • avatar
  • Kvik
  • 11 марта 2012, 09:23
Сам в теме мультикоптеров уже год. Мой, основанный на проекте multiwii трикоптер уже летает, так что собрать бюджетный вариант возможно, но потратиться все равно придется.
Я бы тоже хотел написать здесь статью и поделиться своим опытом, чтобы другие не наступали на те же грабли, но просто катастрофически нету времени для того, чтобы она получилась толковая. Поэтому единственное, чем могу помочь, это в комментах оставлять замечания, если вдруг с чем-то буду не согласен.
Первое: правильно сказал кто-то, что чем дешевле комплект, тем сложнее и дольше будет старт. Не забывайте, что помимо коптера у вас должна быть еще более или менее сносная аппаратура, а потом еще непременно захочется по камере полетать. Комплект видеолинка тоже встанет в круглую сумму. У меня это только начинается, но уже потрачены не одна сотня иностранных рублей.
Поэтому главное правило: перед тем, как что-то купить или решить строить, потратьте месяц на изучение проблематики и первые шаги делайте по проторенной дорожке. Когда же почувствуете, что стали во всем более или менее разбираться, вот тогда можно начинать экспериментировать. Благо сейчас код и платформы стали намного стабильнее, чем тогда, когда начинал я.
и, конечно, пропеллеры, пропеллеры, пропеллеры. По первому времени (если нет вертолетного опыта) падать будете очень часто даже со включенным автопилотом. Причины падений самые разнообразные: от ошибки пилота, до недонастроенной электроники коптера.
0
RC форумы:
наш forum.rcdesign.ru
не наш www.rcgroups.com

более 90% ответов на ваши вопросы есть там )
0
Может про коптеры отдельный блог стоит сделать? Будет гораздо удобней искать материалы. Тема большая и очень интересная
+3
Сделай, в чем проблема? Порог по рейтингу ЕМНИП 5, и теперь его у тебя хватает.
0
создал:
тут
Теперь статью както-туда надо перенести. Да и про управление движками можно наверное.
0
Статью перенес, так как переносил в первый раз мог накосячить :-)
Все видно?
0
Переносить могут авторы и DIHALT. Так что теперь ищи в сообществе статьи про коптеры (их тут несколько, ЕМНИП) и проси их авторов перенести их.
0
Блин, меня опять опередили. В данный момент как раз строю квадрокоптер, хотел тоже запилить подробный гайд по постройке. Строю полностью из хоббикинговских частей, мозг — HK control board v2.1. Общая стоимость со всеми доставками выходит около 10 т.р. Кому имтересно-расскажу подробнее.
0
  • avatar
  • enq
  • 14 марта 2012, 19:46
Подключайте себе блог про коптеры и пишите туда. Желательно подробно, с фотками процесса, с описанием найденых граблей и способы их обхода.
0
Мне кажется, что ваш гайд будет нужен всем интересующимся, т.к. мой коптер существенное отличается от вашего как рамой, так и мозгами. Наверное и аппа другая будет?
0
аппа абсолютно такая же, но под брендом Turnigy. Это железо брендируют себе все, кому не лень. Как только буду собирать, всё опишу с фотками. Ещё мне хз сколько ждать двигатели с регулями.
0
Ну и где тогда радиолюбительство, если все готовое покупать?
Я знаю авиамоделистов которые сами делают и винты и корпуса (стеклоткань, эпоксидная смола и пенопласт!)
Вот тогда будет интересно!
0
Вот и я так думаю, поэтому застрял на контроллере двигателя.
+1
Наверное, вы правы. Только вот в кружках авиамоделистов не делают электронику сами…
Как то так вот сложилось, что там в основном, как вы правильно сказали, винты и корпуса делают. А электронику — покупают.
А в кружках электроники — наоборот, только электронику делают. Сам когда там занимался — всегда основной проблемой было не спаять что-то, а сделать из этого готовое устройство.
Думаете в коптере собранном из готовых устройств некуда приложится? А вот и не правы! Возникает сразу куча идей по доработке, допиливанию чего-либо, добавки новой функциональности. Вот тут как раз без электроники уже — никуда. Т.к. готового — ничего уже не найти.
0
Друзья, я вот сейчас в руках верчу ESC и возник маленький вопрос: UBEC — это встроенный стабилизатор на 5В? Т.е. я могу без проблем использовать эти самые 5В, например для питания радиомодуля?
0
Да, для этого он и предназначен.
0
Да, только аккуратнее тут надо, т.к. ESC обычно несколько штук в коптере, и если в каждом из них BEC, которые соединяются в пилотном контроллере — последнему может поплохеть…
0
Всем большое спасибо за советы! Про то, что нельзя запараллеливать — обязательно учту.
0
А ему-то что? Вот BEC'ам может и будет не очень хорошо от параллельного включения, и то сомневаюсь.
0
Да вот есть такие случаи именно для контроллера NAZA, когда ему поплохело, вернее даже не ему, а его собственному BEC…
Не смог найти пруф что-то, но думаю если два BEC подерутся — ничего хорошего не жди.
0
часто в драйверах стоят обычные линейники типа 1117. что происходит при параллельном включении думайте сами.

если надо питать существенную нагрузку от 5в, то есть в продаже отдельные импульсные преобразователи на lm2576s например. вчера на таком собрал портативную зарядку для мобилы
0
сам поржал дай другим поржать
0
А чего там такого смешного?
0
ну как бэ цена за коптер 500 тыс рублей, за автомобиль 12 лямов
0
Ну и? Для них вполне нормально.
Да и коптер не так уж прост, электроника там довольно навороченная.
0
ну всё же это на мой взгляд очередное отмывание денег
0
Там ещё и ПО навороченное, если смотреть на скрины рабочего место оператора.
0
Ну это относится уже не к вертушке, а к машинке, как я понимаю. А она за отдельные деньги.
0
Они даже клип сделали: www.youtube.com/watch?v=DSNukmK4OTc
0
Вопрос к автору, после установки DJI NAZA капот у GAUI 500X встаёт на место?
Высота модуля DJI NAZA больше чем идущего в комплектации GAUI 500X гироскопа GU-344, вот берут сомнения в приобретении этого капота для эсттетичного вида.
0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.